4. Системы и методы управления запасами
Запасы как экономическая категория играют важную роль в области производства и обращения продукции.
Существует большое количество методов управления, каждый из которых имеет определенные логистические издержки.
При этом критериями оптимизации могут считаться: минимум логистических издержек, связанных с управлением запасами, минимальное время выполнения заказа, максимальная надежность поставки. Рассмотрим несколько систем управления запасами.
Логистическая концепция «Реагирование на спрос» и ее варианты.
Концепция «Реагирование на спрос» используется с целью максимального сокращения времени реакции на изменение спроса путем скорого пополнения запасов в тех сегментах рынка, где прогнозируется увеличение спроса.
Плюсы применения этой концепции состоят в следующем:
1) есть возможность получения сведений о потребностях покупателей;
2) операции заказов и графиков доставки готовой продукции способствуют лучшему управлению запасами в распределении;
3) знание масштабов продаж и запасов розничной сети ориентирует производителей в более точном планировании поставки;
4) поставщики оперативнее реагируют на изменения потребительского спроса;
5) внедряются длительные партнерские отношения производителей с оптовыми и розничными предприятиями, что сокращает риски и повышает эффективность логистических операций.
Известны следующие варианты концепции: концепция определения места заказа, метод быстрого реагирования, концепция непрерывного пополнения, концепция автоматического пополнения запасов. Системы управления запасами, как правило, составляются с учетом примерной неизменности условий, но бывают изменения потребностей в материальном запасе, изменение условий поставки, нарушения контракта поставщиком.
Для решения подобных задач создаются комбинированные системы с возможностью саморегуляции. В каждой системе устанавливается определенная целевая функция, служащая критерием эффективности в пределах экономико-математической модели управления запасами.
Она содержит следующие элементы:
1) связанные с организацией заказа и его реализацией затраты и оплата услуг по доставке заказа на склад. Они находятся в зависимости от годового объема работы, формы работы предприятия и величины заказа. Изменение организационной структуры, применение автоматизированных систем управления служат снижению затрат;
2) затраты на хранение. Они состоят из постоянных издержек, переменных издержек, складских расходов, расходов на переработку товарных запасов, потери от порчи и т. д.
При расчетах пользуются удельной величиной издержек хранения, которая равна издержкам на единицу складируемого товара в единицу времени. Издержки за календарный период предполагаются равными размеру запасов и длительности периода между заказами;
3) потери из-за дефицита. Когда снабженческо-сбытовая организация несет материальную ответственность за неудовлетворение потребителей, возникают эти потери.
5. Обоснование необходимой величины запасов торгового предприятия
При расчете максимального запаса ориентируются на удовлетворение прогнозируемого спроса в текущем периоде, длительность которого равна сумме времени оптимального цикла заказа и среднего периода выполнения заказа.
При расчете оптимального цикла заказа применяют оптимальный объем поставляемой партии и прогноз годового спроса.
В модели оптимального цикла заказа объемы определенных поставляемых партий оказываются относительными. Они зависят от разности между нормой максимального запаса и фактическим запасом на складе в момент заказа.
Экономический размер партии – это величина партии товаров, которая позволяет уменьшить прогнозируемую потребность на запасы при определенных условиях и ценах. Метод определения экономического размера партии состоит в сравнении достоинств и недостатков больших и малых запасов. При определении размера партии применяются следующие допущения:
1) известно число, составляющее годовую потребность;
2) постоянна величина спроса;
3) немедленно происходит выполнение заказов;
4) не зависят от величины партии расходы на оформление заказов;
5) в рассматриваемом периоде цены на материалы не меняются.
В логистической системе большую роль играет выбор оптимальной тактики заказа материальных ресурсов.
Система оптимального количества запасов предусматривает выбор эффективной тактики заказов, чтобы склад не стал местом скопления запасов, но и не возникали издержки из-за отсутствия товаров.
Мерой степени оптимизации запасов являются минимальные суммарные затраты при наличии распределения возможностей заказов по каждому конкретному продукту и издержек на единицу каждого типа продукта.
6. Управление запасами
Решение задач, связанных с учетом, систематизацией, анализом и оптимизацией уровня запасов, представляет собой управление запасами. Оно основывается на исследовании закономерностей появления и расходования запасов. Запас составляется из годных к применению, но не употребляемых ресурсов. Необходимость решения задачи о запасе появляется при условии, когда численность ресурсов можно регулировать. Цель решения задачи – уменьшение фактических или прогнозируемых затрат.
Достижение оптимальной соразмерности масштабов производства и запасов является одной из главных задач в управлении запасами.
Управление запасами представляет собой задачу, общую для предприятий и фирм любого сектора системы хозяйствования. Запасы нужно создавать в промышленности, розничной торговле и т. д. При управлении запасами любой организации, независимо от сложности системы снабжения, приходится отвечать на вопрос, сколько заказывать и когда заказывать. Для решения этих вопросов есть конкретные системы управления запасами:
1) с определенным размером заказа;
2) с определенным перерывом между заказами (с постоянным уровнем запаса).
Другие системы являются разновидностями этих двух систем.
Подробно рассмотрим систему с фиксированным (определенным) размером запаса, которая является классической и по своей структуре проста. В этой системе размер заказа – постоянная величина, и повторный заказ делается при сокращении имеющихся запасов до конкретного критического уровня.
