2.1. Исследование профессиональной направленности учащихся
Объектом нашего исследования стали учащиеся 9 и 11 классов МОУ СОШ №85 Дзержинского района г.Волгограда.
Старшеклассники представляют собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, они являются главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития как Волгоградской области, так и страны в целом.
Нами была проведена методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова [10, с. 122] в 9 и 11-х классах. В исследовании по данной методики принимали участие 45 человек (25 человек – 9 классы; 20 человек – одиннадцатиклассники). Текст методики представлен в Приложении 1.
Методика Е.А.Климова предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Ее использование возможно при профориентации подростков и взрослых [13., с.77].
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендовалось выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Название типов профессий по столбцам:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале [10., с.78].
Учащимся была дана инструкция:
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Таким образом, в 9-х и 11 классах мы получили следующие результаты (Таблица 2.1):
Таблица 2.1
Результаты по методике Е.А.Климова.
| 9 класс | 11 класс | ||||
всего | девушки | юноши | всего | девушки | юноши | |
«Человек-природа» | 1 чел. | 1 | 0 | 0 чел. | 0 | 0 |
«Человек-техника» | 7 чел. | 0 | 7 | 5 чел. | 0 | 5 |
«Человек-человек» | 7 чел. | 6 | 1 | 7 чел. | 7 | 0 |
«Человек-знак» | 7 чел. | 0 | 7 | 4 чел. | 0 | 4 |
«Человек - художественный образ» | 3 чел. | 3 | 0 | 4 чел. | 3 | 1 |
Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.
Направленность на сферу деятельности «Человек-человек» в 11 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности «Человек-Техника». При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте - это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений. Выборка может быть рассмотрена как репрезентативная, так как учебная успешность у учащихся 11 класса близка как в области гуманитарных, так и естественных учебных дисциплин.
Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.
Так подтвердились различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек - Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек - Человек у девочек выше, чем у мальчиков.
Таким образом, мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ. Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.
Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.
Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 9 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.
Большинство испытуемых выбирали профессии системы «Человек – Человек» в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова [11., с.79].
Проведя исследование, получены следующие результаты.
В 9 классе для 7 человек в большей степени рекомендуется профессия типа – «Человек- человек».
Для 7 человек – «Человек-техника».
Для 7 человек – «Человек-знак».
Для 1 человека – «Человек-природа».
Для 3 человек (девушки) – «Человек –художественный образ»
В 11 классе для 7 человек в большей степени рекомендуется профессия типа – «Человек- человек».
Для 5 человек – «Человек-техника».
Для 4 человек – «Человек-знак».
Для 4 человек (девушки) – «Человек –художественный образ»
В 11 классе не были рекомендованы профессии типа «Человек-природа».
Таким образом, среди выпускников 9 классов мы наблюдаем ориентацию на профессии типа «Человек – знак», «Человек – техника» и «Человек – человек». В 11 классе наблюдается тенденция к профессиям типа «Человек –человек».
Исследование показало, что ведущей занятостью для выпускников общеобразовательных учреждений является обучение в профессиональных учебных заведениях. В анализе исследования отмечается значительное увеличение количества старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования, и снижение интереса к системе среднего профессионального образования. Это говорит, с одной стороны, о повышении значимости образовательного уровня населения; с другой стороны, о стремлении молодежи иметь более прочные гарантии трудоустройства. Сегодня высокий уровень образования является предпочтительным не только для молодежи, но и для работодателей.
Главным мотивом профессионального выбора современной молодежи по-прежнему остаются материальная обеспеченность, интерес к профессии, престижность профессии и защищенность от безработицы. Мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие.
Следует отметить, что свыше 50% юношей готовы работать по рабочей профессии, но с высокой заработной платой.
Обозначим современные условия для профессионального самоопределения молодежи в учебных заведениях:
- школа не имеет системы профориентационных мероприятий, отвечающей запросам современного рынка труда;
- профессиональные образовательные учреждения действуют автономно как в плане профессионального информирования молодежи, так и в плане согласования профилей обучения;
- предприятия и организации в подавляющем большинстве не занимаются стратегической политикой подготовки персонала;
- центры занятости населения занимаются профориентацией учащихся школ не по единой технологии, а исходя из собственных возможностей и недостаточных ресурсов, испытывая при этом сложности в кадровом обеспечении.
Специфика профориентационной работы заключается в том, что ее результаты во времени – ее плоды мы увидим через 5-6 лет, когда сегодняшний выпускник получит профессиональное образование и выйдет на рынок труда. Социологическое исследование дает возможность увидеть направление профориентационной работы.
Проблема своевременного и точного выбора жизненного пути современными подростками – дело не только самих подростков и их родителей. От профессиональных и жизненных планов ребят во многом зависит будущее нашей страны. С помощью взаимодействия различных ведомств всех уровней – муниципального, областного, федерального, необходимо создать современную систему профориентации молодежи.
- Оглавление
- Глава 1. Теоретические проблемы предпрофильной подготовки учащихся.. 6
- 1.2. Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки..10
- Глава 2. Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся …21
- Введение
- Изучить информационную работу как компонент предпрофильной подготовки;
- Глава 1. Теоретические проблемы предпрофильной подготовки учащихся
- 1.1. Понятие и структура предпрофильной подготовки
- 1.2. Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки
- Глава 2. Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся
- 2.1. Исследование профессиональной направленности учащихся
- 2.2. Система мероприятий по предпрофильной подготовке учащихся
- Заключение
- Список использованной литературы: