logo
Предпрофильная подготовка учащихся

1.2. Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки

Одной из задач, решаемых в процессе введения профильного обучения, является организация информационной работы. Предпрофильная подготовка должна начинаться с планирования действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной се­ти. Информация необходима всем участникам образовательного процесса и каждому в полном объеме, в соответствии с его потребностями. Информацию об учреждениях, где можно получить или продолжить образование, посетить курсы по выбору, пройти психологическое тестирование, пройти пробу по предметным областям, тестовые или рей­тинговые испытания, продолжить обучение по выбранному профилю, учащиеся, роди­тели, педагоги, руководители образовательных учреждений должны получить в муни­ципальном управлении образования.

Очень желательно, чтобы каждое муниципальное образование (город, район) составило в этих целях уже к началу учебного года свою «образовательную карту», издав ее в форме буклета, и распространило последний среди 9-классников [12., с.64].

Руководителям школ, муниципальных управлений образования, следует предусмотреть осуществление ряда заранее спланированных мероприятий, направленных на решение сформулированных задач. По существу, информационная работа здесь должна стать «содержательным путешествием» учащихся по образовательной карте территории, для чего необходимо спланировать соответствующий маршрут, формы, даты, достичь конкретных договоренностей о времени и форме ознакомительных мероприятий с руководителями образовательных учреждений (профильных школ и лицеев, техникумов и др.). Часть времени, вероятно несколько часов в целом, следует будет предусмотреть на внутришкольную (урочную или лекционно-семинарскую) составляющую информационной работы, когда необходимо будет отвечать на вопросы учащихся, обобщать получаемую ими информацию и проч.

Рассмотрим информационные и организационные аспекты предпрофильной подготов­ки.

Многие регионы уже успешно реализуют разнообразные подходы в ин­формировании участников образовательного процесса в вопросах профильного обуче­ния и предпрофильной подготовки, например, выпускаются информационные листки, буклеты, справочные пособия, проводятся теле- и радиопередачи, раздаются листовки, проводятся дни открытых дверей, малые и большие педагогические советы, разрабаты­ваются «образовательные карты», проводятся виртуальные и реальные путешествия по «образовательным картам». Информационная работа с образовательной картой должна стать содержательным путешествием для ребят, с этой целью необходимо спланиро­вать соответствующий маршрут, формы, даты, время проведения мероприятий с руко­водителями образовательных учреждений. На наш взгляд, не умаляя роли всех вышена­званных средств информации, одним из наиболее успешных подходов организации ин­формирования учащихся и родителей является «образовательная карта».

Образовательная карта - это карта муниципального округа, на которую нанесены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образова­ния, учреждения начального профессионального образования и другие организации и учреждения, на базе которых предполагается осуществлять предпрофильную подготов­ку и профильное обучение [12., с.66].

Образовательная карта может быть составлена и издана в виде буклета, брошю­ры, плаката. Она может быть представлена на электронных носителях, на образова­тельных сайтах управлений, РОНО, отдельных школ. Обязательными элементами обра­зовательной карты являются:

  1. Общая характеристика образовательной сети района, которая включает в себя перечень образовательных учреждений, особенности их образовательных программ, особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  2. Расположение образовательных учреждений на карте (схеме) района с опре­деленными и прописанными маршрутами движения общественного транспорта, с по­мощью которых можно доехать до места обучения. Желательно, чтобы в дополнение к маршрутам было представлено расписание движения транспорта, определено и указано расстояние между образовательными учреждениями

3. Рубрикация образовательных учреждений по признаку реализуемых про­фильных образовательных программ с их конкретными адресами 4. Визитная карточка каждого образовательного учреждения с указанием полно­го адреса, номеров телефонов, структуры учреждения, специфики образовательной программы, дается характеристика по направлениям специализации, количеству уча­щихся, кадровому составу педагогов, материально-технической базе, связям с вузами или учреждениями СПО. Условия зачисления в 10 класс данной школы, реализующей ту или иную профильную программу. Разъяснение прав учащихся, специфику портфолио и т.д. Программа предпрофильной подготовки с указанием возможного перечня курсов по выбору, факультативов. Даты проведения открытых дверей данного образовательного учреждения, дни и часы приема посетителей. Информация о координаторе программы профильного обучения в данной школе (ФИО, телефон).

  1. Условия получения профильного образования в других образовательных уч­реждениях района - НПО, СПО, МУКи, учреждения дополнительного образования, за­очные школы и т.д.

  2. Информация о центрах или пунктах профориентации, в которых можно получить соответствующие консультации по оптимизации выбора школьником профиля.

  3. Полная информация (ФИО, адрес, телефон, электронный адрес) о работниках районной системы образования, курирующих программы профильного образования и предпрофильной подготовки [12., с.44].

Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, об­суждение спектра ее возможных проблем с педагогическим сообществом выявило зна­чительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа, реализуемая с подростками. Так, весьма неопределенным оказывается даже само наименование этого педагогического явления - профильная (или профессиональ­ная, или учебная) ориентация. Однако, без полноценного ориентационного компонента предпрофильная подготовка окажется сведенной к «ком­плектованию», «подбору», «отбору», «селекции» без учета индивидуального запроса учащегося и без учета его готовности к формированию этого запроса. Значимость дан­ной проблемы повышает и вероятность того, что в ходе реформирования старшей шко­лы сам профиль обучения в старшей школе в ряде регионов частично окажется вирту­альным, «плавающим», несводимым к нескольким стабильным вариантам, особенно в случае реализации так называемой «кредитной» и «кредитно-сетевой» системы профилизации.

Выявление средств профессиональной ориентации, которые могут быть адапти­рованы к задачам профильной ориентации, и создание оригинальных профильно-ориентационных средств поставят задачу сотрудничества представителей служб заня­тости, психологов, педагогов, руководителей школы и работников органов управления образования, причем не столько формального сотрудничества, а появления их самоор­ганизующегося сообщества. Особую актуальность будет приобретать взаимодействие всех вышеперечисленных специалистов с родителями учащихся предпрофильных клас­сов, поскольку именно их влияние на ориентацию учащихся окажется наиболее важ­ным фактором, имеющим позитивный характер, ограничивающим принятие школьни­ком личной ответственности за содержание своего образования.

Целью профильной ориентации как составляющей предпрофильной подготовки является: 

- оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного тру­доустройства с учетом ситуации на рынке груда;

- создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

В процессе реализации целей профильной ориентации предполагается пройти этапы подготовки учащихся к выбору профиля: пропедевтический, основной и завер­шающий [8., с.37].

Пропедевтический этап позволяет дифференцировать учащихся в соот­ветствии с их потребностями в продолжении обучения в профильной школе, пробой сил через курсы по выбору и т.п. На этом этапе осуществляется:

На основном этапе предусматривается:

- обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;

- организация процедур психолого-педагогической диагностики и самоди­агностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным на­правлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения; - анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.

На завершающем этапе:

- реализуются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориенти­рованных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле и его возможностей требованиям избирае­мого профиля;

- используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля.

Очевидно, что часть содержания, форм и методов профильной ориентации бу­дет заимствована из теории и практики профессиональной ориентации и адаптирована к ситуации самоопределения в предпрофильном классе. Известная профориентацион-ная триада «хочу-могу-надо» в современных условиях накладывается на комплекс со­циально-адаптационных и ценностно-смысловых вопросов, которые могут быть сведе­ны к трем основным «Кем?», «Каким?», «Зачем?» (эти вопросы соответствуют трем основным блокам успешно применяемого в профконсультировании старших школьни­ков активизирующего опросника Н.С. Пряжникова «За и против») [22., с.14].

Школа же, если она опирается на реализацию индивидуальной ориентационной активности учащегося, в отличие от профессиональной среды пытается создать усло­вия для формулирования учеником ответов на другие вопросы. Эти вопросы могут быть сформулированы (по Н.Б. Крыловой) следующим образом: «Что?» (информаци­онный компонент содержания), «Как?» (деятельностный компонент содержания) и «Зачем?» (ценностный компонент содержания).

Для ориентационных целей в ситуации выбора профиля обучения к этим очевидным блокам, возможно, следует добавить еще и блок вопросов «Где?». 

В ситуации же продолжения образования в учреждениях началь­ного и среднего профессионального образования актуальными становятся уже про­блемы не профильной, а профессиональной ориентации.

Основным объектом внимания педагога в профильной ориентации должен являться сложившийся в той или иной мере субъектный опыт учащегося, в который могут быть включены представления о собственных проявлениях познавательной актив­ности, приемах вьполнения умственных и практических действий, а также личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы. Однако в аспекте становления субъектного опыта учащегося в ситуациях профильной ориентации будут возникать те же пробле­мы, что и при реализации средств профессиональной ориентации.

С одной стороны, если учащемуся предлагается осмыслить свой выбор и найти в нем определенную личностную значимость, это способствует становлению его индивидуальной позиции, то есть подросток сам совершает действие, а не действие совершается над ним. С другой стороны, что и педагогической задаче можно противопоставлять следующее возраже­ние: насколько психологически дискомфортным и, следовательно, насколько практиче­ски реализуемым в условиях завершения основной школы будет самостоятельное со­вершение этого действия? Известно, что даже для значительной части взрослых людей превращение из «продукта обстоятельств» в «субъекта собственного выбора» является психотравмирующей ситуацией.

Рассмотрим средства предпрофильной подготовки.