Эта система организована на выборе объема партии, сокращающего общие издержки управления запасами, которые формируются из издержек выполнения заказа и издержек содержания запасов.
Издержки выполнения заказа – это расходы, возникающие при реализации заказа и находящиеся в зависимости от размера заказа. В промышленности эти издержки списывают на подготовительно-заключительные операции.
Издержки содержания запасов объединяют в себе расходы, возникающие при фактическом хранении товаров на складе, и вероятные проценты на деньги, вложенные в запасы.
Применяя конкретные данные о сбыте, времени поставки, можно представить процесс и понять, что получится при использовании правил заказа в течение большого отрезка времени.
Система управления запасами с определенным размером заказа применяется при больших издержках управления запасами и если поставщик применяет ограничения на наименьший размер партии поставки.
В системе управления запасами издержки в несомненном виде не рассматриваются, и определенный размер заказа отсутствует. Через равные отрезки времени проводится проверка количества запасов, и если в ходе предыдущей проверки было израсходовано какое-то количество товара, подается заказ.
Рассмотренные системы не являются единственно возможными. Выбор системы зависит от следующих обстоятельств.
1. Если издержки управления запасами незначительные, следует применять систему с определенным уровнем запасов.
2. Более предпочтительна система с постоянным уровнем заказа, если издержки управления запасами незначительные.
3. Если поставщик применяет ограничения на наименьший размер партии, желательно применять систему с определенным размером заказа, потому что легче один раз сбалансировать определенный размер партии, чем постоянно отлаживать его переменный заказ.
4. Более предпочтительной является система с постоянным уровнем запасов, если ограничения связаны с грузоподъемностью транспортных средств.
5. Если поставка товаров происходит в установленные сроки, более предпочтительна система с постоянным уровнем запасов.
6. Если нужно быстро реагировать на изменение сбыта, часто выбирается система с постоянным уровнем и система с двумя уровнями.
Выбор этих систем зависит от финансовых показателей и характеризует время протекания производственного процесса, в том числе время производственного цикла. Две последние характеристики находятся в сильной зависимости от значения максимальной продолжительности одной из операций, от средней продолжительности операций и от несогласованности хода операций.
Пространственное протекание производственного процесса характеризуется: самой производственной структурой, структурой ресурсов, находящихся в наличии, последовательностью и составом трудовых затрат, нужных для выполнения выпускаемой продукции при выполнении рабочей программы предприятия.
Постоянно приводит к одним и тем же результатам изменение организации движения предметов труда во времени: меняется время производственного цикла, меняется общее время простоя рабочих мест и меняется общее время пролеживания между производственными операциями предметов труда.
В теории организации производства в настоящее время можно выделить две группы закономерностей: закономерность организации производственных систем и закономерность организации производственных процессов.
Описание законов организации высокоэффективных производственных процессов считается большим достижением в современной теории. Речь идет о законе упорядоченного движения предметов труда в производстве, законе сезонной синхронизации длительности технологических операций, законе запасов ресурсов в производстве, законе ритмичности производственного цикла исполнения заказа.
Использование вышеназванных законов организации производственных процессов позволяет спланировать и поддерживать ритмичную работу производственных подразделений предприятия.
ЛЕКЦИЯ № 8. Затраты в логистике
- 1. Понятие и сущность логистики
- 2. Функции и задачи логистики
- 3. Основные понятия логистики
- 4. Факторы и тенденции развития логистики
- 6. Информационное обеспечение в логистике
- 7. Контроль в логистике
- 8. Виды концепции в логистике, их характеристика
- 9. Основные понятия информационной логистики
- 11. Финансовые потоки в логистике
- 1. Понятие логистических систем
- 6. Проектирование логистических систем
- 8. Эффективность логистической системы
- 9. Планирование в логистических системах
- 11. Принципы и законы управления логистической системой
- 1. Классификация запасов
- 3. Сущность закупочной деятельности
- 9. Приемка поставляемой продукции
- 1. Логистика складирования
- 3. Основные понятия складской деятельности
- 4. Процесс организации закупок
- 5. Логистический процесс на складе
- 6. Складская документация
- 8. Упаковка в логистике складирования
- 9. Основные этапы создания системы складирования
- 10. Методы учета и контроля запасов продукции на складе
- 11. Планирование складских помещений
- 12. Торгово-технологические процессы на складе
- 13. Проверка качества продукции
- 14. Выбор расположения складских систем
- 4. Достоинства и недостатки отдельных видов транспорта
- 5. Транспортная документация
- 6. Управление транспортом
- 7. Маршрутизация грузопотоков
- 8. Транспортно-логические цепочки, информационное обеспечение
- 9. Системы доставки и распределения
- 1. Сущность и содержание производственной логистики
- 3. Понятия и принципы организации производства
- 4. Логистические процессы на предприятии
- 5. Логистические подсистемы предприятий
- 6. Концепция организации управления производством
- 7. Гибкие производственные системы
- 1. Сущность и содержание логистических запасов
- 3. По функциональному назначению.
- 4. Системы и методы управления запасами
- 1. Логистические затраты: понятие и сущность
- 4. Затраты на качество продукции
- 5. Затраты на складскую деятельность
- 6. Затраты на транспортировку
- 2. Каналы распределения товаров
- 4. Правила распределительной логистики
- 6. Планирование распределения товаров
- 7. Организация системы распределения
- 1. Сущность и содержание, виды рисков