17.7 Зарубежный опыт организации продажи товаров в магазинах. Развитие форм и методов продажи товаров за рубежом
Опыт развитых стран в области торговли свидетельствует об ускоренном процессе обновления и модернизации материально-технической базы отрасли и совершенствования торговых процессов. Основной формой реализации товаров в современных условиях остается розничная торговля.
Одной из характерных тенденций развития магазинов самообслуживания является широкомасштабное внедрение автоматизированных узлов расчета. При этом повышается социально-экономическая эффективность торговли, что выражается в ускорении обслуживания покупателей в среднем на 14—17 %, сокращается число ошибок и злоупотреблений товарными запасами, упрощается учет и контроль.
Торговля по заказам населения товарами повседневного спроса в развитых странах идет по двум направлениям: во-первых, как форма дополнительного обслуживания покупателей со стороны стационарных магазинов и, во-вторых, как самостоятельная форма торговой деятельности. В нервом случае в супермаркетах создаются отделы заказов, которые принимают заказы по телефону и доставляют их в определенное время на дом покупателям. Во втором случае создаются специализированные магазины заказов.
Продажа по заказам в комбинации с продажей по образцам применяется и при реализации непродовольственных товаров и получила распространение в США, ФРГ, Англии, Франции и некоторых других странах. В этом случае экран телевизора служит средством предложения товаров. На экране не только демонстрируется товар, но и отмечаются его преимущества, возможности использования, цена. После выбора товара покупатель делает заказ по телефону или через персональный компьютер. В свою очередь, торговое предприятие высылает заказанный товар по почте или обеспечивает его доставку другим способом. Продажа товаров может осуществляться либо по общим телевизионным каналам, либо но кабельному телевидению.
Посылочная торговля. Эта форма розничной торговли применяется для широкого ассортимента как продовольственных, так и непродовольственных товаров.
Во Франции фирмы посылочной торговли реализуют товары по заказам, поступающим от населения, по трем каналам: почтовые письма, в том числе электронные, по телефону, через посреднические бюро приема заказов, функционирующие при некоторых крупных розничных магазинах.
Во многих странах все больше предприятий посылочной торговли применяют компьютеризованные абонентские справочно-информационные системы для приема заказов от покупателей, рекламирования предлагаемых товаров, создания электронных каталогов, которыми могут пользоваться заказчики — абоненты этой системы. По мере роста численности абонентов увеличивается и количество заказов предприятиям посылочной торговли, направляемых через бытовые терминалы компьютеризованных справочно-информационных систем, а также вклад этих заказов в общий товарооборот фирм посылочной торговли.
Продажа товаров через торговые автоматы
Торговые автоматы широко используются для организации промежуточного питания на промышленных предприятиях, на которых таким способом реализуется 15 - 20% товарооборота общественного питания.
Определенное развитие получает и торговля через торговые автоматы непродовольственными товарами. Они устанавливаются в витринах магазинов, в отелях, па вокзалах, в метро (продажа мужских рубашек, джинсов, головных уборов, галантереи, книг, газет, журналов).
Быстрому развитию торговли через автоматы за рубежом способствует применение современных форм расчета за товары с помощью авансированной (дебитовой) или кредитной карточки. Преимуществами такого расчета являются:
упрощение процесса покупки;
простота изменения цен на товары (цена не связана с номиналом монет и банкнот);
уменьшение риска хищения выручки;
отсутствие затрат на инкассацию и транспортировку монет и банкнот;
упрощение бухучета и отчетности.
Для внедрения безналичной оплаты торговые автоматы комплектуются специальными платежными механизмами, принимающими кредитные карточки.
Успешному функционированию формы торговли через автоматы способствует координация работы таких сфер деятельности, как производство товаров для реализации через автоматы, изготовление упаковок, поставка специальной посуды одноразового пользования, транспортировка продукции, производство автоматов с электронной системой управления и их ремонт, утилизация отходов.
Мощное развитие в последние годы в зарубежной практике получила электронная торговля. В связи с переходом торговли на рыночный механизм хозяйствования возникает необходимость использования зарубежного опыта по оказанию торговых услуг.
В последние годы многие фирмы прибегают к диверсификации, т.е. к расширению видов торговой деятельности, в связи с чем в организационной структуре предприятий предусматривается должность руководителя по реализации и предложению нетрадиционных услуг (сервис по уборке помещений, видеозапись юбилеев, свадеб, утепление жилья, пункт зубоврачебной помощи, художественный салон и т.д.).
Оказание торговых услуг — это неотъемлемая часть деятельности торговых фирм не только США, но и других промышленно развитых стран. Оно направлено на содействие покупателям в покупке товаров, их транспортировке и эксплуатации с целью более полного удовлетворения спроса и получения наибольшей прибыли. Поэтому опыт зарубежных стран заслуживает тщательного изучения и использования в практике работы торговых предприятий нашей республики.
