Заключение
Подводя итог анализу тенденций, проблем, характеристик современного состояния развития связей с общественностью в России, отечественного PR-рынка, постараемся обобщить экспертные оценки перспектив развития данного вида деятельности.
Общий вывод таков: следует ожидать эволюционного пути развития, продолжения и усиления тех тенденций, которые были заложены в последние годы. Это связано прежде всего с определенной зрелостью отечественных связей с общественностью, переходом их к этапу «зрелости», «вторичной институализации», к «менеджерской фазе». Процесс этот предполагает развитие в следующих направлениях.
— Будет происходить дальнейшая интеграция с общим комплексом коммуникаций, уход от вульгарных PR в сторону маркетинговых коммуникаций, бизнес-коммуникаций.
— Продолжатся процессы структуризации, профессионализации рынка в целом, он приобретет более оформленный, цивилизованный характер; завершится переход профессиональной деятельности «из отрасли в индустрию», получит соответствующее развитие PR-инфраструктура.
— Рынок по-прежнему будет в весьма значительной степени определяться макроэкономическими процессами, происходящими в стране, в частности, уровень развития PR в той или иной отрасли будет зависеть прежде всего от развития самой отрасли, возможно своеобразное «перераспределение» интенсивности развития связей с общественностью среди отраслей.
— По-видимому, наиболее интенсивно будут развиваться связи с общественностью в бизнесе, будет происходить усиление ориентации профессионального сообщества на бизнес-PR.
— Должны получить ускоренное развитие связи с общественностью в сфере государственного и муниципального управления, это определяется сложностью и масштабностью внутренних и внешних задач, стоящих как перед страной в целом, так и перед регионами.
— В этой связи еще более актуальной станет задача «ликвидации перекоса» в восприятии и уровнях профессионального развития бизнес-PR, PR политического и PR в сфере государственного управления.
— Продолжится развитие региональных связей с общественностью, причем можно прогнозировать некоторую «ускоренность» их развития, преодоление в известной мере отставания от центров; в достаточно близкой перспективе — интеграция регионов в общероссийский рынок.
— Ожидается возрастание конкуренции на рынке PR-услуг — таково требование самого рынка; на данный момент конкуренции явно недостаточно.
— Как естественноэволюционный процесс будет происходит укрупнение агентств, образование новых альянсов, получит развитие сетевая структура; значительно возрастут требования клиентов к услугам PR-специалистов.
— Спрос на PR-услуги будет расти, но достаточно плавно, во многом этот рост будет определяться проникновением связей с общественностью в новые для себя отрасли и появлением клиентов, представляющих средний бизнес.
— Будет происходить дальнейшая специализация PR-агентств; можно ожидать увеличения числа «домашних» агентств, работающих с весьма ограниченным кругом постоянных клиентов.
Такова в целом не лишенная противоречий картина.