Вопрос 4. Выбор метода ценообразования
В совокупности цена конкретного продукта определяется взаимным действием трех групп факторов: индивидуальных издержек производства и сбыта, состояния спроса и уровня конкуренции на рынке.
С учетом этих факторов в практике маркетинга разработаны методы ценообразования:
- на основе издержек;
- с ориентацией на уровень конкуренции;
- с ориентацией на спрос.
При разработке ценовой стратегии туристское предприятие должно использовать эти три метода во взаимодействии, поскольку ориентация только на один из них не способствует проведению гибкой ценовой стратегии и даже приводит к прямым или косвенным убыткам.
Ценообразование на основе издержек (затратный метод) основано на калькуляции издержек производства, обслуживания, накладных расходов, желаемой прибыли. Метод часто используется теми предприятиями, которые стремятся в первую очередь получить прибыль от инвестиций. При этом выясняется предел цены, ниже которого она не должна упасть.
Указанный метод ценообразования не принимает во внимание ряд важных факторов:
□ уровень спроса на туристский продукт;
□ чувствительность клиентов к уровню устанавливаемых цен;
□ уровень цен конкурентов.
Все это, несомненно, отрицательно сказывается на правильности выбора цены.
Однако затратный метод имеет и ряд преимуществ. Во-первых, если туристское предприятие может достаточно точно определить структуру своих затрат, то ценообразование на продукты значительно упрощается. Во-вторых, применение данного метода основными конкурентами фирмы создает условия для снижения ценовой конкуренции. И, наконец, в-третьих, у предприятий появляется возможность уделять значительно меньше внимания колебаниям спроса на продукты (конечно, если его уровень и без того достаточно высок).
Ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции достаточно характерно для предприятий, работающих в сфере туризма. При этом цены устанавливаются ниже рыночных, на уровне рыночных или выше их в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, образа продуктов, реальной или предлагаемой ответной реакции конкурентов. Отличительная особенность фирм, использующих данный метод ценообразования, состоит в том, что они не стремятся сохранить постоянную зависимость между своими ценами и затратами.
Ценообразование с ориентацией на спрос основано на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Данный метод применяется в том случае, если цена является решающим фактором в приобретении туристского продукта клиентами. При этом выявляется потолок цен — максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу.
Использование указанных выше методов позволяет определить исходную цену туристского продукта. Однако окончательно установленная цена может существенно отличаться от предлагаемой заранее. Это обусловлено выбором фирмой той или иной ценовой стратегии.
- Лекция № 1. Тема: «Сущность, содержание, основные понятие маркетинга в туризме» (2 часа).
- Вопрос 1
- Вопрос 2. Социально-экономическая сущность маркетинга
- Вопрос 3. Специфика маркетинга услуг
- Вопрос 4. Сущность и содержание маркетинга в туризме
- Лекция № 2. Тема: «Исследование среды маркетинга туристского предприятия » (2 часа).
- Вопрос 1. Понятие среды маркетинга.
- Вопрос 2. Анализ внутренней среды.
- Вопрос 3. Изучение внешней среды.
- Вопрос 1. Структура туристского продукта.
- Вопрос 2. Позиционирование продукта
- Вопрос 3. Жизненный цикл туристского продукта
- (4 Часа). План
- Вопрос 1. Формирование сбытовой стратегии.
- Вопрос 2. Каналы сбыта туристского продукта.
- Вопрос 3.Выбор посредников и определение приемлемой формы работы с ними.
- Лекция № 5. Тема: «Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг» (2 часа).
- Вопрос 1. Ориентация на потребителя — основной принцип маркетинга.
- Вопрос 2. Факторы, оказывающие влияние на потребителей туристских услуг
- 1. «Осторожные» (Prudent)
- Вопрос 3. Мотивы поведения потребителей
- Вопрос 4. Характеристика процесса принятия решения о приобретении туристских услуг
- Вопрос 5. Оценка степени удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей
- Лекция № 6. Тема: «Маркетинговая ценовая стратегия туристского предприятия» (2 часа).
- Вопрос 1. Цена в комплексе маркетинга туристского предприятия
- Вопрос 2. Внешние факторы процесса ценообразования
- Вопрос 3. Постановка целей ценообразования
- Вопрос 4. Выбор метода ценообразования
- Вопрос 5. Определение и реализация ценовой стратегии
- Вопрос 1. Конкурентная среда туристского предприятия
- Вопрос 2. Элементы анализа конкурентов
- Вопрос 3. Построение конкурентной карты рынка
- Матрица формирования конкурентной карты рынка
- Лекция № 8. Тема: «Маркетинговая коммуникационная стратегия туристского предприятия» (2 часа).
- Вопрос 1. Сущность маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 2. Целевые аудитории коммуникаций
- Вопрос 3. Элементы комплекса коммуникаций
- Вопрос 5. Определение адресата и целей коммуникаций
- 2. Формирование имиджа фирмы
- Вопрос 6. Выбор структуры комплекса коммуникаций
- Вопрос 7. Разработка бюджета и анализ результатов коммуникационной стратегии
- Лекция № 9. Тема: «Личная продажа в комплексе маркетинговых коммуникаций» (2 часа).
- Вопрос 1. Личная продажа в маркетинге туристского предприятия
- Вопрос 2. Процесс личной продажи
- Вопрос 3. Прием клиента и установление контакта
- Вопрос 4. Выявление потребностей клиента
- Вопрос 5. Представление продукта
- Вопрос 6. Преодоление возможных возражений
- Вопрос 7. Осуществление продажи и последующий контакт с клиентом