17.2 Принципы организации оперативных процессов в магазине
1. Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
2. Создание наилучших условий выбора товаров, экономия времени
покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;
3. Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения;
4. Сохранение физико-химических свойств товаров.
Эти принципы определяют динамичность торгового и технологического процесса.
Организация торгового и технологического процессов в магазине зависит от многих факторов: от существующей системы управления; потребительских свойств реализуемых товаров и степени их готовности к продаже; принятой системой товародвижения; применяемых форм продажи.
К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудование, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.
К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся: приемка товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.
В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи различают три основные схемы торгового и технологического процессов.
Первая схема является наиболее сложной, но чаще применяемой. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу (Рис. 1.1.1). При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс продажи товаров наиболее сложен, чем в магазинах самообслуживания. Эта схема присуща только розничным предприятиям.
-
Разгрузка товаров
П риёмка товаров
Х ранение товаров
Подготовка к продаже
Продажа товаров
Рис.17.1 Первая схема торгово - технологического процесса
Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приёмку их по количеству и качеству, хранение и продажу (Рис.1.2.2). Эта схема присуща для оптового и розничного предприятия.
Разгрузка товаров |
| Приёмка товаров |
| Хранение товаров |
| Продажа товаров |
Рис.17.2 Вторая схема торгово - технологического процесса
Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта,
приемку их по количеству и качеству, и продажу (см. рис.1.3). Эта схема присуща только для оптового предприятия.
Разгрузка товаров |
| Приёмка товаров |
| Продажа товаров |
Рис.17.3 Третья схема торгово - технологического процесса
Применение какой – либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко (лишь в некоторых специализированных магазинах). Как правило, в магазинах, и в первую очередь в универсальных, одновременно действуют все три схемы.
Приёмку товаров по качеству осуществляют одновременно с приёмкой их по количеству. Организуя приёмку, работники магазина призваны не допустить проникновения в розничную торговую сеть товаров ненадлежащего качества, не соответствующих спросу населения, не отвечающих требованиям нормативно- технической документации.
Уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина зависят от выбора оптимального варианта размещения и выкладки товаров в торговом зале. Рациональное их размещение позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отбор товаров, увеличить пропускную способность торгового предприятия, уменьшить затраты труда персонала на пополнение товарных запасов в торговом зале, более эффективно использовать площадь торгового зала под выкладку товаров.
При размещении товаров в торговом зале должны быть соблюдены следующие требования: хороший обзор торгового зала; размещение ассортимента товаров в количествах, обеспечивающего их широкий выбор и бесперебойность торговли; соблюдение правил товарного соседства; закрепление за каждой группой товаров постоянного места в торговом зале; обеспечение сохранности материальных ценностей.
При размещении товаров в торговом зале большую роль играет планировка. В зависимости от расстановки оборудования различают следующие виды планировки торгового зала магазинов: линейная (оборудование размещают вдоль стен и в центре торгового зала продольными или поперечными линиями); боксовая (разбивку всей торговой площади на изолированные отделы - боксы); островная; комбинированная (сочетание линейной, боксовой и выставочной планировок).
В торговых залах магазина, обслуживаемых продавцами, размещение и выкладку товаров необходимо осуществлять с учётом частоты спроса, чтобы продавцы затрачивали меньше труда при показе и продаже товаров.
При расположении товаров в торговом зале учитывается несколько факторов:
-- оптимальное использование пространства торгового зала;
-- оптимальное расположение товарных групп;
-- расположение основных и дополнительных точек продажи;
-- способы замедления потока покупателей.
