16.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Важная роль в организации технологического процесса в магазине отводится размещению товаров в торговом зале, их выкладке, оптимальному распределению установочной и экспозиционной площадей между отдельными группами товаров. При решении этих вопросов необходимо учитывать ряд факторов и принципов.
Размещение товаров — это оптимальное распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом отдельных факторов.
Факторы, влияющие на размещение:
частота спроса на отдельные товары;
размеры (габариты) продаваемых товаров;
широта внутригруппового ассортимента;
затраты времени покупателей на осмотр и выбор товаров;
психология покупателей.
Важнейшим фактором при распределении площади торгового зала для размещения отдельных товарных групп является частота их приобретения. Чем она выше, тем большая площадь (установочная и экспозиционная) необходима для размещения. В каждом магазине должна быть определена примерная частота покупки отдельных товаров с учетом сезонных особенностей спроса.
Размеры (габариты) продаваемых товаров также влияют на распределение площадей. Крупногабаритные товары, естественно, требуют больших площадей для их показа.
Затраты времени покупателей влияют на размеры площадей для размещения отдельных товаров. Чем больше времени требуется на выбор, особенно товаров сложного ассортимента, тем больше должна быть площадь торгового зала для из размещения.
За всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале, покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи.
При продаже малоизвестных, новых, модных, сезонных товаров должны быть выделены наиболее видные места в торговом зале.
При размещении должно соблюдаться товарное соседство.
В многоэтажных магазинах на первых этажах размещаются крупногабаритные товары и товары частого спроса. На последующих — товары, требующие длительного времени для выбора.
При размещении товаров, безусловно, должна быть учтена психология покупателя, который склонен к импульсивным покупками, если куплено главное.
Принципы размещения:
размещение товаров, обеспечивающее их широкий выбор;
создание максимальных удобств покупателям при выборе;
учет движения покупательских потоков;
обеспечение должной обозримости товаров покупателями;
учет физико-механических, химических и других свойств товаров;
рациональное использование торговых площадей;
сокращение путей движения товарных потоков в торговом зале;
обеспечение бесперебойной торговли.
Важным условием рационального размещения товаров в торговом зале является организация своевременного пополнения ассортимента реализуемых товаров. Операции по пополнению товарных запасов в торговом зале в крупных магазинах выполняют специально выделенные работники, в небольших — грузчики или продавцы. В настоящее время эти функции часто берут на себя представители поставщика, особенно коммерческих организаций.
Для обеспечения эффективного размещения и пополнения ассортимента товаров в торговом зале магазина создаются соответствующие запасы, которые делятся:
на экспозиционные (выставочный) запасы для демонстрации товаров покупателям и размещаемый в витринах, на стендах, полках и других видах оборудования;
рабочие запасы для непосредственного обслуживания покупателей (на вешалках, стеллажах, горках, кронштейнах, корзинах и т.д.);
• резервные запасы для пополнения при необходимости на складе магазина или в торговом зале.
Выкладка — это определенные способы укладки и показа товаров в торговом зале магазина.
При вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полочках вертикали, сверху вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.
При горизонтальной выкладке тот или иной товар полностью занимает 1—2 полки. Этот способ наиболее эффективен при ' продаже крупногабаритных товаров, товаров в кассетах; на нижних полках целесообразно выкладывать хорошо известные покупателю товары с устойчивым спросом.
В магазинах самообслуживания применяются такие способы выкладки, как навалом, штабелем, в ряд, стопками, подвешиванием и др.
Наиболее распространенный способ — навалом в таре-оборудовании, контейнерах, корзинах, витринах. Такой способ удобен для работников магазина, так как сокращает затраты труда на выкладку. Предпочтения этому способу отдают и покупатели: аккуратно выложенные товары (в виде пирамид, стопок и т.д.) они отбирают неохотно.
Выкладка товаров может быть товарной и декоративной.
Товарная выкладка служит одновременно и для показа, и для отпуска товаров, в магазинах самообслуживания она осуществляется фронтальным способом, при котором один образец товара выставляется полностью, а остальные (за ним) видны частично или не видны.
Декоративная выкладка это выкладка с применением средств объемно-пространственной композиции для оформления витрин, стеллажей при продаже через прилавок. Выложенные товары выполняют только демонстрационную функцию и не являются товарным запасом для отпуска.
Выкладка товаров должна:
- способствовать расширению познавательной деятельности покупателей;
- способствовать увеличению импульсивного спроса;
- создавать предпочтительные условия для реализации товаров отдельных марок и производителей;
- повышать конкурентные преимущества данного магазина;
- способность более тесным взаимоотношениям товара и покупателя.
Выкладка товаров связана с понятием «точка продаж» - место в торговом зале, где покупатель может посмотреть товар и принять решение о его покупке, т.е. торговое оборудование, предназначенное для демонстрации и отбора.
Различают основные и дополнительные точки продаж.
Основная точка продаж – место в котором представлен весь ассортимент товаров данной группы.
Дополнительная точка продаж – место, где товар, представленный в основной точке продаж, размещается отдельно (реклама новых товаров, специальная акция по усилению реализации, размещение товаров при кассах и т.д.).
Важный вопрос выкладки — определение зоны выбора товаров.
Наиболее удобной зоной выбора являются полки, находящиеся на высоте 110—160 см над уровнем пола. В этой зоне предпочтительно размещать товары, реализацию которых магазин желает увеличить, это, как правило, товары импульсивного спроса, товары с замедленной оборачиваемостью.
Менее удобной зоной считаются полки на высоте 80—110 см и 160—180 см от уровня пола.
Неудобная зона — полки на высоте до 80 см и свыше 180 см. В этих зонах размещают товары с устойчивым спросом, не требующие больших затрат времени на выбор (мука, крупа, сахар и др.).
Основные принципы выкладки:
хороший обзор;
доступность;
аккуратность;
заполненность торгового оборудования;
привлекательность упаковки;
наличие ценников;
. закрепление за товарами постоянных мест;
правильное распределение приоритетных мест;
постоянное пополнение товаров.
При выкладке товаров необходимо обеспечить наиболее полное использование экспозиционной площади магазина, с тем чтобы каждый квадратный метр торговой площади обеспечивал магазину соответствующий доход.
Для успешной работы магазина размещение и выкладку целесообразно планировать заранее, это позволяет сэкономить время покупателей при выборе товаров.
Планограмма — это составленная из фотографий или выполненная на компьютере композиция, показывающая где должен находиться тот или иной вид товаров.
- Организация и технология торговли
- Введение
- Тема 1. Торговля в социально-потребительском комплексе
- Торговля как отрасль экономики
- Виды торговли и их функции
- Виды торговли и формы собственности
- Формы осуществления торговли
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Организационное построение торговли республики беларусь
- 2.1 Цель торговли и признаки организационного построения торговой отрасли
- 2.2 Организационное построение государственной торговли
- 2.3 Организационное построение розничной торговли потребительской кооперации
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Организация проектирования, строительства и реконструкции торговых объектов
- 3.1 Классификация торговых зданий
- 3.2 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов
- 3.3 Проектирование торговых зданий
- 3.4 Организация строительства, реконструкции и ремонта торговых объектов
- 3.5Технико-экономические показатели использования зданий магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Организация товароснабжения торговых организаций
- 4.1 Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и процесса товародвижения
- 4.2 Источники товароснабжения
- 4.3 Формы товароснабжения розничной торговой сети и условия их применения
- 4.4 Организация и технология доставки товаров в розничную сеть
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Транспортно-эксплуатационное обслуживание организаций торговли и организация перевозок товаров
- 5.1 Роль транспорта в перевозке товаров
- 5.2 Характеристика основных транспортных средств
- Перевозки товаров автомобильным транспортом
- 5.4 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Торговые склады в торгволе их устройство и планировка
- 6.1 Роль и функции складов
- 6.2 Классификация складов
- 6.3 Состояние и развитие складского хозяйства
- 6.4 Устройство и оборудование складов
- 6.5 Планировка складских помещений
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Организация технологических процессов на складах
- 7.1 Понятие, основные требования и принципы рациональной организации технологических процессов на складах
- Технология поступления товаров
- Технология приемки товаров
- 7.4 Особенности приемки импортных товаров
- 7.5 Технологические операции по хранению товаров на складах
- 7.6 Технология отпуска товаров со склада
- Технико-экономические показатели работы склада
- 7.8 Зарубежный опыт организации технологических процессов на складах
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Оборудование для механизаци и автоматизации трудоемких операций в торговле
- 8.2 Назначение и классификация подъемно - транспортного оборудования
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Торговое холодильное оборудование
- 9.8 Методика расчета потребностей для предприятия холодильной емкости и выбор типов холодильного оборудования
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Весоизмерительное оборудование
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Обородувание для расчета с покупателями
- Тема 12. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товара
- 12.1 Акустомагнитные противокражные системы
- 12.2 Электромагнитные противокражные системы
- 12.3 Радиочастотные противокражные системы
- Тема 13. Построение и размещение розничной торговой сети
- 13.1 Сущность и факторы развития розничной торговой сети
- 13.2 Факторы, влияющие на развитие розничной торговой сети
- 13.3 Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения
- 13.4 Специализация розничной торговой сети
- 13.5 Типизация розничной торговой сети
- 13.6 Принципы размещения розничной торговой сети в городах
- 13.7 Особенности построения и размещения сельской торговой сети
- 13.8 Планирование развития и размещения торговой сети
- Тема 14. Устройство и технологические планировки торговых объектов
- 14.1 Классификация торговых зданий
- 14.2 Требования, предъявляемые к торговым объектам
- 14.3. Устройство и планировка магазинов
- 14.4 Технологические планировки торговых залов магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Атмосфера и система информации торгового объекта
- Атмосфера: создание привлекательного образа магазина
- 15.2 Чувственные составляющие атмосферы магазина
- 15.3 Влияние факторов атмосферы магазина на адаптивные свойства посетителей
- 15.4 Устранение дискомфорта восприятия
- 15.5 Требования к информационному оформлению интерьера
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Организация технологических процессов в магазине
- 16.1 Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 16.2 Организация приемки товаров в магазине
- 16.3 Хранение товаров в магазине
- 16.4 Подготовка товаров к продаже
- 16.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 16.6 Потери при организации технологических процессов
- Контрольные вопросы
- Тема 17. Организация магазинной формы продажи товаров
- 17.1 Понятие продажи товаров и формы продажи
- 17.2 Принципы организации оперативных процессов в магазине
- 17.3 Организация продажи товаров
- 17.4 Методы продажи товаров в магазинах
- 17.5 Правила продажи отдельных видов товаров
- 17.6 Организация торговли фирменных магазинов и фирменных секций. Требования к фирменному магазину и фирменной секции
- 17.7 Зарубежный опыт организации продажи товаров в магазинах. Развитие форм и методов продажи товаров за рубежом
- Контрольные вопросы
- Тема 18. Организация внемагазинной формы продажи товаров
- 18.1 Формы продажи товаров
- 18.2 Продажа товаров на рынках
- 18.3 Правила работы мелкорозничной торговой сети
- 18.4 Разносная торговля и продажи товаров по заказам
- Контрольные вопросы
- Тема 19. Обслуживание покупателей
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- 19.1 Торговые услуги, их характеристики
- 19.2 Культура торговли
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- Контрольные вопросы
- Тема 20. Организация труда в торговле
- 20.1 Организация труда работников магазина
- 20.2 Основные категории работников магазина
- 20.3 Условия труда и режим работы в магазине
- 20.4 Организация материальной ответственности в магазине
- 20.5 Разделение и кооперирование труда в торговле
- 20.6 Организация и обслуживание рабочих мест
- 20.7 Нормирование труда в торговле
- 20.8 Охрана труда в торговле
- 20.9 Зарубежный опыт организации труда в торговле
- Контрольные вопросы
- Тема 21. Тара и тарные операции
- 21.1 Роль упаковки и тары в технологическом процессе
- 21.2 Классификация тары и основные ее виды
- 21.3 Стандартизация и унификация тары
- 21.4 Пути снижения потерь по таре
- 21.5 Зарубежный опыт работы с тарой
- Контрольные вопросы
- Перечень литературных источников Основная:
- Дополнительная: