logo search
Познавательный интерес

Комплекс мер по развитию познавательного интереса младших школьников с использованием информационных технологий

Рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе

Урочная деятельность

Уроку с использованием ИКТ свойственно следующее:

- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

- интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;

- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Рекомендуется использовать следующие варианты уроков с ИКТ-поддержкой (подробное описание приведено в Приложении):

  1. Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).

  2. Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).

  3. Урок, интегрированный с информатикой.

  4. Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов.

  5. Нетрадиционные формы урока (мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др.).

Внеурочная деятельность

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Мировой и российский опыт показывают, что использование средств ИКТ не на уроке, а вне урока обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки для каждого фрагмента учебного процесса, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашнее задание к очередному занятию, заниматься индивидуальной или коллективной работой над проектом, самостоятельной подготовкой к аттестации, работой в элективном курсе другой школы, дополнительным образованием, самообразованием. Такое использование ИКТ сочетается с урочным – в форме представления учащимися своих работ и выступлений учителя, лабораторных работ и т.д.

Требования к организации работы учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий

Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут

По результатам констатирующего этапа эксперимента нами был разработан комплекс мер по развитию познавательного интереса детей экспериментального класса с использованием информационных технологий. Комплекс мер включал в себя работу в нескольких направлениях: материальное обеспечение учебного процесса; введение компьютерных презентаций в конву урока.

В процессе реализации комплекса мер нами были намечены следующие задачи:

1) формировать положительную мотивацию учения;

2) обеспечить интеллектуальное развитие ребенка;

3) развивать личностный потенциал учащихся;

4) формировать умение самостоятельно добывать знания;

5) создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

Экспериментальная работа была призвана подтвердить гипотезу о том, что процесс развития познавательного интереса школьников будет существенно улучшен при:

 ориентации процесса обучения учащихся на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;

 ориентации процесса обучения на использование комплекса активных методов, направленных на мотивацию к самообразованию, развитие рефлексии, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний, создание моделей и др.;

 сформированности эффективной и психологически комфортной учебно-информационной деятельностно-игровой среды на уроках информатики и ИТК.

В результате в ходе исследования учащимся экспериментального класса были предложены разнообразные виды как коллективных, так и индивидуальных работ, активизирующие познавательный интерес, мотивирующие к активной учебной деятельности.

Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Так, перед изучением темы «Работа с файлами и папками с помощью меню и панели инструментов» учащимся было предложено задание: подготовить ответ по следующему плану: понятие файла, действия с файлами, понятие папки, действия с папками. Все эти сведения необходимо было вспомнить, так как при изложении нового материала учителю необходимо на них опираться. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: учащимся необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.

Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления.

Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т.д.

Логическо-поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений.

К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам.

Одним из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, много времени уделяли поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок. Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.

Представим в виде таблицы направления и содержание деятельности по развитию познавательного интереса детей экспериментального класса.

Таблица 4

Программа формирования познавательного интереса

Направления деятельности

цель

Содержание направления

Внедрение технологии проблемного обучения

Сформировать познавательные интересы учащихся

Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения

Внедрение игровой технологии

Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

использование разнообразных предметных дидактических игр: например, по природе- «Рассели животных в домики», «Чьи детёныши?» , по математике и русскому языку- «Крестики- нолики», “Запомни математические термины», «Рыболов», «Веселый счет» , по чтению- «Фотоглаз», «Какое слово лишнее?», “Цепочка слов”, «Назови одним словом», «Определи маршрут самолёта», «Десантники», «Помоги белке найти своё дупло», и многие другие.

Приведем примеры уроков.

Тема: «Имя существительное. Закрепление».

Вид урока: интерактивный урок с использованием новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и ИКТ, игровых технологий.

Тип урока: урока систематизации и обобщения изученного материала. Технологии:

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Цель: формирование технологической компетентности и готовности к разрешению проблем:

Задачи:

Оборудование:

Формирование УУД.

Познавательные:

П-1) Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

П-2) Формирование умения производить знаково-символическое моделирование;

П-3) Формирование умения выявлять сущность, особенность объектов;

П-4) Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

П-5) Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

П-6) Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

П-7) Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации;

П-8) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Регулятивные:

Р-1) Формирование умения оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Р-2) Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Р-3) Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Р-4) Формирование умения действия по алгоритму.

Коммуникативные:

К-1) Формирование умения слушать и понимать других;

К-2) Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

К-3) Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

К-4) Формирование умения работать в группе.

К-5) Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

К-6) Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

К-7) Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Личностные:

Л-1) Формирование умения выражать свои эмоции;

Л-2) Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Л-3) Формирование умения оценивать свои поступки в соответствии с определенной жизненной ситуацией;

Л-4) Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Духовно – нравственное развитие и воспитание:

Д-Н-1) Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

Д-Н-2) Воспитание трудолюбия, способности к познанию;

Д-Н-3) Воспитание чувства бережного отношения к природе;

Д-Н-4) Прививать любовь и интерес к русскому языку.

Карта урока приведена в приложении

Урок природоведения в 4-м классе с использованием ИКТ

Цель урока:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, картинки с изображением ели, сосны, берёзы, ясеня, липы, лиственницы, пихты, осины, сибирской сосны, деревянные изделия с хохломской росписью, фишки.