logo search
КР по фп

Основные критерии оптимального выбора поставщика

После формирования базы данных потенциально возможных поставщиков необходимо осуществить непосредственный выбор наиболее соответствующего запросам фирмы контрагента-поставщика, который реализуется на основе ряда критериев. Предприятию, выступающего в роли поставщика нужно учитывать эти данные для того, чтобы наладить стабильный сбыт товаров и зарекомендовать себя в качестве надежного партнера.

Существует два основных критерия выбора поставщика:

Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Последнее оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. Кроме основных критериев существуют и дополнительные. К ним относятся:

При оценке нескольких поставщиков обычно используют методы экспертных оценок. Наиболее часто применяемый из них так называемый матричный метод. Рассмотрим его.

Для оценки поставщика выбирается несколько критериев. Например, надежность поставок, время на выполнение заказа, цена товара, финансовое положение. Далее каждому критерию присваивается степень его значимости для предприятия. Сумма показателей значимости должна быть равна единице. После этого каждый поставщик оценивается экспертами по выбранным критериям. При этом каждому свойству присваиваются баллы (от 1 до 10). Далее строится таблица (матрица), в которой указыва­ются оцененные значения (табл. 1) и рассчитывается рейтинг по­ставщика как сумма произведений выбранного критерия на его значимость.

Таблица 1

использование матричного метода для оценки поставщика товаров

Таким образом, в нашем примере получается, что наиболее выгодно для предприятия делать закупки у третьего поставщика.

Помимо вышеуказанного, не следует забывать, что главным показателем поставок является надежность снабжения:

где р - вероятность поставки, Ротказа — вероятность отказа в удовлет­ворении заявки. В других случаях алгоритм определения надежности поставок состоит в следующем:

      1. сопоставление даты поставки плановой и фактической;

      2. определение времени опоздания;

      3. сопоставляется объем поставки плановый и фактический.

      4. выявляются случаи недопоставки продукции;

      5. определяется объем недопоставки продукции

где — величина недопоставки, — количество реально по­ставленного товара, — количество поставляемого товара со­гласно плану;

      1. определяется условное опоздание в случае недопоставки

где - условное опоздание в случае недопоставки, — средний дневной расход товаров;

      1. определяется общая величина опозданий

где — общая величина опозданий, - количество опозданий не связанных с недопоставкой;

      1. определяется количество случаев отказа;

      2. определяется наработка на отказ

где Т — общее число дней в периоде, n — количество отказов;

      1. Определяется интенсивность отказов

      1. определяется коэффициент готовности поставок

      1. надежность снабжения определяется по формуле

и она тем выше, чем выше коэффициент готовности поставок.

Укажем, что отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. Утверждение договоров поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением не­обходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финан­совых и других интересов предприятия8.