Вопрос 4. Ценовая и неценовая конкуренция
В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен.
Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара (надежность, долгосрочность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведение целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).
Манипулирование ценами – самый старый метод конкуренции и самый простой с точки зрения технического исполнения. Однако и здесь есть нюансы. Ценовая конкуренция в экономике может быть открытой (прямой) и скрытой.
При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе экономике является отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены. В связи с этим грань между открытой и скрытой ценовой конкуренцией расплывчата, а рамки, в которых банк имеет возможность значительного маневрирования процентными ставками, уровнем комиссионных вознаграждений и тарифов на услуги, довольно-таки растяжимы. Кроме того, и покупатели банковских услуг, особенно если они являются постоянными клиентами банка, могут в процессе переговоров воздействовать на цену, добиваясь существенных скидок.
Однако ценовая конкуренция имеет определенные пределы. Более того, по оценкам зарубежных экономистов, в банковском деле, как ни в какой другой сфере экономики, действуют внутренние и внешние силы, сужающие возможности ценовой конкуренции.
Во-первых, процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию – как прямому ограничению (через установления минимальных и максимальных ставок, фиксированных ставок по государственным кредитам и др.), так и косвенному регулированию (например, с помощью мер учетной политики, изменению ставок по рефинансированию).
Во-вторых, ограниченность ценовой конкуренции в банковском деле состоит в том, что существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль.
С точки зрения клиента критериями качества банковского обслуживания являются скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок и неточностей, часы работы банка, качество консультирования, личная сторона отношений с банком и др. Уровень качества банковских услуг клиент сопоставляет с ценами.
Для самого банка качественный уровень работы определяют: скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправления ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников, производительность труда, степень кредитного риска и др., соотносимые с уровнем затрат на производство банковских услуг. Очевидно, что в своей деятельности банк должен учитывать обе группы критериев.
Помимо общей ориентации на улучшение качества обслуживания, банками за рубежом широко применяется дифференциация качества однотипных услуг в зависимости от цены (обычные и эксклюзивные счета), целевой клиентуры (массовые и индивидуальные услуги), каналов сбыта (услуги, реализуемые посредством банковских автоматов, в отделении банка в консультационном центре) и т.д. Свое продолжение все меры по управлению качеством находят в активной рекламной деятельности. На современном этапе происходит постепенная смена акцентов банковской конкуренции в пользу неценовой конкуренции.
Особенности банковской конкуренции:
- конкуренция в банковском секторе экономике возникла позже, чем конкуренция в промышленности, однако отличается разновидностью форм и интенсивностью;
- в качестве конкурентов коммерческих банков выступают не только другие банки, но и небанковские кредитно-финансовые институты, а также некоторые нефинансовые организации;
- конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, а на других – как покупатели;
- внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта;
- банковские услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних (небанковских) заменителей, в связи, с чем межотраслевая конкуренция осуществляется только посредством перелива капитала;
- в банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для многих других отраслей (в частности патентная защита), что ведет к относительно большой интенсивности конкуренции в этой сфере экономики;
- ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта и рекламы.
В качестве основных закономерностей банковской конкуренции можно назвать следующие:
универсализация банковской деятельности;
либерализация государственного регулирования банковской деятельности;
расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных организаций;
проникновение на банковский рынок небанков;
возрастание значения неценовой конкуренции;
глобализация банковской конкуренции;
усиление интенсивности банковской конкуренции.
- Тема 1. Понятие и сущность системы маркетинга в банке
- Вопрос 1. Теория маркетинга
- 1.2. Виды маркетинговой деятельности
- Вопрос 2. Специфика банковской деятельности с позиции маркетинга
- Вопрос 3. Основные составляющие банковского маркетинга
- Вопрос 4. Основные концепции маркетинговой деятельности
- Тема 2. Комплекс маркетинга в банке (маркетинг-микс)
- Вопрос 1. Банковский продукт
- 1.1. Жизненный цикл банковского продукта (услуги)
- Вопрос 2. Рынок
- Вопрос 3. Политика продаж: ценообразование и система доставки банковских продуктов
- Тема 3. Банковская конкуренция. Внешняя среда в системе оказания банковских услуг
- Вопрос 1. Возникновение конкуренции в банковском деле. Понятие банковской конкуренции
- Вопрос 2. Сфера и уровни банковской конкуренции
- Вопрос 3. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция
- Вопрос 4. Ценовая и неценовая конкуренция
- Тема 4. Исследования в банковском маркетинге
- Вопрос 1. Маркетинговые исследования
- Вопрос 2. Анализ клиентской базы
- Тема 5. Коммуникационная стратегия и продвижение банковских услуг
- Вопрос 1. Продвижение банковских услуг (теоретический аспект)
- Вопрос 2. Реклама
- Вопрос 3. Личное продвижение банковских услуг. Персональная продажа
- Тема 6. Управление и маркетинг
- Вопрос 1. Маркетинг в системе управления банком
- Вопрос 2. Стратегический маркетинг