33. Оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка.
Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных экономических, социальных, политических, организационных и других условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения. В экономическом смысле конъюнктура характеризует хозяйственную ситуацию на рынке под влиянием действующих процессов и явлений.
Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка:
- общеэкономический
- отраслевой
- товарный.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определить его состояние на тот или иной момент, но и предсказать, как он будет развиваться дальше. Прогноз конъюнктуры рынка дает возможность своевременно вырабатывать меры по развитию позитивных тенденций.
Основная сложность в изучении конъюнктуры (особенно при разработке прогнозов) заключается не в том, чтобы определить круг факторов и элементов ее формирования. Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры состоит в установлении значимости, силы воздействия определенных факторов на формирование конъюнктуры, а также выявление ведущих факторов.
Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка ; применение совокупности, различных методов анализа и прогнозирования.
Сбор информации — важнейший этап изучения конъюнктуры рынка . Не существует единого источника информации, который бы содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из разных источников, — общий, коммерческий, специальный.
Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом с учетом развития отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.
Коммерческая информация — это данные, получаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции, а также и от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (сведения о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).
Специальная информация включает данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому ей следует уделять особое внимание.
Сеть магазинов — опорных пунктов создается предприятием для наблюдения за развитием спроса населения в зоне сбыта (прямой маркетинг). Эта сеть формируется из числа фирменных магазинов торговли, осуществляющих продажу данных товаров в зоне сбыта и согласившихся на договорных началах наблюдать за развитием спроса.
Сеть торговых посредников организуется службой изучения рынка предприятия для наблюдения за развитием спроса оптовых покупателей и складывающейся конъюнктурой на рынке соответствующего товара. В качестве торговых посредников целесообразно отбирать оптовые фирмы и торговые предприятия.
Потребительская панель образуется службой изучения рынка предприятия как выборочная совокупность потребителей (семей), подвергаемых повторяющимся исследованиям. Панельные исследования позволяют установить тенденции в изменении потребления и потребительских оценок в результате сравнения спроса. Панель формируется по правилам, обеспечивающим представительность ее состава по ряду ключевых признаков (например, место жительства, пол, возраст, уровень личных доходов).
Потребительский рынок представляет собой гибкую систему прямых и обратных связей между производством и потреблением. Его проблемы связаны с отношениями, которые зарождаются в сфере производства и проявляются в сфере обращения. Важнейшей характеристикой эффективности функционирования рынка является степень сбалансированности структурно-объемного и качественно-ассортиментного спроса и предложения.
Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов:
1. Сводный обзор, или доклад, — это основной документ с обобщающими показателями рынка. В нем анализируются динамика общеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры , проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры , освещаются наиболее характерные тенденции и выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков.
2. Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнктуры включает документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельного рынка. В нем выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблемы конкретного товарного рынка.
3. Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация — это документ, содержащий оперативную информацию, которая как бы сигнализирует об отдельных процессах, происходящих в конъюнктуре рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.
Факторы, особенно сильно влияющие на конъюнктуру, которые необходимо учитывать при разработке прогнозов.
При разработке прогноза учитываются анализ динамики производства в целом, выясняются главные причины изменения объема выпуска (изменение спроса, появление новых технологий, ввод дополнительных производственных мощностей). Рассматривается динамика производственных издержек, изменение численности занятого населения (в связи с производством).
При прогнозировании учитывают наличие резервных и ввод в действие новых мощностей, позиции государства по сдерживанию или расширению выпуска товаров, появление принципиально новых технологий производства, необходимо также учитывать динамику производства товаров за прошедшие периоды. Это особенно важно для традиционных производств, однако спрос на новые, наукоемкие изделия и соответственно их выпуск могут развиваться повышенными темпами даже в условиях депрессии и спада общехозяйственной конъюнктуры.
Производство оказывает огромное влияние на формирование конъюнктуры, но оно в свою очередь зависит от множества факторов, среди которых ведущую роль занимает спрос и потребление товаров и услуг. Поэтому необходимо исследовать спрос населения при прогнозировании конъюнктуры. При прогнозировании спроса учитываются ожидаемые размеры потребления, которые в свою очередь зависят от уровня доходов населения.
Прогноз динамики и уровня цен. При его составлении учитываются развитие производства, потребления, международной торговли и другие показатели состояния и перспектив развития рынка. Принимается во внимание и движение цен в прошлом.
При составлении прогноза очень важно в полной мере учитывать специфику данного товара и обусловленные этим обстоятельством особенности поведения конъюнктуры рынка (спроса и предложения).
- 1. Сущность коммерческой работы.
- 2. Роль и задачи коммерческой работы на современном этапе.
- 3. Коммерческий риск.
- 4. Торговые коммерческие структуры.
- 5. Система показателей анализа эффективности коммерческой работы торгового предприятия.
- 6. Хозяйственные связи в торговле.
- 7. Договорные связи торговых предприятий с производителями товаров и их эффективность
- 8. Содержание закупочной работы.
- 9. Контроль и учет поступления товаров от поставщиков.
- 11. Продажа товаров оптом.
- 12. Реализация товаров на розничных торговых предприятиях.
- 13. Формирование ассортимента товаров на оптовых торговых предприятиях.
- 14. Соблюдение ассортимента товаров на розничных торговых предприятиях.
- 15. Роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента.
- 16. Управление товарными запасами в оптовой торговле.
- Управление товарными запасами в розничных торговых предприятиях.
- Современная теория и практика маркетинга в коммерческой работе.
- Маркетинговые решения розничных торговых предприятий.
- Маркетинговые решения оптовых торговых предприятий.
- Реклама на товарном рынке.
- Рекламный бизнес за рубежом.
- Составление рекламных программ.
- Рекламные средства и их применение в оптовой и розничной торговле.
- Эффективность рекламной деятельности.
- Витрины магазинов, их устройство и оформление.
- Сущность и организация экспортно-импортных операций.
- Понятие и организация таможенного дела.
- Порядок таможенного оформления грузов.
- Лизинг, его виды; порядок заключения лизингового контракта.
- Факторинг и сфера его применения.
- 32. Экономическая эффективность лизинга.
- 33. Оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка.
- 34. Эффективность оценки экономической деятельности торговых предприятий.
- 35. Коммерческая деятельность в сфере услуг.
- 36. Управление процессом обслуживания покупателей.
- 37. Выбор эффективных методов продажи товаров.
- 38.Управление персоналом торгового предприятия.
- 39. Сущность франчайзинга и его роль в развитии малого предпринимательства.
- 40. Экономические основы франчайзинга.
- 41. Организация размещения и выкладка товаров в торговой зоне.
- 42. Психология и этика коммерческой деятельности
- 44. Основные показатели хозяйственной деятельности торгового предприятия.
- 46. Мелкооптовые магазины – склады.