logo
Предпрофильная подготовка учащихся

1.1. Понятие и структура предпрофильной подготовки

Выпускник основной ступени школьного образования, поступая в старшую школу, должен предварительно определиться с выбором в отношении будущего профилирующего направления.

Необходимым условием такого самоопределения учащегося является введение предпрофильной подготовки.

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования, ориентации учащихся в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования [5., с.87].

Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения выпускника основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В задачи предпрофильной подготовки входит:

- актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов;

- обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой;

- создать условия для получения учащимися минимального личного опыта в различных видах деятельности [5., с.95].

Основными принципами предпрофильной подготовки являются:

- Предпрофильная подготовка не должна осуществляться в ущерб качеству основного общего образования.

- Обучение в основной школе, в том числе и предпрофильная подготовка, должно строиться на основе компетентностно-ориентированного подхода

- Предпрофильная подготовка не может являться основанием для специального отбора учащихся в связи с дальнейшей профилизацией.

Цель курсов по выбору, составляющих содержание предпрофильной подготовки, состоит не в углублении предметных знаний, а в знакомстве с основными способами деятельности, характерными для различных сфер человеческой деятельности.

- Непременное условие предпрофильной подготовки – осуществление психолого- педагогического сопровождения учащихся, позволяющее помочь учащемуся определиться в ситуации выбора и организовать рефлексию причин его успешности (неуспешности) в курсах по выбору, его склонностей и возможностей для самореализации в выбранных видах деятельности.

Структура предпрофильной подготовки состоит из трех компонентов:

- профильная ориентация (приобретение первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве;

- оказание психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы);

- информационный компонент (разработка информационной «образовательной карты», определение мероприятий по организации информирования учащихся и родителей о возможностях образовательной сети, разработка информационных носителей) и курсы по выбору [5., с.102].

В результате реализации информационного направления, учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такими ресурсами, а именно:

- сведения о возможностях продолжения образования или трудоустройства;

- знакомство с учреждениями профессионального образования, прежде всего расположенными на данной территории;

- информация о программах профильного обучения, реализуемых различными образовательными учреждениями;

- данные о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории.

В содержание информационного блока также входит:

- информирование учащихся об учреждениях и программах начального, среднего и высшего профессионального образования;

- информирование о структуре рынка труда, состоянии и динамике рынка труда конкретной территории;

- информирование о структуре и содержании профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Содержание информационного блока реализуется через следующие формы:

- самостоятельная работа учащихся по обработке информации;

- презентация и обсуждение результатов самостоятельной работы;

- посещение образовательных учреждений и производств, спланированное и организованное в различных формах (ярмарки, дни открытых дверей и т.п.).

Содержание курсов по выбору должно соответствовать следующим требованиям:

- оно не должно быть связано напрямую с академическим углублением в рамках отдельного предмета;

- оно не должно являться пропедевтикой профильных курсов старшей школы;

- оно должно вводить учащихся в мир современных профессий не путем ориентации на конкретные профессии, а через знакомство с набором социально- профессиональных ролей;

- оно должно являться практико-ориентированным или прикладным.

Содержание курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки определяется тем, насколько оно позволяет учащимся осознать свои предпочтения для будущей деятельности и совершить в дальнейшем ответственный выбор либо варианта продолжения образования ( включая профиль), либо рода занятий.

Один из компонентов предпрофильной подготовки – курсы по выбору, или элективные курсы. Наличие большого числа курсов по выбору, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и методами обучения, есть одно из условий эффективности предпрофильной подготовки [14., с.44].

К сожалению, эта область насыщена множеством противоречий:

• между провозглашаемым обеспечением выбора и реальными условиями, которые не позволяют ученику удовлетворить свой выбор;

• между введением профильного обучения и отсутствием отработанного

содержания;

• между необходимостью использования специальных форм деятельности учеников и отсутствием методик;

• между необходимостью осуществления учениками выбора и недостаточной готовностью их к этому выбору и т. д.

В содержание психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки входит:

- диагностический блок, который включает в себя систему мероприятий по выявлению склонностей, направленности и мотивации учащихся к освоению того или иного вида деятельности;

- блок мониторинга, который включает в себя оценку личного продвижения учащегося в процессе освоения курсов по выбору;

- блок работы с учащимися, включающий организацию групповой и индивидуальной рефлексии по итогам освоения курсов по выбору и выполнения заданий по работе с информацией, индивидуальные консультации и групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д. или устранение проблем, возникающих у учащихся из-за отсутствия подготовки по этим и другим способам деятельности.

По результатам психолого-педагогического сопровождения учащемуся и его родителям должен быть предоставлен качественный, профессиональный анализ его деятельности в рамках предпрофильной подготовки.

Основными организационными формами реализации психолого – педагогического сопровождения являются:

- самостоятельная работа учащегося по анализу и рефлексии, которая находит своё отражение в работе ученика со своим дневником предпрофильной подготовки или портфолио предпрофильной подготовки;

- консультации (индивидуальные и – реже – групповые);

- групповые тренинги.