Проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребенка со взрослым
Детское сознание находится в постоянном поиске, его характерными особенностями являются стремление к наблюдению и эксперименту, самостоятельному поиску новых сведений о мире. Внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы все образовательные ресурсы окружающего ребенка социума были направлены на содействие развитию способностей ребенка к наблюдению и анализу явлений, проведению сравнений и обобщений. Огромное значение имеет развитие умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многого другого, что является составляющими успешной личности.
Как следствие, в условиях современной образовательной ситуации признается необходимым поиск новых методов и технологий, максимально ориентированных на содействие всестороннему развитию личности ребенка. Одним из ведущих в этом отношении большинством ученых заслуженно признается метод проектной деятельности как один из перспективнейших в условиях современного образовательного процесса.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, приоритетной признается необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Структура программы дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Требования к условиям реализации основной Образовательной программы направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности: «Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [1, п. 3.2.5.].
Проектный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих, коммуникативных способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию.
Проектная деятельность основана на формировании профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, базирующегося на признании детской личности субъектом образовательного процесса, индивидуальном подходе, доброжелательном отношении к ребенку. В ходе проектной деятельности необходимо развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада).
Проектный метод обучения, способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, достигаемый в процессе решения какой – либо проблемы.
Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку.
В настоящее время в педагогической науке активно разрабатываются теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий (работы В. С. Безрукова[5], А. В. Мудрика[26], К. М. Левитана[23], И. Б. Котовой[21], М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой[31] и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как А. В. Дронь и О. Л. Данилюк[17], Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева[12] и др.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, а так же делает образовательную систему дошкольных заведений более открытой для активного участия родителей. Следовательно, метод проектов является актуальным не только для детского сада, но и для общества и семьи в целом.
Перспективность метода проектов в системе дошкольного образования заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
В пособии для педагогов дошкольных учреждений четко регламентируются сущность и основные содержательные характеристики проектной деятельности: «Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника» [6, с. 208]. Среди ведущих особенностей проектной деятельности выделяют следующие:
- расширение знаний детей об окружающем мире, связанное с выполнением исследовательских и творческих проектов;
- развитие общих способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные;
- коммуникативное развитие, обусловленное тем, что выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану, грамотно излагать свои мысли и т. д.;
- приобретение социальных навыков: в ходе проектной деятельности дошкольники становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами;
- изменение содержания игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу .
В системе взаимодействия «ребенок – родитель – педагог» проектная деятельность представляет собой сложный взаимообратный процесс личностного развития его участников. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Е. С. Евдокимова в работе «Технология проектирования в ДОУ» предлагает следующее определение: «Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой организатором дидактической задачи) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических» [13, с. 6].
Участие в проектировании, по мнению ученого, ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, то есть, изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. В этом отношении проектирование выступает как субъектная, а не пассивная объектная форма участия в жизни.
Таким образом, целью проектной деятельности является всестороннее развитие личности ребенка, его познавательно-исследовательской, творческой, коммуникативно-речевой и мотивационной активности в контексте эффективной системы воспитательно-образовательного процесса, основанного на последних достижениях педагогической науки и практики, интеграции всех субъектов единого образовательного пространства.
Цель определяет задачи проектной деятельности , среди последних:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей (создание психологически благоприятных предпосылок гармоничного формирования личности ребенка, его самооценки, стремления к сотрудничеству и взаимодействию с педагогами, родителями, другими детьми);
- развитие познавательных способностей (формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности);
- развитие творческого воображения и мышления (становление оригинальности, ассоциативности, диалектичности и системности мышления в процессе креативного проецирования объектов и образов реальной действительности как результата художественно-творческой деятельности ребенка);
- развитие коммуникативных и речевых навыков (воспитание уважительного отношения к родному языку, как явлению культуры, осознание эстетической ценности родного языка, овладение навыками русского языка, как средства общения в повседневной жизни и учебной деятельности, развитие потребности в речевом взаимодействии). Цели и задачи представлены на ( рис 3 ).
Рис. 3. Цель и задачи проектной деятельности
Отдельной задачей можно выделить развитие мотивационной готовности ребенка к познанию, творчеству, общению и, как следствие, формированию ценностных ориентаций на основе процессов рефлексии и трансляции духовного опыта, полученного в результате проектной деятельности.
Существует множество типов проектной деятельности. Еще в начале ХХ века профессор Коллингс предложил следующую классификацию: «игровые» проекты, «экскурсионные», «повествовательные», «конструктивные». На сегодняшний день в методике дошкольного образования наибольшей популярностью пользуется классификация, разработанная Е. С. Евдокимовой (см. таблицу 2).
Таблица 2
Классификация видов проектной деятельности по Е. С. Евдокимовой [13, с. 15-16]
Критерии классификации | Виды проектной деятельности |
| Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные |
| Включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности |
| Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата |
| Участие внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект); |
| Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный |
| Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный |
В рамках исследования закономерностей организации процесса проектной деятельности традиционно выделяются следующие этапы:
- подготовительный – предполагает выбор темы проекта, формулировки ведущей проблемы исследования, целей и задач ее решения);
- планирование – состоит в осмыслении содержательной части проекта, выбора методов и приемов решения образовательной задачи);
- реализация – работа над проектом, в ходе которой реализуются основные цели и задачи проектной деятельности;
- завершающий этап – предполагает подведение итогов и оценку образовательной результативности проекта, подготовку и проведение презентации, рефлексию и трансляцию итогов проектной деятельности в системе образовательного пространства «педагог-ребенок-родитель».
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что одной из важнейших проблем, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями в настоящее время, является проблема организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «ребенок – родитель». Такое взаимодействие возможно лишь при условии модернизации всей системы дошкольного образования в целом, качественной перестройке принципов, методов и приемов обучения и воспитания, а также поиска новых интегрированных подходов, педагогических технологий и механизмов содействия формированию целостной личности каждого ребенка.
Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого, коммуникативного развития ребенка. В системе взаимодействия «ребенок – родитель» проектная деятельность представляет собой сложный взаимообратный процесс личностного развития его участников. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.
Таким образом, метод проектов оказывается одним из перспективнейших направлений развития современного дошкольного образования.
- Глава 1. Теоретическиеаспекты взаимодействия детей и взрослых
- Глава 2. Опыт реализации детско-родительских проектов в условиях детского сада.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия детей и взрослых
- 1.1. Взаимодействия в системе «ребенок – родитель»: понятия, сущность
- Проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребенка со взрослым
- Глава 2. Опыт реализации детско-родительских проектов в условиях детского сада
- 2.1 Детско-родительские проекты как способ взаимодействия детского сада с семьями ребенка
- 2.2. Детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка»: цель, этапы, анализ, результат
- Заключение
- Список литературы