Вопрос 2. Сфера и уровни банковской конкуренции
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что – это очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящие из множества элементов. Строго говоря, было бы правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
Современные коммерческие банки функционируют в качестве продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах. Чтобы это утверждение выглядело более обоснованным, рассмотрим рыночную систему с точки зрения объектов купли-продажи. В нее входят следующие сектора:
1. Рынок средств производства и производственных услуг.
2. Рынок предметов потребления и потребительских услуг.
3. Рынок труда.
4. Рынок интеллектуально-информационного продукта.
5. Рынок недвижимости.
6. Финансовые рынки. В этой сфере банки являются одними из главных действующих лиц. Можно назвать:
- рынок ссудных капиталов;
- рынок ценных бумаг;
- рынок валют и драгоценных металлов;
Таким образом, сфера банковской конкуренции очень обширна, а конкурентная среда многообразна и разнообразна.
Уровни банковской конкуренции.
Банковская конкуренция понятие достаточно условное, так как конкурируют на банковском рынке не только банки. Даже в финансовом секторе можно выделить три уровня конкурентной борьбы.
Внутренняя конкуренция банков.
Основной уровень – конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся: универсальные и специализированные.
Внешняя среда в системе оказания банковских услуг.
В связи с развитием внутренней конкуренции банков происходят изменения и внешней среды финансового бизнеса. Наряду с соперничеством между коммерческими банками в современных условиях все более серьезную конкуренцию они испытывают со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов.
- страховые компании;
- инвестиционные фонды; капитала);
- пенсионные фонды;
- брокерские конторы.
И третий уровень конкуренция со стороны нефинансовых организаций:
предприятия – эмитенты пластиковых карточек;
как оптовые, так и розничные торговые предприятия;
промышленные предприятия;
почта.
Помимо этих трех уровней, на некоторых из них можно выделить два подуровня:
индивидуальная конкуренция, при которой конкурентами являются отдельные кредитные институты;
групповая конкуренция, при которой в качестве конкурентов могут выступать группы родственных кредитных институтов. Примерами могут быть объединение сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику.
- Тема 1. Понятие и сущность системы маркетинга в банке
- Вопрос 1. Теория маркетинга
- 1.2. Виды маркетинговой деятельности
- Вопрос 2. Специфика банковской деятельности с позиции маркетинга
- Вопрос 3. Основные составляющие банковского маркетинга
- Вопрос 4. Основные концепции маркетинговой деятельности
- Тема 2. Комплекс маркетинга в банке (маркетинг-микс)
- Вопрос 1. Банковский продукт
- 1.1. Жизненный цикл банковского продукта (услуги)
- Вопрос 2. Рынок
- Вопрос 3. Политика продаж: ценообразование и система доставки банковских продуктов
- Тема 3. Банковская конкуренция. Внешняя среда в системе оказания банковских услуг
- Вопрос 1. Возникновение конкуренции в банковском деле. Понятие банковской конкуренции
- Вопрос 2. Сфера и уровни банковской конкуренции
- Вопрос 3. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция
- Вопрос 4. Ценовая и неценовая конкуренция
- Тема 4. Исследования в банковском маркетинге
- Вопрос 1. Маркетинговые исследования
- Вопрос 2. Анализ клиентской базы
- Тема 5. Коммуникационная стратегия и продвижение банковских услуг
- Вопрос 1. Продвижение банковских услуг (теоретический аспект)
- Вопрос 2. Реклама
- Вопрос 3. Личное продвижение банковских услуг. Персональная продажа
- Тема 6. Управление и маркетинг
- Вопрос 1. Маркетинг в системе управления банком
- Вопрос 2. Стратегический маркетинг