В зарубежной практике накоплен большой опыт в организации торгово-технологических процессов. Особо можно выделить следующие основные принципы размещения, выкладки и продажи товаров:
1. Удельный вес определенной группы товаров в общем товарообороте магазина. Независимо от типа магазина на долю 20 % наименований товаров приходится до 80 % товарооборота, поэтому надо найти эти 20 % и отдать им приоритет при разработке планограмм размещения ассортимента товаров. Это вовсе не означает, что они должны размещаться на лучших участках торгового зала. Покупатель найдет их в любом месте (молоко, мясопродукты, хлебобулочные и кондитерские изделия и т.д.).
2. Классификация товаров по особенностям спроса. В зарубежной практике все товары делятся на четыре категории:
товары повседневного массового спроса (молоко, сахар, хлеб и др.);
товары, предоставляющие покупателю дополнительные удобства (полуфабрикаты, выпечка, готовые блюда);
товары импульсивного спроса ;
товары, на которых специализируется магазин.
Товары повседневного спроса могут выкладываться:
сразу при входе в магазин. Установлено, что после совершения основных покупок, покупатели более склонны к импульсивным покупкам;
в конце первого (главного) торгового прохода с тем, чтобы привлечь покупателей к отделам у задней стенки торгового зала;
но всей торговой площади через одинаковые расстояния с тем, чтобы реализация с 1 м2 была равномерной.
Товары импульсивного спроса могут выкладываться:
небольшими группами рядом с товарами повседневного спроса;
в оживленных местах (узел расчета, у входа и выхода и т.д.).
Прочие товары могут размещаться на оставшихся свободных участках.
3. Психология покупателей, определяющая выбор маршрута обхода торгового зала. Проведенные исследования позволяют утверждать, что до 90 % покупателей предпочитают обходить торговый зал по часовой стрелке. Тем не менее многие дизайнеры и владельцы магазинов считают более предпочтительным направление движения справа налево, так как большинство товаров, предназначенных для импульсивных покупок, обычно размещается с правой стороны торгового зала
4. Сравнительная эффективность пристенного и островного оборудования и инвентаря. Пристенное оборудование более эффективное. Высота его достигает 2 м, вмещает больше товаров, в то время как островное не должно быть выше 1,2—1,8 м. При этом по психологическим причинам покупатель предпочитает держаться у высокого оборудования.
5. Группировка одинаковых товаров по вертикали. Это значит, что разновидности одного товара желательно размещать одну над другой, на полках разных ярусов. Например, мука 2 кг — на нижней полке, 1 кг — на средней, 0,5 кг — на верхней.
6. Свободные участки и небрежность выкладки. Не рекомендуется выкладывать товары плотно (кубами, пирамидами), так как небрежно выложенный товар покупают охотнее.
Умеренность в использовании тары оборудования, так как, по мнению владельцев магазинов, она занимает много места и товарооборот с 1 м2 уменьшается, ее оформление зачастую противоречит стилю торгового зала, а реклама поставщика в этом случае подавляет внутримагазинную рекламу.
8. Принцип разрыва монотонности, считается, что строгая планировка эффективна, но она снижает интерес покупателя, которому нужны контрасты. Например, рядом с товарами для умельцев размещаются корзины с искусственными цветами.
9. Продуманный выбор торгового инвентаря. Главное требование здесь — универсальность, гибкость, простота изменений в планировке, т.е. магазин должен быстро, без потерь приспосабливаться к изменениям социальной среды, ассортимента, спроса, рынка.
10. Учет традиций покупателей и создание им максимальных удобств при покупке товаров.
Примером устройства и планировки магазина может служить супермаркет, получивший наиболее широкое распространение в странах с рыночной экономикой.
В организации торгово-технологических процессов современных зарубежных супермаркетов огромную роль играет мерчендайзинг — комплекс мероприятий магазина, направленный на организацию процесса продажи товаров, правильное управление им с целью увеличения объема продаж.
