Российская специфика развития pr:
В некоммерческом секторе пока преобладают технологии "первой" эры. Активно осваиваются PR-технологии "четвертой волны" - PR в открытом информационном пространстве. Робко развиваются подходы "второй" и "третьей" волны, а именно, недостаточное внимание уделяется формированию образа и миссии организации культуры, созданию и управлению брендом, сегментации аудиторий, работе с целевыми группами общественности, формированию межкультурной политики и способов работы с зарубежными партнерами. Прикладным исследованиям уделяется мало внимания, их значение недооценивается.
На современном этапе в России растет роль PR в формировании деловой репутации некоммерческих организаций. Ни одна организация в сфере культуры не может существовать наивно и бесцельно. У каждого музея, галереи, музейного объединения, ассоциации должно быть реальное представление о том, каковы его цели и перспективы, что его ожидает и каких результатов способен достичь коллектив музея. Во многих случаях такое представление имеется, но оно не очень отчетливое и плохо структурировано, что означает частичную потерю его ценности. Наиболее эффективные музейные организации имеют четко выраженное видение будущего, т.е. гипотетическую картину развития музея или ассоциации в кратко- и долгосрочной перспективе. Разрабатывая глобальную причину существования музея (миссию), специалисты по PR формируют имидж, создают репутацию музея и пытаются "уравновесить" его существование в общественной системе. Когда в PR-стратегиях говорится об имидже, имеется в виду не столько средство завоевания внимания потенциальной аудитории, сколько способы реагирования на требования определенных социальных групп. Кроме того, имидж способствует формированию среди сотрудников атмосферы "единой команды", укреплению веры в свои силы для достижения успеха организации, поддержания оптимизма в отношении ее будущего, что позволяет создавать "бесконфликтную среду", повысить эффективность работы, привлекать новых высококвалифицированных специалистов и удерживать имеющихся. Работа по разработке имиджа и его поддержка ведется PR-специалистами и руководством музея в двух основных формах — единый образ музея для аудитории, партнеров, общественности и объединяющее начало для сотрудников.
Таким образом,
PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЛИТСЯ НА ВНУТРЕННЮЮ И ВНЕШНЮЮ
Public Relations в отношении "внутренней публики", или сотрудников организации, называют еще "human relations" или "corporate relations". Иногда их называют корпоративным PR. Главной задачей корпоративного PR является создание положительного климата и творческой атмосферы внутри организации культуры. Внутренним PR занимается собственная служба (отдел) PR или специалист по PR в организациях культуры, у которых нет возможности создать специальную службу (отдел).
Внешние Public Relations включают:
текущие мероприятия по связям с общественностью, главной целью которых является поддержание уже сформированного отношения общественности к организации культуры на должном уровне и планомерное развитие этих отношений;
организацию PR-кампаний, которые состоят из комплекса взаимосвязанных PR-акций и мероприятий. PR-кампания направлена на достижение вполне конкретных результатов, способных сформировать или изменить отношение целевых групп к музею, тем или иным музейным программам и проектам. Как правило, разработкой PR-кампаний занимаются PR-агентства или приглашенные PR-консультанты, заказчиками которых являются организации культуры, в том числе и те, которые имеют собственные службы (отделы) по связям с общественностью.
В России становление "механизма" PR в некоммерческом секторе во многом отличается от американского и европейского опыта и по форме, и по содержанию. Одним из основных элементов кризиса в современной России является дефицит внимания и реальной заинтересованности общественности в развитии и сохранении культурного наследия. Становление и развитие PR в некоммерческом секторе осуществлялось в России не эволюционно, а рывками, не на опыте, накопленном в мире, а, как правило, на критике и отрицании этого опыта. В сфере культуры в рамках PR-деятельности приходится делать все возможное для установления и поддержания взаимопонимания, выявлять и устранять причины дисгармонии.
Сегодня становится аксиомой, что каждая организация культуры призвана постоянно вести мониторинг развития событий, предвидеть возможные тенденции развития общества, оценивать то, каким образом указанные тенденции способны помочь или повредить будущему. Обычно это именуют как "внимание к проблемам", ибо целью является не элементарная фиксация изменений, а их всесторонний учет, как при разработке стратегии музея, так и при принятии тактических решений. Можно определить "внимание к проблемам" как процесс распознавания проблем, их анализа, распределения приоритетов программы стратегических действий и ее осуществления, обобщения и оценки результатов. Все это становится одним из элементов проявления самой сущности PR на практике.
В настоящее время в России наибольшие трудности вызывают разработка и реализация коммуникативной политики некоммерческой организации, основанной на использовании прямых и обратных связей с аудиторией.
Ключевая задача здесь — преодоление своего рода "барьера недоверия" к музейному предложению, который появляется из-за того, что в сознании людей отложились определенные ложные стереотипы в отношении музеев.
