Вопрос 3. Элементы комплекса коммуникаций
Маркетинговые коммуникации занимают особое место в деятельности туристского предприятия, так как представляют собой наиболее активную часть комплекса маркетинга. В комплекс коммуникаций входят четыре основных элемента:
□ личная продажа;
□ стимулирование сбыта;
□ пропаганда;
□ реклама.
Под личной продажей понимают непосредственный контакт представителя фирмы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью представления туристского продукта и совершения продажи.
Кратковременные побудительные меры приобретения туристского продукта составляют содержание стимулирования сбыта.
Под пропагандой чаще всего понимают работу по связям с общественностью (public relations), направленную на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между ней и туристским предприятием.
Реклама — это оплаченная форма неличностного представления туристского продукта и формирования спроса на него, а также создания имиджа туристского предприятия.
Каждому элементу комплекса коммуникаций присущи специфические приемы и методы. Однако все они преследуют одну цель — содействовать успешному решению стратегических и тактических задач реализации концепции маркетинга. Благодаря правильному сочетанию и использованию всех четырех составляющих элементов комплекса обеспечивается так называемое продвижение на рынок. Элементы комплекса коммуникаций часто называют также каналами коммуникаций.
Необходимо учитывать, что коммуникационные задачи маркетинга не могут быть выполнены эффективно, если туристское предприятие будет пренебрегать другими составляющими комплекса маркетинга, а именно, если отсутствуют правильный выбор продукта, цены, методы сбыта. Кроме того, элементы комплекса коммуникаций присутствуют в структуре таких специфических синтетических средств и приемов, как участие фирмы в выставках и ярмарках, формирование фирменного стиля и др.
Элементы маркетинговых коммуникаций постоянно и тесно взаимосвязаны между собой и другими составляющими комплекса маркетинга, поэтому в маркетинговой деятельности их трудно различить, выделить в чистом виде (тем более что в этом нет практической необходимости). Так, например, часто очень трудно отличить престижную рекламу от пропаганды. Личная продажа, с одной стороны, — это один из видов сбыта (прямой маркетинг), а с другой — высокоэффективный прием в установлении взаимоотношений с клиентами.
Таким образом, отсутствует четкая граница между элементами коммуникаций и другими составляющими комплекса маркетинга. Ведь и туристский продукт, его качество, цена и компетентность, доброжелательность сотрудников, уровень обслуживания сами по себе также несут мощный информационный и эмоциональный сигнал, который фирма посылает своим потребителям и другим адресатам. Из этого следует, что все без исключения элементы комплекса маркетинга играют большую коммуникационную роль. Комплекс же маркетинговых коммуникаций объединяет специфические средства и приемы, непосредственной задачей которых является формирование взаимоотношений с целевыми аудиториями (адресатами).
Туристские предприятия в отличие, например, от торговых сталкиваются с одной серьезной проблемой при организации комплекса коммуникаций. Она состоит в том, что предлагаемые ими услуги не имеют материально-вещественной формы, а следовательно, не видны потребителям. В связи с этим особое значение приобретает четкое описание как самих услуг, так и выгод, которые получит клиент от их потребления.
Планирование и осуществление на туристском предприятии комплекса коммуникаций предполагает:
1) разработку коммуникационной стратегии;
2) подготовку и проведение конкретных мероприятий по каждому из составляющих элементов комплекса коммуникаций.
4. Разработка коммуникационной стратегии
Коммуникационная стратегия разрабатывается на основе принятой туристским предприятием общей стратегии маркетинга и с учетом соответствующих стратегий в области продукта, цен и сбыта.
Процесс разработки коммуникационной стратегии в общем виде представляет собой последовательность этапов:
1. Определение адресата.
2. Установление целей коммуникаций.
3. Выбор структуры комплекса коммуникаций.
4. Разработка бюджета.
5. Анализ результатов.
- Лекция № 1. Тема: «Сущность, содержание, основные понятие маркетинга в туризме» (2 часа).
- Вопрос 1
- Вопрос 2. Социально-экономическая сущность маркетинга
- Вопрос 3. Специфика маркетинга услуг
- Вопрос 4. Сущность и содержание маркетинга в туризме
- Лекция № 2. Тема: «Исследование среды маркетинга туристского предприятия » (2 часа).
- Вопрос 1. Понятие среды маркетинга.
- Вопрос 2. Анализ внутренней среды.
- Вопрос 3. Изучение внешней среды.
- Вопрос 1. Структура туристского продукта.
- Вопрос 2. Позиционирование продукта
- Вопрос 3. Жизненный цикл туристского продукта
- (4 Часа). План
- Вопрос 1. Формирование сбытовой стратегии.
- Вопрос 2. Каналы сбыта туристского продукта.
- Вопрос 3.Выбор посредников и определение приемлемой формы работы с ними.
- Лекция № 5. Тема: «Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг» (2 часа).
- Вопрос 1. Ориентация на потребителя — основной принцип маркетинга.
- Вопрос 2. Факторы, оказывающие влияние на потребителей туристских услуг
- 1. «Осторожные» (Prudent)
- Вопрос 3. Мотивы поведения потребителей
- Вопрос 4. Характеристика процесса принятия решения о приобретении туристских услуг
- Вопрос 5. Оценка степени удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей
- Лекция № 6. Тема: «Маркетинговая ценовая стратегия туристского предприятия» (2 часа).
- Вопрос 1. Цена в комплексе маркетинга туристского предприятия
- Вопрос 2. Внешние факторы процесса ценообразования
- Вопрос 3. Постановка целей ценообразования
- Вопрос 4. Выбор метода ценообразования
- Вопрос 5. Определение и реализация ценовой стратегии
- Вопрос 1. Конкурентная среда туристского предприятия
- Вопрос 2. Элементы анализа конкурентов
- Вопрос 3. Построение конкурентной карты рынка
- Матрица формирования конкурентной карты рынка
- Лекция № 8. Тема: «Маркетинговая коммуникационная стратегия туристского предприятия» (2 часа).
- Вопрос 1. Сущность маркетинговых коммуникаций
- Вопрос 2. Целевые аудитории коммуникаций
- Вопрос 3. Элементы комплекса коммуникаций
- Вопрос 5. Определение адресата и целей коммуникаций
- 2. Формирование имиджа фирмы
- Вопрос 6. Выбор структуры комплекса коммуникаций
- Вопрос 7. Разработка бюджета и анализ результатов коммуникационной стратегии
- Лекция № 9. Тема: «Личная продажа в комплексе маркетинговых коммуникаций» (2 часа).
- Вопрос 1. Личная продажа в маркетинге туристского предприятия
- Вопрос 2. Процесс личной продажи
- Вопрос 3. Прием клиента и установление контакта
- Вопрос 4. Выявление потребностей клиента
- Вопрос 5. Представление продукта
- Вопрос 6. Преодоление возможных возражений
- Вопрос 7. Осуществление продажи и последующий контакт с клиентом