Управление коммуникациями при проведении pr-кампаний: ведение переговоров.
Деловые переговоры -- речевое общение между собеседниками, которые обладают необходимыми полномочиями от своих организаций (учреждений, фирм и т.д.) для установления деловых отношений, заключения договоров, контрактов, разрешения спорных вопросов или выработки конструктивного подхода к их решению.
Предметом деловых переговоров являются:
· элементы профессиональной деятельности;
· проблемы, представляющие взаимный интерес;
· координация действий для уточнения средств выполнения ранее достигнутых соглашений;
· сглаживание возникших противоречий, конфликтных ситуаций;
· налаживание контактов и организация взаимоотношения с партнерами и т.д.
Все деловые переговоры связаны с решением конкретных задач, достижением определенных целей и реализацией коммуникативной установки.
Организация деловых переговоров
Проведение деловых переговоров предполагает знание правил их подготовки, нормативно-законодательных актов и других документов, которые регламентируют переговорный процеcc, соблюдение протокола, принятого на официальных встречах.
Как правило, деловые переговоры по любым вопросам подразумевают последовательность выполнения трех этапов:
I этап - подготовительный;
II этап - основной;
III этап - заключительный.
При контакте с внешними заинтересованными лицами, а иногда и с руководителями
отдельных подразделений внутри организации-исполнителя проекта, необходимо
проводить переговоры. В ходе переговоров выявляются интересы различных сторон, а они
получают представление о нуждах проекта. С другой стороны, во время переговором часто
находятся технические, организационные и административные решения, позволяющие
решить проблемы проекта. Основная задача переговоров — добиться согласия по тем
вопросам, по которым исходные мнения сторон отличались.
В ходе подготовки к переговорам нужно выполнить ряд действий.
o Провести консультации с заинтересованными лицами, находящимися на вашей стороне,
и собрать информацию об интересах, критериях и возможных действиях другой
стороны.
o Определить ваши интересы. По всем параметрам, по которым нет согласия, нужно
определить удовлетворяющие вас решения и оптимальные значения. При этом ряд
параметров может представлять интерес для данного проекта независимо от будущих
ваших отношений с другой стороной (это основные интересы), а другие характеристики
будут влиять на возможные будущие отношения (это дополнительные интересы).
Важной особенностью интересов часто является их неосязаемость и нечеткость. Для их
прояснения как раз и выполняется предыдущий шаг. o Определить проблемы, т.е. те позиции и параметры, по которым у вас нет согласия с
другой стороной, а также приоритеты, которые четко обозначают, чем и насколько
можно пожертвовать ради достижения других выгод.
o Определить возможные предложения. Обычно, исходя из ваших интересов,
определяются три вида предложений: начальные позиции на переговорах, оптимальные
результаты с учетом известных вам интересов другой стороны, а также предельные
позиции, выйти за рамки которых вы не можете себе позволить.
Каждое предложение должно быть обосновано, например, с помощью принципа
справедливости (деление издержек пополам или в соответствии с выгодами) или
принципа необходимости (большие издержки несет та сторона, которой решение
необходимо в большей степени).
Для определения возможных предложений нужно также выявить возможные
альтернативы ведению переговоров — обращение в суд, к другому поставщику, разрыв
отношений и пр. Определив цену этих альтернатив для вашей стороны, можно не
принимать те предложения, которые будут менее выгодны, тем самым усиливая
собственную позицию.
В команде, участвующей в переговорах, выделяют следующие роли.
o Лидер, который руководит переговорами и формулирует позиции.
o Аналитик, который внимательно выслушивает противоположную сторону, иногда
вмешиваясь в дискуссию, чтобы переформулировать утверждения оппонентов или
уточнить определенные моменты. Это нужно, чтобы лидер получил более четкое
понимание позиции другой стороны и имел больше времени для ее обдумывания.
o Протоколист, который не высказывается без явной просьбы. Он наблюдает за
действиями другой стороны, пытаясь понять ее интересы и проблемы, фиксируя ее
предложения и контрпредложения своей стороны. Он может быть экспертом в какой-
либо области и, по просьбе лидера, выступать с экспертной оценкой тех или иных
предложений.
Обычно выделяют пять стратегий ведения переговоров, аналогичных методам разрешения
конфликтов, — поскольку переговоры всегда нацелены на урегулирование какого-то
конфликта между участвующими в них сторонами. Взаимоотношения между стратегиями и
уровнями приверженности интересам сторон изображены на Рис. 93.
Решение
проблемы
Уступки
Высокая
Заинтересованность в
результатах другой
стороны
Компромисс
Пассивное
ожидание
Соперничество
Низкая
Заинтересованность в
собственных результатах
Низкая Высокая
Рисунок 93. Выбор стратегии проведения переговоров.
o Пассивное ожидание. Это стремление избежать переговоров, не участвовать в них или
отложить их проведение.
Такая стратегия нацелена на затягивание переговоров для получения дополнительных
преимуществ с течением времени или использование альтернативных решений.
Используется, когда заинтересованность в результатах переговоров, как своих, так идругой стороны, мала, или когда с течением времени ваша позиция значительно
усиливается.
o Уступки. Это одностороннее изменение своей позиции в сторону увеличения ее
выгодности для противоположной стороны.