С другой стороны – преодоление "барьера непонимания", который сложился у сотрудников музеев из-за неадекватной оценки аудитории, основанной только на их представлениях. Тем не менее, исследования, проведенные в ряде европейских стран, показывают, что у музейных сотрудников существуют устойчивые мифы и завышенные представления об аудитории.8 Так, например, музейные сотрудники считают, что:
аудитория гомогенна;
аудитория думает о себе, как о любителях искусства;
аудитория динамична и активна в выборе искусств;
аудитория образованна и сведуща в искусстве;
аудитория уверена в своих знаниях, хорошо ориентируется в музее и в искусстве;
аудитория, которая пришла, разделяет ценности музея и т.д.
Все эти представления оказались неверными. Мотивы интереса аудитории – другие.
В большинстве случаев люди приходят в музеи, чтобы:
привести детей или друзей;
провести время с другом или подругой;
хотят отдохнуть в тиши музея;
хотят "подняться над обыденностью";
потому что им нравится здание, атмосфера, пространство музея;
им интересна коллекция или выставка;
потому что они - туристы.
Причины, по которым люди не ходят в музеи и галереи:
люди не знают, что происходит в музеях;
люди дискомфортно себя чувствуют, потому что не разбираются в искусстве, стесняются этого и им не хочется там быть;
деловые люди считают, что они очень заняты, у них не хватает времени, а в музее ничего нельзя посмотреть быстро;
бедные считают, что музеи не для них, потому что это – дорогое удовольствие;
посетители с детьми считают, что в музеях не любят детей, там очень строгие правила поведения и детям все время делают замечания;
инвалиды не хотят, чтобы на них обращали излишнее внимание;
молодые люди чувствуют себя необразованными и стесняются.
Главное, как показали исследования, заинтересованность аудитории прямо пропорциональна уверенности в себе, люди очень нуждаются в предварительной информации, чтобы спокойно и уверенно себя чувствовать. PR-стратегии в первую очередь должны обеспечивать дифференцированную потребность в информации, развеивать различного рода предубеждения, например: специальные путеводители для деловых людей "Если у Вас всего 30 минут…", программы завуалированного обучения для взрослых через открытые занятия с детьми, потому что взрослые (особенно пожилые люди – бабушки и дедушки) стесняются учиться, открытые видео- и слайд-программы "non stop" и.т.д.
При формировании настроений аудитории особенно существенно выделение целевых групп, на которые рассчитано то или иное конкретное предложение – смена экспозиции, выставка, культурная акция или событие, образовательная программа, печатная продукция, копии и реплики музейных коллекций, сувениры и т.д. При соотнесении деятельности по формированию интереса с групповой психологией становится возможным активнее использовать весьма эффективные социально-адресные PR-стратегии.
Для того чтобы можно было задействовать весь потенциал PR применительно к специфике условий конкретного музея, не обойтись без определения конкретных целей и разработки соответствующих программ. Специалисты в области PR создают специальные методики, накапливают опыт налаживания взаимопонимания. Когда цели PR зафиксированы, приступают к разработке программы. Цели бывают ближайшими и долговременными, и в каждом случае в программе отражается своя система действий по их достижению. При разработке программы обычно опираются на данные проводимых исследований, анализируются результаты предыдущей работы. Это позволяет вносить соответствующие изменения и тем самым придает всей работе необходимую гибкость; считается, что PR напоминают в чем-то игру в шахматы: 10% интуиции, 25% опыта и 65% созидательного труда.
Френк Джефкинс предлагает свою модель PR-программы, сложенную из шести составляющих:
Оценка ситуации.
Определение целей.
Определение публики.
Отбор каналов массовой коммуникации, техники воздействия.
Планирование бюджета.
Оценка результатов.9
Чтобы оценить ситуацию, Джефкинс предлагает двигаться в направлении от набора "враждебность – предубеждение – апатия - незнание" к набору "симпатия – признание – интерес - знание". При этом каждая из этих составляющих получает достаточно детальное рассмотрение.10
Как правило, структура PR-программы текущей внешней деятельности некоммерческой организации включает следующие разделы:
Миссия некоммерческой организации
SWOT-анализ11 ситуации
Цели и задачи
Принципы
Методы и формы работы
Типы аудиторий и целевые группы
Базовые идеологемы
Оценка эффективности и контроль результатов
Большое значение в программах внешней текущей PR-деятельности придается "media relations", т.е. планированию отношений со средствами массовой информации. Цели – увеличить эффективность посланий по каналам СМИ, уменьшить возможность искажения информации.
Пути достижения – установить взаимовыгодное партнерство и сотрудничество со СМИ через формы регулярной коммуникации: брифинги, пресс-конференции, "круглые столы", публичные дискуссии, презентации.
- Pr некоммерческой организации: теоретические основы современных pr-технологий и моделей коммуникации
- Целевая аудитория – ключевое сообщение – канал коммуникации.
- Внимание – интерес – желание – действие
- Исследование - действие – общение - оценка
- Эволюция концепций Public Relations:
- Российская специфика развития pr:
- Основные этапы: