logo search
Дети и взрослые (проектная деятельность)

2.1 Детско-родительские проекты как способ взаимодействия детского сада с семьями ребенка

В условиях становления системы национальных и общекультурных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации и индивидуализации.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В связи с этим в Законе РФ от 30.12.2012. № 273 «Об образовании в Российской Федирации» [1, ст. 44], указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Семья (в современной интерпретации понятия) – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. В семье он находит примеры для подражания, происходит его социальное рождение.

В настоящее время одной важнейших проблем, стоящих перед семьей как социальным институтом, является проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми. В благородном стремлении обеспечить ребенка всем необходимым, большую часть своего времени взрослые уделяют работе, карьере, личностному и профессиональному развитию; ребенок же воспринимается всего лишь как объект заботы и воспитания. Речь идет не просто об отсутствии равнозначного диалога в системе «ребенок-родитель» - очень часто в семье не хватает элементарного общения: его заменяют телевизор, компьютер и, что самое страшное, улица.

Отсутствие взаимодействия между взрослыми и детьми в период дошкольного развития может привести к весьма негативным последствиям: Отсутствие интереса к учебе, низкая читательская культура, инфантильность, неуважение к старшим, нигилизм и суицидные настроения – далеко не полный список негативных реакций, с которыми придется столкнуться родителям в любой из кризисных периодов процесса «взросления» ребенка.

Долгое время в педагогической практике детских садов господствовали традиционные формы взаимодействия с родителями, предполагающие проведение родительских собраний, индивидуальные и групповые беседы, дни открытых дверей, совместное проведение праздников и т.д. Все эти формы работы, по мнению современной педагогической науки, не соответствуют принципам активного вовлечения родителей в реальный образовательный процесс. Чаще всего мамы и папы остаются в роли сторонних наблюдателей и своеобразных спонсоров детских развлечений.

Методы анкетирования, беседы, социометрических и социологических исследований также оказываются недостаточными с точки зрения построения системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях детского сада и семьи.

Представление о традиционной системе взаимодействия детского сада и семьи можно представить в виде следующей схемы (рис 4).

Недостаточность традиционной системы взаимодействия ДОУ и семьи обусловлена пассивной позицией родителей по отношению к процессам обучения и воспитания. Родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы, дни открытых дверей, даже круглые столы и совместное проведение праздников, досугов и совместных мероприятий не дают возможности построения субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса. Родители выступают скорее как сторонние наблюдатели, объекты дидактических назиданий и психологических внушений.

Рис. 4. Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи

В настоящие время ведется активный поиск методов и технологий создания активного взаимодействия в системе «ребенок-родитель», при этом инициирующая и координирующая функции очень часто становятся приоритетом педагогов и дошкольных образовательных организаций.

В контексте организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «ребенок-родитель», одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого и коммуникативного развития ребенка.

Целью детско-родительских проектов в детском саду № 58 « Петушок » поселка Большой Исток является комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами детского сада, гармонизация детско-родительских отношений.

Для решения поставленной цели были определены решение следующие задачи:

- психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и детского сада с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей.

- создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника.

- построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях детского сада и семьи.

- подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию.

- создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.

Среди ведущих принципов взаимодействия детского сада № 58 « Петушок » с родителями следует выделить:

- целенаправленность, систематичность, плановость;

- дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом много аспектной специфики каждой семьи;

- возрастной характер взаимодействий с родителями;

- доброжелательность, открытость [12, с. 6].

Образовательная программа детского сада № 58 « Петушок » ориентирована на активное вовлечение семьи в воспитательный процесс дошкольного учреждения, причем основными направлениями в этом отношении являются:

- просветительское – предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение родительской компетентности по вопросам воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных ценностей, трансляцию семейных традиций;

- практически-действенное – направлено на развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела; способствует развитию творческого потенциала, потребности к обмену опытом в системе взаимодействия «ребенок – родитель».

Ключевыми понятиями содержательной структуры нового образовательного подхода на основе проектной деятельности в детском саду № 58 « Петушок » стали такие, как содействие, сотрудничество и взаимодействие в системе «ребенок – родитель – дошкольная образовательная организация».

Эффективное функционирование обозначенной системы возможно лишь при условии:

- переосмысления роли каждого из субъектов-участников педагогического процесса;

- поиска новых методов и приемов активизации их взаимонаправленного воздействия.

Процесс переосмысления функциональной роли каждого из субъектов в системе «ребенок - родитель - дошкольная образовательная организация» сложный и не единовременный.

В первую очередь, этот процесс затрагивает необходимость кардинальных изменений в подходах к обучению и воспитанию сотрудников образовательных учреждений.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги сталкиваются с рядом серьезных проблем.

Рассмотрим проблему несоответствия между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве - она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок, и родители, как субъекты образовательного процесса, попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

В связи с этим необходимо создать методическое объединение педагогов позволяющее:

- повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;

- развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);

- развивать у детей такие качества, как социализированность и активность;

- создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения).

Таким образом, проектная деятельность - сложно - организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Очевидно, что подобные изменения не могут быть инициированы только воспитателем. Они требуют активного участия администрации детского сада № 58. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.

Во-вторых, в системе организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - образовательная организация» переосмысливает роль ребенка как субъекта образовательного процесса.

В. П. Бедерханова изучила роль самого ребенка в проектной деятельности, которая заключается в том, что он вынужден проявлять свою «самость» в ситуациях, когда необходимо:

- заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами, родителями, педагогами, как равноправными субъектами образовательного процесса;

- открыто и четко заявить о своих трудностях; проанализировать их причины;

- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивание нового, возникшего как новое качество в общей работе [5, с. 24].

При этом В. П. Бедерханова указывает на особое умение педагога поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и перед другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков [5]. Однако все усилия педагогов и детей, задействованные в рамках осуществления процесса проектной деятельности, оказываются мало результативными вне системы последовательного и продуктивного взаимодействия с семьей ребенка как социальным институтом.

Как правило, любой проект, как маленький, на уровне детского сада, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Возможность дифференцированной реализации метода проектов в системе «ребенок-родитель-дошкольная образовательная организация» условно можно представить в виде следующей схемы (рис. 5):

Рис. 5. Реализация метода проектов в системе «ребенок-родитель-дошкольная образовательная организация»

Следует отметить, что детско-родительского взаимодействие в современном образовательном пространстве дошкольного учреждения может осуществляться в рамках:

- отдельных проектов, включаемых педагогами в целостный процесс дошкольного образования (исследовательских, творческих, игровых и т.д.): проекты «Моя семья», «Генеалогическое дерево», «Родители и профессии», «Мой дом – планета Земля» и т.д.;

- целенаправленно созданных на базе детского сада детского- родительских сообществ (школ, клубов, объединений по интересам и т.п.), в основе которых – метод проектной деятельности: объединение «Школа молодых родителей», клуб «Почемучки», детско взрослое сообщество «Мы вместе» и т.п.;

- специализированных программ, организующих все образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения вокруг проблемы взаимодействия в системе «ребенок-родитель»:программа «Ребенок - педагог - родитель» А. В. Дронь, О. Л. Данилюк [12], программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старшего дошкольника «Путешествие в Страну Добрых Отношений» Епиченко Г. Ю.

Педагогический потенциал детско-родительских проектов, объединений, программ сотрудничества обнаруживается в таких аспектах, как:

- появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

- повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах;

- сохранение семейных ценностей и традиций;

- активизация потребности родителей в обращении с вопросами к педагогу, психологу, консультации со специалистами по вопросам детского образования и воспитания;

- возрастание интереса к мероприятиям,, проводимым в ДОУ;

- увеличение количества родителей - участников в совместных мероприятиях;

- рост удовлетворенности родителей деятельностью педагога и организацией работы в детском саду в целом.

Таким образом, использование детско-родительских проектов создает условия комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, а также формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами детского сада, гармонизации детско-родительских отношений.