Используется при необходимости быстро достичь решения и большой
заинтересованности в продолжении отношений с другой стороной. При этом
заинтересованность в собственной выгоде должна быть меньше.
В результате непродуманных уступок другая сторона может не воспринять ваших
интересов или прийти к выводу, что вы сами нечетко их понимаете или не очень
привержены им, а это порождает сомнения в вашей надежности как партнера.
o Соперничество. Это попытки убедить другую сторону в необходимости сделать ее
предложения более выгодными для вашей стороны и менее выгодными для нее самой.
Такая стратегия применяется, когда другая сторона менее заинтересована в своих
результатах, чем ваша — в своих, и риск значительно ухудшить отношения невелик.
При этом могут использоваться запугивание, например, альтернативными переговорам
возможностями, и отклонение любых предложений другой стороны.
Может привести к ухудшению отношений между сторонами, и к снижению статуса и
влияния человека, возглавлявшего переговоры с другой стороны.
o Компромисс. Эта стратегия предполагает взаимные уступки сторон, которые, однако,
могут не привести к выгодному для обеих решению.
Он используется для быстрого решения сложных вопросов, для сохранения отношений
между сторонами, не имеющими преимуществ друг пред другом, когда
заинтересованность в результатах обеих сторон не слишком велика.
o Решение проблемы. Такая стратегия предполагает открытое сопоставление интересов и
приоритетов для нахождения взаимовыгодного решения с наибольшим выигрышем для
обеих сторон.
Применяется при наличии достаточного времени, взаимном доверии сторон и их
обоюдной высокой заинтересованности в получении выгодных результатов.
Часто стороны не готовы сразу открыть друг другу свои истинные намерения, и такая
стратегия реализуется методом проб и ошибок, подачей множества предложений с
разными комбинациями параметров решения, после долгих обсуждений и споров
- Специфика pr-кампании. Pr-и-рекламные кампании: общее и особенное. Pr-кампании и pr-деятельность.
- Типология pr-кампаний.
- Этапы pr-кампании: общая характеристика.
- Способы, методы и инструменты поиска и получения заказа на разработку и проведение pr-кампании от коммерческих организаций.
- «Холодные звонки» как метод поиска заказчика на разработку и получение pr-кампании: этапы, правила, инструменты.
- 1. Создать сценарий телефонного контакта, продающего встречу, а не продукцию, услугу и т.Д.
- 2. Использовать технику уступ в работе с возражениями клиента.
- 3. Преодолеть минимум три возражения клиента (Проходка трех возражений).
- Особенности получения заказа на разработку и проведение pr-кампаний от государственных (бюджетных) организаций: фз №94-2005.
- 5 Стратегий ведения переговоров с заказчиком.
- Стратегии ведения переговоров
- Клиентский бриф как техническое задание на разработку pr-кампании. Роль и значение брифа. Виды брифов. Структура клиентского брифа.
- Стратегическое планирование pr-кампаний: структура и содержание. Формальные и содержательные требования к постановке целей (smart). 5 основных целей pr-кампании.
- Анализ ситуации как основа стратегического планирования pr-кампании. Виды исследований: анализ внешней среды, анализ целевой аудитории, внутренний анализ.
- Исследование целевой аудитории как часть ситуационного анализа. Понятие целевой аудитории, сегментирование. Подходы к сегментированию общественности.
- Концепция pr-кампании как компонент стратегического плана: понятие позиционирования, виды позиционирования, понятие творческой концепции.
- Методы поиска творческих идей: мозговой штурм, синектика, метод эвристического мышления, метод интервью, метод обороны и др.
- Мозговой штурм как метод коллективного поиска творческих идей: принципы, правила и этапы мозгового штурма. Виды мозгового штурма.
- Тактическое планирование: понятие, роль и значение планирования для pr-кампании. Виды планов: календарный план-график, график Гантта. Pert-диаграмма.
- Управление рисками при проведении pr-кампаний: виды рисков, прогнозирование и стратегии их преодоления.
- Медиапланирование в pr-и-рекламных кампаниях. Медиаплан. Медиалист, медиакарта. Виды данных и показатели, используемые в медиапланировании
- Бюджет pr-кампании. Правила расчета бюджета pr-кампании. Структура сметы.
- Фандрайзинг как технология поиска средств для реализации pr-кампании. Классификация спонсоров. Способы мотивации спонсоров. Правила работы со спонсорами.
- Спонсорский пакет. Виды и содержание спонсорских пакетов для разных типов спонсоров.
- Управление персоналом. Виды организационной культуры.
- Управление персоналом при проведении pr-кампаний: производительность, знания, мотивации.
- Факторы, препятствующие и способствующие созданию сплоченной команды.
- Управление коммуникациями при проведении pr-кампаний: ведение переговоров.
- Типы конфликтов, причины конфликтов, способы управления конфликтными ситуациями.
- Причины конфликтов
- Методы управления конфликтами.
- Заключительный этап: структура и содержание отчета.
- Оценка эффективности pr-кампании. Понятие коммуникативных эффектов. Понятие эффективности. Критерии и методы оценки эффективности.