- Организация и технология торговли
- Введение
- Тема 1. Торговля в социально-потребительском комплексе
- Торговля как отрасль экономики
- Виды торговли и их функции
- Виды торговли и формы собственности
- Формы осуществления торговли
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Организационное построение торговли республики беларусь
- 2.1 Цель торговли и признаки организационного построения торговой отрасли
- 2.2 Организационное построение государственной торговли
- 2.3 Организационное построение розничной торговли потребительской кооперации
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Организация проектирования, строительства и реконструкции торговых объектов
- 3.1 Классификация торговых зданий
- 3.2 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов
- 3.3 Проектирование торговых зданий
- 3.4 Организация строительства, реконструкции и ремонта торговых объектов
- 3.5Технико-экономические показатели использования зданий магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Организация товароснабжения торговых организаций
- 4.1 Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и процесса товародвижения
- 4.2 Источники товароснабжения
- 4.3 Формы товароснабжения розничной торговой сети и условия их применения
- 4.4 Организация и технология доставки товаров в розничную сеть
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Транспортно-эксплуатационное обслуживание организаций торговли и организация перевозок товаров
- 5.1 Роль транспорта в перевозке товаров
- 5.2 Характеристика основных транспортных средств
- Перевозки товаров автомобильным транспортом
- 5.4 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Торговые склады в торгволе их устройство и планировка
- 6.1 Роль и функции складов
- 6.2 Классификация складов
- 6.3 Состояние и развитие складского хозяйства
- 6.4 Устройство и оборудование складов
- 6.5 Планировка складских помещений
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Организация технологических процессов на складах
- 7.1 Понятие, основные требования и принципы рациональной организации технологических процессов на складах
- Технология поступления товаров
- Технология приемки товаров
- 7.4 Особенности приемки импортных товаров
- 7.5 Технологические операции по хранению товаров на складах
- 7.6 Технология отпуска товаров со склада
- Технико-экономические показатели работы склада
- 7.8 Зарубежный опыт организации технологических процессов на складах
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Оборудование для механизаци и автоматизации трудоемких операций в торговле
- 8.2 Назначение и классификация подъемно - транспортного оборудования
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Торговое холодильное оборудование
- 9.8 Методика расчета потребностей для предприятия холодильной емкости и выбор типов холодильного оборудования
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Весоизмерительное оборудование
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Обородувание для расчета с покупателями
- Тема 12. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товара
- 12.1 Акустомагнитные противокражные системы
- 12.2 Электромагнитные противокражные системы
- 12.3 Радиочастотные противокражные системы
- Тема 13. Построение и размещение розничной торговой сети
- 13.1 Сущность и факторы развития розничной торговой сети
- 13.2 Факторы, влияющие на развитие розничной торговой сети
- 13.3 Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения
- 13.4 Специализация розничной торговой сети
- 13.5 Типизация розничной торговой сети
- 13.6 Принципы размещения розничной торговой сети в городах
- 13.7 Особенности построения и размещения сельской торговой сети
- 13.8 Планирование развития и размещения торговой сети
- Тема 14. Устройство и технологические планировки торговых объектов
- 14.1 Классификация торговых зданий
- 14.2 Требования, предъявляемые к торговым объектам
- 14.3. Устройство и планировка магазинов
- 14.4 Технологические планировки торговых залов магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Атмосфера и система информации торгового объекта
- Атмосфера: создание привлекательного образа магазина
- 15.2 Чувственные составляющие атмосферы магазина
- 15.3 Влияние факторов атмосферы магазина на адаптивные свойства посетителей
- 15.4 Устранение дискомфорта восприятия
- 15.5 Требования к информационному оформлению интерьера
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Организация технологических процессов в магазине
- 16.1 Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 16.2 Организация приемки товаров в магазине
- 16.3 Хранение товаров в магазине
- 16.4 Подготовка товаров к продаже
- 16.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 16.6 Потери при организации технологических процессов
- Контрольные вопросы
- Тема 17. Организация магазинной формы продажи товаров
- 17.1 Понятие продажи товаров и формы продажи
- 17.2 Принципы организации оперативных процессов в магазине
- 17.3 Организация продажи товаров
- 17.4 Методы продажи товаров в магазинах
- 17.5 Правила продажи отдельных видов товаров
- 17.6 Организация торговли фирменных магазинов и фирменных секций. Требования к фирменному магазину и фирменной секции
- 17.7 Зарубежный опыт организации продажи товаров в магазинах. Развитие форм и методов продажи товаров за рубежом
- Контрольные вопросы
- Тема 18. Организация внемагазинной формы продажи товаров
- 18.1 Формы продажи товаров
- 18.2 Продажа товаров на рынках
- 18.3 Правила работы мелкорозничной торговой сети
- 18.4 Разносная торговля и продажи товаров по заказам
- Контрольные вопросы
- Тема 19. Обслуживание покупателей
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- 19.1 Торговые услуги, их характеристики
- 19.2 Культура торговли
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- Контрольные вопросы
- Тема 20. Организация труда в торговле
- 20.1 Организация труда работников магазина
- 20.2 Основные категории работников магазина
- 20.3 Условия труда и режим работы в магазине
- 20.4 Организация материальной ответственности в магазине
- 20.5 Разделение и кооперирование труда в торговле
- 20.6 Организация и обслуживание рабочих мест
- 20.7 Нормирование труда в торговле
- 20.8 Охрана труда в торговле
- 20.9 Зарубежный опыт организации труда в торговле
- Контрольные вопросы
- Тема 21. Тара и тарные операции
- 21.1 Роль упаковки и тары в технологическом процессе
- 21.2 Классификация тары и основные ее виды
- 21.3 Стандартизация и унификация тары
- 21.4 Пути снижения потерь по таре
- 21.5 Зарубежный опыт работы с тарой
- Контрольные вопросы
- Перечень литературных источников Основная:
- Дополнительная: