1.1 Общее понятие спонсорства в спорте
Спонсорство – это привлечение средств компании-спонсора к какому-либо проекту или акции с целью достижения нужного рекламного эффекта.
Целью спонсора является эффективное участие в данном мероприятии, получение максимальной пользы для собственного бизнеса. Спонсорство – один из самых эффективных инструментов рекламы.
Основной целью спонсорства является получение рекламного эффекта, но наряду с этим можно выделить еще несколько целей спонсорства:
создание привлекательного имиджа фирмы и ее первых лиц в глазах различных групп общественности;
выстраивание доверительных отношений с группами влияния, от которых зависит успех дела;
содействие в формировании общественного мнения о деятельности фирмы;
установление постоянных отношений со СМИ и органами власти;
обеспечение благоприятных внутрикорпоративных отношений.
Рассматривая спонсорство, необходимо дать определение благотворительной деятельности, так как часто эти понятия употребляются в одном смысле.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействия защите материнства, детства и отцовства;
содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Почему же фирмы и предприятия все-таки занимаются спонсорством?
Во-первых, благодаря достаточно стабильной политической и экономической ситуации полученную прибыль стало выгоднее вкладывать в России, а не вывозить за рубеж;
во-вторых, что следует из первого фактора, российский бизнес постепенно вступает в фазу очень сильной конкуренции, когда практически все ниши на рынке заняты, технологии похожи друг на друга, выпускается масса аналогичных товаров и услуг, причем по одинаковым ценам. Это означает, что конкурировать компаниям приходится уже не столько перечисленными выше характеристиками, а ощущениями, которые получает покупатель, выбирая ту или иную марку;
в-третьих, владельцы компаний, которые занимают значимые места в своих отраслях и регионах, уже удовлетворили свои личные потребности. Появляются новые потребности и амбиции – политического и социального характера. Предприниматели стали в большей степени интересоваться (и заниматься) политикой с целью влияния на установку приемлемых для бизнеса правил игры в своих регионах и отраслях. У многих владельцев бизнеса присутствует желание оставить след в истории не только созданием успешных компаний и торговых марок, но и своим вкладом в развитие культуры, образования, здравоохранения, спорта.
История убедительно доказывает, что социальные инвестиции бизнеса в виде благотворительной помощи и спонсорской поддержки и в Европе, и в США, и в России стали рубежом, отделяющим просто богатых от достойных членов общества. От того насколько будет эффективным участие фирмы в качестве спонсора, зависит область деятельности фирмы, которая устраивает мероприятие и нуждается в материальной поддержке.
Спорт в современном обществе играет все возрастающую роль. Его значение универсально, он имеет всеобъемлющий характер. Бурное развитие спорта связывают с характерным явлением акселерации в индивидуальном развитии человека. При помощи спорта решаются многие проблемы отдельными людьми индивидуально, в коллективе, в масштабах страны, на межгосударственном уровне. Адаптивный спорт имеет ещё большее значение для лиц с ограниченными возможностями.
Многосторонняя специфика и большая значимость спорта в современном обществе обусловили многочисленность его функций. Из всего многообразия функций следует выделить основные: соревновательная; оздоровительная, повышения физической активности; рекреационно-культурная, формирования здорового стиля жизни; воспитательная; экономическая; зрелищная; познавательная.
Функционирование и дальнейшее развитие физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики предполагает постоянный поиск дополнительных источников финансирования, инновационных инструментов ведения конкурентной борьбы, осуществления рыночной коммуникации и т.д. Одним из таких комплексных средств является спонсорская деятельность. Спонсорство является основным источником финансов различных общественных организаций спортивной направленности в адаптивном спорте.
Как элемент рыночных отношений, спонсорство адаптивного спорта, по сравнению с другими сферами жизнедеятельности общества, осуществляется относительно недавно, с конца XIX века. Несмотря на это, в развитых зарубежных странах накоплен значительный практический опыт спортивного спонсорства, получивший в определенной степени свою научную интерпретацию.
1.2. Цели и задачи спонсорства в сфере спорта
Функционирование и развитие спорта в условиях современных социально-экономических преобразований предполагает постоянный поиск дополнительных источников финансирования, инновационных инструментов ведения конкурентной борьбы, осуществления рыночной коммуникации и т.д. Одним из таких комплексных средств является спонсорская деятельность.
Как элемент рыночных отношений спонсорство спорта по сравнению с другими сферами жизнедеятельности общества осуществляется в зарубежных странах относительно недавно, с середины XIX века. В различных странах мира - США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и др. - накоплен значительный практический опыт спортивного спонсорства, получивший свою научную интерпретацию.
По имеющимся в нашем распоряжении данным, спонсорство спорта в России едва ли перешагнуло свой четвертьвековой рубеж. Интерес отечественных специалистов к теоретическим и практическим проблемам развития спортивного спонсорства в России начал проявляться только в самые последние годы.
В специальной литературе используется значительное количество понятий, близких на первый взгляд по смыслу, но, по существу, заметно отличающихся от спонсорства, а именно: поддержка, помощь, содействие, благотворительность, патронаж, покровительство, пожертвование, меценатство и др. Результаты теоретического анализа свидетельствуют, что специалисты различных стран мира по-разному трактуют феномен спонсорства спорта, высказывая при этом некоторую неудовлетворенность содержанием формулируемых ими определений (Waite N., 1988). Поэтому одной из важнейших первоочередных исследовательских задач является уточнение понятия "спонсорство" в области спорта.
Закон Российской Федерации («О рекламе»95 г.) трактует спонсорство как "... осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу... Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого". Примечательно, что один из авторов цитированного выше закона, А. Самохвалов, считает, что редакцию определения нельзя признать удачной.
Детальный анализ дефиниций понятия "спонсорство" в интерпретации ученых различных стран мира, в том числе и отечественных специалистов, дал возможность установить, что спонсорство спорта это:
- один из возможных видов поддержки различных сфер общественной жизни, в том числе спорта;
- вид материальной поддержки спорта, а также других сфер общественной жизни, которая может осуществляться в различных формах;
- такой вид материальной поддержки сфер общественной жизни, включая сферу спорта, который в обязательном порядке предусматривает встречную услугу, что отличает его от патронажа, благотворительности, покровительства и меценатства;
- деятельность, как правило, юридических, а не физических лиц;
- деятельность, которая ставит спонсируемого в определенную зависимость от требований спонсора;
- неотъемлемая составная часть маркетинговой стратегии организаций, имеющих, как правило, достаточно высокий уровень развития;
- деятельность инновационная по своей сущности;
- такая деятельность, которая должна иметь более существенные экономические преференции со стороны государства и т.д.
Таблица 1. Основные российские субъекты спортивного спонсорства (количество выявленных организаций; % к общему количеству спонсоров)
Основные субъекты спонсорства спорта | Периоды мониторинка | |||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Фирмы, компании, концерны различного профиля | 39 (47,0%) | 32 (29,1%) | 45 (37,2%) | 39 (52,7%) |
Промышленные предприятия различного профиля | 14 (16,9%) | 59 (53,6%) | 26 (29,5%) | 21 (28,4%) |
Банки, финансовые и трестовые компании | 6 (7,2%) | 9 (8,2%) | 12 (9,9%) | 4 (5,4%) |
Страховые общества | 5 (6,0%) | 3 (2,7%) | 3 (2,5%) | - |
Спортивные организации | 13 (15,7%) | 3 (2,7%) | 25 (20,7%) | 6 (8,1%) |
Средства массовой информации | 1 (1,2%) | 2 (1,8%) | 1 (0,8%) | 3 (4,1%) |
Фонды | 4 (4,8%) | 1 (0,9%) | 8 (6,6%) | 1 (1,4%) |
Сельскохозяйственные предприятия | 1 (1,2%) | 1 (0,9%) | 1 (0,8%) | - |
С учетом выявленных специфических особенностей и сформулированных в специальной литературе методологических требований к выработке научных определений нами предлагается следующая развернутая дефиниция понятия "спонсорство" в сфере спорта:
Спонсорская деятельность в сфере спорта - это взаимодействие спонсора и спонсируемого с возможным участием различных посредников, в процессе которого спортивные организации и устроители мероприятий, спортсмены и специалисты получают разнообразную материальную поддержку (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) в ответ на их участие в реализации маркетинговых функций (выпуск, продвижение, сбыт продукции и т.п.) изготовителей средств производства и потребления, а также фирм сферы обслуживания. Взаимодействие субъекта спонсорской деятельности является результатом осознания социальной ответственности, как правило законодательно стимулируемым и нормативно закрепляемым, и имеет такие характеристики, как целенаправленность, взаимовыгодность, долгосрочность и инновационность.
- Министерство спорта Российской Федерации
- Курсовая работа
- Глава 1. Понятие и содержание спортивного спонсорства
- 1.1 Общее понятие спонсорства в спорте
- 1.2 Практика спортивного спонсорства в условиях развитого рынка
- Глава 2.Современное состояние спортивного спонсорства в России и его место на мировом спортивном рынке
- 2.1.Анализ мирового спортивного рынка
- 2.2 Спортивное спонсорство в России: основные проблемы
- 2.3. Спортивное спонсорство в России и Санкт-Петербурге
- Заключение
- Список литературы