logo search
Д распечатать 5-6

1.1. Ассортиментная политика торгового предприятия

Поскольку рыночный (конечный) успех отныне является главным критерием оценки деятельности предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, планированием ассортимента и его совершенствованием [20, c 2].

Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

Принципиальное значение при формировании ассортимента имеет типология товаров — разделение товаров по характеру потребления и срокам использова­ния на товары, соответственно, конечного и производственного потребления и товары краткосрочного и длительного пользова­ния. Данными различиями существенным образом определяются содержание и специфика деятельности по формированию спроса [21, c 12].

Типология потребительских товаров имеет следующую струк­туру:

- товары повседневного спроса (расходуемые товары);

- товары предварительного выбора (выбираемые);

- товары особого спроса (специального ассортимента);

- товары пассивного спроса.

Последние три группы образуют товары, как правило, дли­тельного пользования и/или дорогостоящие.

Товары повседневного спроса, в свою очередь, подразделя­ются на следующие группы:

- товары первой необходимости, которые отличает частый, регулярный, консервативный характер их приобретения, как пра­вило, относительно малыми партиями; потребители этих товаров отличаются приверженностью определенной марке или торговой организации, месту;

- товары рефлекторного, импульсивного спроса, которые отличает привычный, устойчивый и провоцируемый постоянным предложением характер приобретения и потребления;

- товары экстренного спроса, которые отличает ситуацион­ный, причинный, порой острый характер потребности [14, c.28].

Все три группы товаров повседневного спроса объединяет ча­стый, привычный и легкий характер их приобретения.

Товары предварительного выбора, напротив, не отличаются частотой, привычностью и легкостью приобретения. Приобрете­ние такого товара связано с его выбором из множества предло­жений подобных товаров, торговых организаций. Приобретение, как правило, сопряжено с необходимостью в консультационном и продажном обслуживании; оно требует значительных затрат времени на поиск, выбор и оценку различных предлагаемых на рынке вариантов и связано со средним уровнем воспринимаемо­го риска [13, c.54.].

Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы [13, c.15].

Критерии составления ассортимента: 

- происхождение товара – здесь имеется в виду, из какого материала он сделан (например, текстиль, керамика и т.п.); 

- спрос – то есть на основании существующих секторов спроса (товары для спорта, подарки и т.п.);

- цена;

- самопродаваемость товара – то есть насколько товар сложен, требует ли он консультаций, объяснений при продаже. 

К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы [1, c.37].

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль. Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок» [13, c.41].

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

1) определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах;

2) осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов;

3) определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов;

4) разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы [12, c.88].

Как в производстве, так и в торговле возникают альтернативы между эффективностью издержек, с одной стороны, и эффективностью продаж — с другой. Небольшой ассортимент требует меньших затрат, а большой обеспечивает больший объем продаж.

Следующий момент, который затрагивает ассортиментная политика, – это сегментирование рынка. Ассортимент пытаются построить так, чтобы различные целевые группы потребителей могли охватываться специально разграниченными товарными группами.

Типичный пример ‒ это предлагаемый ассортимент производителя малых, средних и больших моделей автомобилей. Он обращен не только к различным группам покупателей, но и делает возможным сохранение однажды завоеванного клиента, если он благодаря социальной карьере последовательно проходит несколько сегментов. К тому же производители известных марок часто стремятся перенести их имидж на продукты того же «товарного мира», но для других целей использования. При этом обычно действуют таким образом: закупают товары или продают лицензии на использование марки [1, 91].

При формировании товарной политики необходимо учитывать стадии жизненного цикла товаров.

При формировании ассортимента выделяет следующие стадии жизненного цикла и действия торгового предприятия на каждом из них:

- внедрение – закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;

- рост – закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;

- зрелость – снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;

- устаревшие – распродажа остатков товара [2, c.69].

Учет жизненного цикла товара предполагает постоянный пересмотр и очищение ассортимента. Основой очищения ассортимента должен быть анализ его структуры.

Анализ должен осуществляться в следующих направлениях:

- возрастная структура товара, его стадия жизненного цикла;

- структура оборота (каковы доли товаров в обороте);

- структура покрытия (как сильно обороты товаров превосходят их переменные издержки),

- взаимосвязи между товарами (увеличение спроса на один товар может приводить к уменьшению спроса на другой (замещающая связь) или к увеличению на другой (дополняющая связь) [2, c.72].

Таким образом, хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода ориентиром общей направленности действий, позволяющим корректировать текущие ситуации.