logo
010501

Эволюция концепций Public Relations:

1940-е годы - "примитивная" эра PR: главное внимание сосредоточено на отношениях с прессой - "информационные" послания, адресованные СМК, наем журналистов в фирмы, появления PR-агентств. Данной эпохе соответствует модель "PR как паблисити". Цель PR на этом этапе — пропаганда и косвенная реклама. Коммуника­ция однонаправленная, причем соответствие ее содержания истинному положению вещей не слишком существенно. Бурно развиваются теоретические концепции и модели массовых коммуникаций, результаты прикладных исследований малозначимы для практиков.

С середины 1950-х годов - "вторая волна" развития PR. Осознается, что недостаточно обеспечивать отношения с прессой, необходимо объяснять и хорошо обосновывать свои действия, цели, миссию и философию организации; развиваются методы сегментации аудиторий, дифференцированной работы с целевыми группами. Придавая большое значение работе со СМИ, подчеркивается необходимость нацеливать информацию на определенные группы общественности, способные оказывать прямое и косвенное влияние на жизнь организации. Активно развиваются стратегии создания образа организации и управления "брендом". Данной эпохе соответствует модель "PR как информирование общественности". Целью PR является распространение информации, как правило, ненаправленной. Роль прикладных исследований по-прежнему неве­лика, изучаются "читабельность" материалов и эффективность каналов коммуникации.

С середины 1970-х годов - "третья волна" развития PR: расширение и дробление рынков, распространение маркетинговых технологий на сектор некоммерческих организаций приводит к расширению круга заинтересованной общественности и формированию межнациональной политики организаций культуры, к построению мультикультурных стратегий. Данной эпохе соответствует "двусторонняя асимметричная" модель PR. Убеждение, поставленное на научную основу, — ключевая стратегия PR. Коммуникация двусторонняя, од­нако, несбалансированная (организации не меняются сами, но пытаются изменить взгляды публики). Значи­мость исследований существенно повышается, преиму­щественно изучаются установки, предпочтения и вкусы публики.

Конец 1980-х годов - "четвертая эра" PR, связанная с технологическим развитием электронных средств массовой коммуникации, интернета и мультимедиа, формируются стратегии PR в открытом информационном пространстве, распространяется "сетевая" идеология. Данной эпохе соответствует "двусторонняя симметричная" модель PR: организация пытается не только сформировать, поддержать или изменить взгляды общественности, но и меняется сама. Основной целью PR на этом этапе является взаимопони­мание. Процесс коммуникации двухсторонний, субъек­тами взаимодействия могут быть различные группы, исследуются преимущественно проблемы понимания и общения, исследования значимы.