logo
Предпрофильная подготовка учащихся

Введение

Актуальность. Происходящие в нашем обществе изменения оказывают существенное влияние на ход просветительских реформ и общее состояние образовательной системы. Политические, экономические, социальные преобразования требуют формирования и развития личности нового типа – экономически грамотной, творчески мыслящей, соответствующей требованиям рыночной экономики, ответственной и дисциплинированной. Приоритетными становятся удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. Многие выпускники школы пребывают в неопределенном положении, решая вопросы жизненного самоопределения. У многих повысились притязания на определенное положение в обществе, неадекватные способностям, личностным и профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную необходимость в организации образовательного процесса с учетом новых социально-экономических реалий. В связи с этим обоснован переход на предпрофильную подготовку и профильное обучение.

Главная задача, которая сегодня стоит перед российским образованием – целостное развитие личности ученика, подготовка к дальнейшему его развитию после окончания школы. В Концепции модернизации российского образования указано, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Решению этой задачи может помочь предпрофильное обучение, на которое сегодня школа возлагает большие надежды. Профессиональная направленность и допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы могут способствовать осознанному профессиональному самоопределению и обеспечить жизненно необходимую социальную зрелость выпускника. Такая готовность к взрослой жизни – один из важнейших параметров развития личности.

Актуальность работы также заключается в том, что в современной ситуации, когда объем знаний, получаемых ребенком в школе, постоянно возрастает, переход к профильному обучению становится одним из средств оптимизации учебного процесса и решения возникающих проблем.

На сегодняшний день в теории и практике образования накоплен значительный материал, посвященный различным вопросам организации, содержания, психолого-педагогического и методического обеспечения предпрофильной подготовки учащихся. Данной проблеме посвящены работы И.В. Гладкой, С.С. Кравцова, П.В. Матюхиной, Н.В. Немовой, Т.Г. Новиковой, А.А. Пинского, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, И.С. Сергеева, А.П. Тряпицыной, И.Д. Чечель, С.Н. Чистяковой и других. В образовательных учреждениях разработаны и успешно реализуются программы предпрофильной подготовки учащихся по различным специальностям и направлениям подготовки.

Широкие возможности для реализации задач раннего приобщения к той или иной профессиональной деятельности представляют курсы по выбору, являющиеся одной из важнейших составных частей системы предпрофильной подготовки учащихся. Такие курсы вполне могут рассматриваться как инструмент «внутрипрофильной дифференциации, как средство компенсации профильной однонаправленности, как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся, формированию осознанного, ответственного выбора профессии».

Важную роль играет организация информационной работы в предпрофильной подготовке учащихся. Организация информационной работы может стать важным механизмом формирования у учащихся основ общекультурных и профессиональных компетенций по выбираемому направлению подготовки.

Накопленный теоретический материал и практический опыт позволяет организовать предпрофильную подготовку учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений в процессе самоопределения относительно избираемой ими будущей профессии – выбора направления будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности

Таким образом, эти и другие проблемы определили выбор темы нашего исследования.

Предмет исследования: организация информационной работы в предпрофильной подготовке учащихся.

Объект исследования: предпрофильная подготовка учащихся.

Цель исследования: рассмотреть особенности организации информационной работы в предпрофильной подготовке учащихся.

Задачи исследования: