1.2 Формы безналичных расчетов
Расчеты могут осуществляться двумя способами: безналичным и наличными деньгами. Второй вариант не представляет такого интереса, как безналичные расчеты, которые осуществляются предприятиями путем безналичных перечислений по расчетным, текущим и прочим счетам в банках. Применение безналичных расчетов позволяет снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах и обеспечивает их более надежную сохранность. Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.02 № 2-П.
В настоящее время наиболее широкое применение получили следующие формы безналичных расчетов:
платежными поручениями;
аккредитивами;
чеками;
по инкассо;
в порядке плановых платежей;
с использованием векселей;
основанных на зачете взаимных требований.
Платежные поручения используются организациями для расчетов за продукцию и услуги, для расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами и т.д. Платежные поручения представляют собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В платежных поручениях обязательно указывается назначение подлежащих перечислению сумм. Платежное поручение может выписываться как после получения покупателем товарно-материальных ценностей, так и для предварительной оплаты счетов поставщика.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действие по получению платежа от плательщика. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых производится по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика в бесспорном порядке.
Акцепт требований может быть последующим и предварительным. При предварительном акцепте банк списывает средства со счета плательщика, если плательщик не заявит в установленный срок об отказе от акцепта. При последующем акцепте банк плательщика оплачивает платежное требование сразу после его поступления. Если плательщик в установленный срок заявит об отказе от акцепта, то банк немедленно восстанавливает сумму платежа на счете плательщика и списывает со счета получателя. Отказ от акцепта принимается банком в течение трех рабочих дней после поступления платежного требования в банк плательщика. За необоснованный отказ от акцепта по решению арбитражного суда покупатель может нести материальную ответственность. Плательщик имеет право отказаться от акцепта в случае отгрузки поставщиком продукции незаказанной, недоброкачественной, досрочной доставки товаров или долгосрочного оказания услуг, предъявления поставщиком бестоварного требования, в случае несогласованности цен и т.д. Возможен также частичный отказ от акцепта. В случае акцепта платежного требования банк покупателя извещает банк поставщика об оплате покупателем расчетного документа, и сумма платежа зачисляется банком покупателя на расчетный или другой счет поставщика.
Достоинство акцептной формы расчетов платежными требованиями состоит в том, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами, а недостаток - сравнительно медленное поступление средств на счет поставщика. Расчеты платежными требованиями могут осуществляться в безакцептном порядке. Например, без акцепта оплачиваются требования за газ, воду, электро- и теплоэнергию, пользование телефоном, почтово-те-леграфные услуги и т.д.
Инкассовое поручение — расчетный документ, на основании которого денежные средства списываются со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:
в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством (органами, выполняющими контрольные функции);
для взыскания по исполнительным документам (судебными органами);
в случаях, предусмотренных сторонами по договору, при условии предоставления банку плательщика права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты поставщику на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении, и в пределах указанной в заявлении суммы. Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в договоре, который может быть продлен по согласию поставщика и покупателя.
Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям на основании представленных поставщиком реестров счетов и приемо-сдаточных документов, подтверждающих отгрузку товара. Реестры счетов сдаются поставщиком в обслуживающий его банк на следующий день после отгрузки товаров. Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации-покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.
Достоинство аккредитивной формы расчетов заключается в том, что она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины. К недостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива.
Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в основном используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).
Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. При этом сумма лимита и срок действия книжек ограничены.
При поступлении товаров или оказании услуг плательщик (чекодатель) выписывает чек из книжки и передает его представителю поставщика (т.е. чекодержателю). Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка для зачисления денег на его расчетный счет.
Расчеты в порядке плановых платежей производятся в тех случаях, когда между поставщиками и покупателями сложились устойчивые хозяйственно-расчетные отношения, а поставки носят регулярный характер. Сущность данной формы расчетов заключается в том, что покупатель оплачивает поступающий товар равными суммами в сроки, установленные соглашением между поставщиками и покупателями. Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как поставщиком (платежные требования), так и покупателем (платежные поручения или чеки). Стороны периодически проводят сверку расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет. Расчеты уточняются не реже одного раза в месяц.
Расчеты в порядке плановых платежей позволяют уменьшить объем учетной работы, поскольку отпадает необходимость контроля за оплатой каждого отдельного платежного документа.
При расчетах, основанных на зачете взаимных требований, взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг другу погашаются в равновеликих суммах, а на разницу производится платеж в установленном порядке. Взаимные расчеты могут быть разовыми и постоянными, между двумя или несколькими организациями. Сроки и порядок расчетов устанавливаются соглашением сторон.5
- Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики
- «Денежные расчеты предприятий с поставщиками и покупателями» Выполнил: студент группы дээ-201 Фан Чэнь
- Москва-2009
- Введение
- Учет расчетов с поставщиками и покупателями
- 1.2 Формы безналичных расчетов
- 1.2.1. Учет расчетов по текущим обязательствам с использованием векселей
- Основные критерии оптимального выбора поставщика
- Организация службы закупок на предприятии
- Виды и методы закупок, оплата поставок
- Определение оптимального размера заказа в q-системе
- Глава 2. Практическая часть
- 2.1 Учет расчетов с поставщиками и покупателями
- 2.2. Выбор оптимального поставщика
- Использование матричного метода для оценки поставщика товаров предприятию «рПиПп - Электроника»
- 2.3. Определение оптимального размера заказа
- Заключение
- Список литературы: