Рассмотрение наличия товаров субститутов
Это важный этап в формировании ассортиментной матрицы, так как их наличие как в собственной ассортиментной матрице, так и в матрице конкурентов может привести к вытеснению ими товаров со схожими свойствами (например, продающихся по более дорогой цене). Таким образом, возникает риск "залеживания" продукции при наличии товаров-аналогов. Одним из примеров служит ежемесячное появление новых цифровых регистраторов. Выход на этот рынок китайских производителей порождает массу клонов, которые завозятся компаниями в Россию под разными торговыми марками. Подчас компания, желая поставлять на рынок более дешевый продукт, вместо профессиональной техники начинает предлагать "дешевую" замену, тем самым лишая себя дополнительной прибыли и получая при этом кучу проблем, связанных с нестабильной работой оборудования.
Полезным приемом, помогающим наглядно проанализировать товарный рынок, может быть построение структуры товарного рынка. Смысл такого построения состоит в том, чтобы помочь лучше разобраться, какие товары представлены на рынке. Для этого необходимо собрать информацию о всех представленных на рынке соответствующих товарах, аналогах и заменителях.
Рынок прохладительных напитков
Соки Мин. Воды Нектары Пиво безалкогольное Искусственные напитки
Рис. 44. Структура товарного рынка напитков
Пример. Один из самых конкурентных рынков – рынок напитков. Так, напитков-соков насчитывается более 30. Из приведенного примера видно, что необходимо обладать обширной информацией не только о каждой разновидности уже существующих напитков, но и тех, которые в ближайшее время будут выведены на рынок. Маркетологи компании Coca Cola рассматривают в качестве конкурирующих все напитки без исключения, которые можно пить (кроме спиртных). Руководство этой компании без излишнего энтузиазма оценивает свою долго па рынке напитков, составляющую 3%. Именно за эту долю компания в настоящее время борется.
Анализ товара весьма полезно проводить по принципу сопоставления с конкурирующими. Сопоставлять можно с товарами-аналогами и товарами-заменителями (рис.45). Такой подход обусловлен взаимным влиянием показанных трех категорий на объемы производства и продаж каждого из них.
Рис. 45. Принцип сравнительного исследования товара
- Маркетинговые исследования товара
- 1 В. Исследование выпускаемых марок товаров
- 2 В. Изучение нового товара
- Анализ товарного ассортимента
- Abc-анализ
- Учет времени присутствия товара на рынке, жцт
- Анализ сбалансированности товарного ассортимента
- Анализ представленности продукции
- Рассмотрение наличия товаров субститутов
- Анализ способов использования товаров
- Ассортимент с точки зрения присутствия в нем товаров разного диапазона цен
- Известность, рекламируемостъ продукта