В методических рекомендациях по организации и осуществлению предпрофиль­ной подготовки школьников, подготовленных сотрудниками Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО Чистяковой С.Н., Родичевым Н.Ф, Лернером П.С., Бондаревым В.П., указывается, что основной формой орга­низации учебной работы по курсу является занятие (урок). На занятии учитель помога­ет учащимся освоить систему знаний о закономерностях, принципах, методах диагно­стики развития «Образа «Я» в современном мире труда и профессий, особенностях рын­ка труда, последовательно способствует формированию умения обоснованного профес­сионального самоопределения.

При изучении материала, как правило, используются разнообразные виды дея­тельности учащихся и учителя, вследствие чего занятия чаще всего бывают комплекс­ного комбинированного характера. Важной формой наглядного ознакомления школь­ников с миром труда, системой профессионального образования являются экскурсии. Экскурсии могут быть проведены, например, по темам: социальные проблемы труда; разделение труда; содержание и характер труда; современный рынок труда и его требо­вания к профессионалу. Каждая тема программы предусматривает практическую рабо­ту школьников. Основная задача таких видов деятельности: сформировать у школьни­ков потребность самостоятельно добывать знания, развить умения работать с информа­цией, оценивать объективно свои возможности и профессиональные требования.

Одним из наиболее широко применяемых в преподавании методов является бесе­да. Она позволяет учителю при изложении нового материала опираться на жизненный опыт школьников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. 

Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом, тех­ническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиогра-фическими понятиями: технологический процесс, автоматизированная система управ­ления, ведущие отношения личности, профессионально важные качества, профессия, специальность и т.п. Этот метод также применяется для изложения последовательности выполнения трудовых операций в ходе выполнения учащимися профессиональных проб.

К объяснительно-иллюстративным методам обучения относится и лекция.  Воз­можно предусмотреть небольшие лекции по темам «Современный рынок труда и его требования к профессионалу», «Пути получения профессии», «Внутренний мир челове­ка и возможности его познания», «Основные признаки профессиональной деятельно­сти». В ходе преподавания целесообразно применять изобразительные средства нагляд­ности: таблицы, схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кинофиль­мов и видеофильмов, компьютерные средства.

При решении проблемных вопросов у школьников формируется умение видеть проблему в целом (для страны, отрасли, города или села) и переносить имеющиеся зна­ния в новую ситуацию. Например, содержание темы «Секреты выбора профессии» по­зволяет поставить перед учащимися проблему «Почему в выборе профессии необходи­мо руководствоваться совокупностью трех факторов: «хочу», «могу», «надо»?» Учащие­ся под руководством учителя раскрывают секреты выбора профессии, выясняют, что они собой представляют.

Анализируя примеры из жизненных наблюдений, литературных источников, пе­риодической печати, они самостоятельно приходят к выводу о том, что обществу нуж­ны высококвалифицированные специалисты. Для этого выбирающий профессию дол­жен уметь сопоставлять личные профессиональные интересы и склонности, способно­сти с запросами рынка труда, с требованиями будущей профессиональной деятельности к работнику [16., с.34].

Метод учебного диспута открывает широкие возможности для активного познавательного поиска, например, на занятии по теме «Социально-психологический портрет современного профессионала» в процессе диспута может быть обсужден во­прос: «Каков он, современный профессионал?».

К информационно-поисковым методам относятся и методы организации исследо­вательской деятельности. Они являются действенным средством формирования позна­вательной активности учащихся.  В ходе преподавания курса они используются при со­ставлении развернутой формулы профессиональной деятельности, при выполнении профессиональных проб.

По результатам выполнения исследовательских заданий учитель может судить о качестве знаний школьников. Например, при изучении темы «Классификация профес­сий» класс разбивается на группы по признаку интереса к определенному типу профес­сий «человек-техника»; «человек-природа», «человек-человек»; «человек-знаковая сис­тема»; «человек-художественный образ». Каждая группа получает задания.

  1. Назовите основные классификационные признаки профессиональной деятель­ности. Дайте характеристику.

  2. Составьте перечень из пяти профессий, относящихся к предпочитаемому вами типу профессий, буквенными символами укажите их принадлежность к определенному классу, отделу, группе 

  3. Составьте формулу интересующей вас профессии. Обсудите правильность вы­полнения задания с товарищами.)

  4. Работа с «матрицами» («схемами») альтернативного выбора, позволяющими формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля (например, школьные предме­ты, интересующие учащегося, успеваемость по ним; мнения родителей; сертифициро­ванные и несертифицированные личные достижения учащегося в основном и дополни­тельном образовании; советы учителей; рекомендации психологов, перспективность или престижность варианта выбора, территориальная близость места будущей учебы, материальное положение, состояние здоровья, чувствительность к эмоциональному климату на месте учебы и т.д).

  5. Целесообразно, чтобы в ранжировании («взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что может обна­ружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации, а также выделить внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на выбор.