- Организация и технология торговли
- Введение
- Тема 1. Торговля в социально-потребительском комплексе
- Торговля как отрасль экономики
- Виды торговли и их функции
- Виды торговли и формы собственности
- Формы осуществления торговли
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Организационное построение торговли республики беларусь
- 2.1 Цель торговли и признаки организационного построения торговой отрасли
- 2.2 Организационное построение государственной торговли
- 2.3 Организационное построение розничной торговли потребительской кооперации
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Организация проектирования, строительства и реконструкции торговых объектов
- 3.1 Классификация торговых зданий
- 3.2 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов
- 3.3 Проектирование торговых зданий
- 3.4 Организация строительства, реконструкции и ремонта торговых объектов
- 3.5Технико-экономические показатели использования зданий магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Организация товароснабжения торговых организаций
- 4.1 Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и процесса товародвижения
- 4.2 Источники товароснабжения
- 4.3 Формы товароснабжения розничной торговой сети и условия их применения
- 4.4 Организация и технология доставки товаров в розничную сеть
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Транспортно-эксплуатационное обслуживание организаций торговли и организация перевозок товаров
- 5.1 Роль транспорта в перевозке товаров
- 5.2 Характеристика основных транспортных средств
- Перевозки товаров автомобильным транспортом
- 5.4 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Торговые склады в торгволе их устройство и планировка
- 6.1 Роль и функции складов
- 6.2 Классификация складов
- 6.3 Состояние и развитие складского хозяйства
- 6.4 Устройство и оборудование складов
- 6.5 Планировка складских помещений
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Организация технологических процессов на складах
- 7.1 Понятие, основные требования и принципы рациональной организации технологических процессов на складах
- Технология поступления товаров
- Технология приемки товаров
- 7.4 Особенности приемки импортных товаров
- 7.5 Технологические операции по хранению товаров на складах
- 7.6 Технология отпуска товаров со склада
- Технико-экономические показатели работы склада
- 7.8 Зарубежный опыт организации технологических процессов на складах
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Оборудование для механизаци и автоматизации трудоемких операций в торговле
- 8.2 Назначение и классификация подъемно - транспортного оборудования
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Торговое холодильное оборудование
- 9.8 Методика расчета потребностей для предприятия холодильной емкости и выбор типов холодильного оборудования
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Весоизмерительное оборудование
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Обородувание для расчета с покупателями
- Тема 12. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товара
- 12.1 Акустомагнитные противокражные системы
- 12.2 Электромагнитные противокражные системы
- 12.3 Радиочастотные противокражные системы
- Тема 13. Построение и размещение розничной торговой сети
- 13.1 Сущность и факторы развития розничной торговой сети
- 13.2 Факторы, влияющие на развитие розничной торговой сети
- 13.3 Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения
- 13.4 Специализация розничной торговой сети
- 13.5 Типизация розничной торговой сети
- 13.6 Принципы размещения розничной торговой сети в городах
- 13.7 Особенности построения и размещения сельской торговой сети
- 13.8 Планирование развития и размещения торговой сети
- Тема 14. Устройство и технологические планировки торговых объектов
- 14.1 Классификация торговых зданий
- 14.2 Требования, предъявляемые к торговым объектам
- 14.3. Устройство и планировка магазинов
- 14.4 Технологические планировки торговых залов магазинов
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Атмосфера и система информации торгового объекта
- Атмосфера: создание привлекательного образа магазина
- 15.2 Чувственные составляющие атмосферы магазина
- 15.3 Влияние факторов атмосферы магазина на адаптивные свойства посетителей
- 15.4 Устранение дискомфорта восприятия
- 15.5 Требования к информационному оформлению интерьера
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Организация технологических процессов в магазине
- 16.1 Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 16.2 Организация приемки товаров в магазине
- 16.3 Хранение товаров в магазине
- 16.4 Подготовка товаров к продаже
- 16.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 16.6 Потери при организации технологических процессов
- Контрольные вопросы
- Тема 17. Организация магазинной формы продажи товаров
- 17.1 Понятие продажи товаров и формы продажи
- 17.2 Принципы организации оперативных процессов в магазине
- 17.3 Организация продажи товаров
- 17.4 Методы продажи товаров в магазинах
- 17.5 Правила продажи отдельных видов товаров
- 17.6 Организация торговли фирменных магазинов и фирменных секций. Требования к фирменному магазину и фирменной секции
- 17.7 Зарубежный опыт организации продажи товаров в магазинах. Развитие форм и методов продажи товаров за рубежом
- Контрольные вопросы
- Тема 18. Организация внемагазинной формы продажи товаров
- 18.1 Формы продажи товаров
- 18.2 Продажа товаров на рынках
- 18.3 Правила работы мелкорозничной торговой сети
- 18.4 Разносная торговля и продажи товаров по заказам
- Контрольные вопросы
- Тема 19. Обслуживание покупателей
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- 19.1 Торговые услуги, их характеристики
- 19.2 Культура торговли
- 19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
- Контрольные вопросы
- Тема 20. Организация труда в торговле
- 20.1 Организация труда работников магазина
- 20.2 Основные категории работников магазина
- 20.3 Условия труда и режим работы в магазине
- 20.4 Организация материальной ответственности в магазине
- 20.5 Разделение и кооперирование труда в торговле
- 20.6 Организация и обслуживание рабочих мест
- 20.7 Нормирование труда в торговле
- 20.8 Охрана труда в торговле
- 20.9 Зарубежный опыт организации труда в торговле
- Контрольные вопросы
- Тема 21. Тара и тарные операции
- 21.1 Роль упаковки и тары в технологическом процессе
- 21.2 Классификация тары и основные ее виды
- 21.3 Стандартизация и унификация тары
- 21.4 Пути снижения потерь по таре
- 21.5 Зарубежный опыт работы с тарой
- Контрольные вопросы
- Перечень литературных источников Основная:
- Дополнительная: