19. Управление маркетингом
В индустриальную эру с характерной бюрократической системой управления было оправдано для компании все управление поручать узким специалистам в той или иной сфере управления, формируя из них управленческие команды во главе с вице-президентами, отвечающими за определенную сферу деятельности. А во главе компании стоял менеджер-руководитель широкого профиля. Структура таких компаний была приблизительно одинаковой и состояла из четырех основных сфер деятельности: инженерные разработки, производство, сбыт и финансовая служба. Данное деление функций управления вполне обосновано было для того периода времени и отвечало стоящим задачам: придумать продукт, произвести его и реализовать с прибылью. Если же возникал вопрос, требующий совместного решения работников из двух функциональных сфер, необходимо было вмешательство главного управляющего.
Со временем жизненный цикл товара (услуги) становился все короче и короче, что требовало более гибких и динамичных структур управления, а функциональное разделение труда в сфере управления уходило на задний план. В это время и появляется маркетинг как некий разрыв между двумя стилями организации управления.
Было замечено, что персонал сбытовых подразделений более всего ориентируется на потребности людей, а инженерные подразделения – на решение исключительно технических вопросов при создании продукта. Задача состояла в том, чтобы заставить работников в одинаковой мере подходить к изучению запросов потребителей и повышению технического уровня продукции. Для этого компании начинают объединять в команды персонал разных структурных подразделений, невольно заставляя их заниматься маркетингом. Была отмечена эффективная работа таких команд по удовлетворению потребностей. А также данный стиль работы позволяет выявить у персонала навыки лидеров. В итоге в выигрыше от такой формы организации оказались все.
Но в современном мире (мире быстрых перемен), где важную роль играет умение неординарно мыслить и умение реагировать быстро на ситуацию на рынке (в обществе), более важную роль для маркетинга играет более широкий спектр человеческих качеств. Ведь производство товара должно быть с минимальными издержками, и поэтому составной частью команды, занимающейся маркетингом должны стать и производственные рабочие. Так, была реализована задумка о реорганизации по продуктовому (проектному) принципу, где создавались бригады (команды), решающие конкретные задачи по разработке конкретного товара.
Перед такими бригадами должны ставиться четкие цели, а при их достижении – новые задачи и т. д. При данной форме организации управления происходит сдвиг в компании от жестко-административного контроля сверху к творческой работе нескольких подразделений для достижения общих целей организации.
Данная форма внутрифирменного управления очень оперативно способна реагировать на изменения во внешней среде. Такие компании заняты постоянным улучшением и усовершенствованиям всех сфер своей деятельности. И судят о результатах работы не по доле быстро меняющегося рынка, а по основным показателям: величина прибыли и уровень издержек (количество затрат).
В общем виде процесс управления маркетингом может быть представлен в следующем виде:
1) анализ рыночных возможностей: проведение маркетинговых исследований и сбор информации о маркетинговой среде, потребительских рынках и рынках предприятий;
2) отбор целевых рынков: исследование объемов спроса, сегментирование рынка, выбор стратегии фирмы;
3) разработка маркетинговой политики: разработка товара, определение ценовой политики, выявление каналов распространения, стимулирование сбыта;
4) претворение в жизнь маркетинговых разработок.
- Маркетинг. Конспект лекций Максимов а.Н.
- Оглавление
- Лекция 1. Понятие маркетинга
- 1. Предпосылки возникновения маркетинга
- 2. Этапы развития маркетинга
- 3. Понятие и сущность маркетинга
- 4. Принципы маркетинга
- 5. Цели и задачи маркетинга
- 6. Функции маркетинга
- 7. Концепция маркетинга
- 8. Классификация маркетинга
- 9. Субъекты маркетинга
- 10. Виды маркетинга
- 11. Элементы комплекса маркетинга
- 12. Понятие маркетинговой деятельности
- 13. Методы маркетинговой деятельности
- 1. Метод ориентации на продукт, услугу.
- 2. Метод ориентации на потребителя.
- 3. Интегрированный маркетинг.
- 4. Маркетинг открытых систем.
- 15. Структура маркетинговой деятельности
- 16. Внешняя маркетинговая среда
- 17. Внутренняя среда маркетинга
- 18. Процесс и система маркетинга
- 19. Управление маркетингом
- 20. Роль маркетинга в деятельности предприятия
- 21. Служба маркетинга на предприятии
- Лекция 2. Маркетинговое исследование рынка
- 1. Понятие конкуренции
- 2. Виды конкуренции
- 3. Понятие и сущность маркетингового исследования рынка
- 4. Конкурентные стратегии
- 2. Товары-заменители.
- 3. Внутриотраслевая конкуренция.
- 4. Сила воздействия поставщиков.
- 5. Сила воздействия покупателя.
- 5. Основные направления исследований в маркетинге
- 6. Методы исследования рынка
- 7. Метод экспертных оценок
- 8. Метод бенчмаркинга
- 9. Исследования с использованием фокус-группы
- 10. Маркетинговая среда
- 11. План маркетинга
- 12. Маркетинговое представление рынка
- 13. Маркетинговая информация, ее виды
- 14. Позиционирование товара
- Лекция 3. Сегментация рынка
- 1. Понятие и сущность сегментирования
- 2. Этапы сегментирования
- 3. Виды сегментации
- 1. В зависимости от характера сегментации:
- 2. В зависимости от типа потребителей:
- 4. Критерии сегментации рынка
- 5. Стратегия и возможности сегментации рынка
- 6. Понятие сегмента и ниши рынка
- 7. Множественная сегментация
- 8. Выбор целевых сегментов
- 9. Классификация потребителей
- 10. Характеристики покупателей, влияющие на их поведение при покупке
- 11. Личностные и психологические факторы
- 12. Модель покупательского поведения
- 13. Направления изучения потребителей
- Лекция 4. Товар и услуга в маркетинге
- 1. Товар, как средство удовлетворения потребителей
- 2. Понятие товара, классификация товара
- 3. Услуги:
- 3. Потребительские свойства товара
- 4. Товарный ассортимент
- 5. Конкурентоспособность товара
- 6. Маркетинговая стратегия товара
- 7. Жизненный цикл товара
- 8. Разработка нового товара
- 9. Маркетинговая стратегия на каждом этапе жцт (жизненный цикл товара)
- 10. Сущность и значение товарной политики. Формирование товарной политики
- 11. Пути повышения конкурентоспособности товара
- 12. Понятие и сущность товарного знака. Значение товарного знака
- 13. Сущность товародвижения
- 14. Упаковка и маркировка товара
- 15. Каналы товародвижения
- 16. Понятие, сущность и классификация услуг
- 17. Неосязаемость, неотделимость и непостоянство качества услуг
- 18. Роль услуг в системе маркетинга
- 19. Дифференцирование предложения товара
- Лекция 5. Ценовая политика в маркетинге
- 1. Ценообразование: понятие и сущность
- 2. Виды ценообразования
- 3. Значение ценообразования в маркетинге
- 4. Маркетинговое понятие цены
- 5. Методы ценообразования
- 6. Определение цены
- 7. Роль цены на рынке
- 8. Процесс установления цены на новый товар
- 9. Регулирование ценообразования
- 10. Показатели финансового положения фирмы
- 11. Реакция потребителей на изменения цен
- Лекция 6. Сбытовая политика предприятия
- 1. Сбытовая политика предприятия
- 2. Факторы, влияющие на уровень обслуживания покупателей
- 3. Система товародвижения
- 4. Методы каналов сбыта
- 5. Каналы распределения товаров
- 6. Функции каналов распределения
- 7. Формы распределения товаров
- 8. Виды торговых посредников
- 9. Система продвижения товара
- 10. Стратегии продвижения товара
- Лекция 7. Анализ в маркетинге
- 1. Анализ внутренней и внешней среды
- 2. Анализ организации сбытовой деятельности на предприятии
- 3. Анализ факторов, влияющих на повышение качества продукции
- 4. Анализ конкуренции. Идентификация конкурентов. Уровни конкуренции
- 5. Swot-анализ предприятия
- 6. Анализ финансового состояния
- Лекция 8. Маркетинговые коммуникации продвижения товара
- 1. Маркетинговые коммуникации
- 2. Стимулирование сбыта
- 3. Стимулирование сбыта
- 4. Сущность и задачи стимулирования
- 5. Понятие рекламы, ее цели и функции
- 6. Формы рекламы
- 2. Увещевательная реклама.
- 3. Эмоциональная реклама
- 4. Напоминающая реклама
- 7. Планирование бюджета
- 8. Реклама и жизненный цикл товара
- 9. Принципы эффективной рекламы
- 10. Принципы выбора канала распространения рекламы
- 11. Методы личных продаж
- Лекция 9. Управление в маркетинге
- 1. Маркетинговый контроль
- 2. Особенности управления маркетингом
- 3. Виды контроля в маркетинговой деятельности
- 1. Анализ годовых планов включает:
- 4. Маркетинговый аудит
- 5. Планирование маркетинга
- 6. Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности
- 7. Основы концепции управления предприятием в условиях рынка
- Лекция 10. Международный маркетинг
- 1. Понятие международного маркетинга
- 2. Сущность и задачи международного маркетинга
- 3. Концепции международного маркетинга
- 4. Принципы, среда международного маркетинга
- 5. Особенности перехода к международному маркетингу
- 6. Жизненный цикл товара на международных рынках
- 7. Мировые цены. Ценовая политика на международных рынках
- 8. Сервис в международной торговле
- 9. Сегментирование международного рынка
- 10. Конкурентные стратегии в международном маркетинге
- 11. Экспортная товарная политика
- 12. Маркетинговые исследования мировых рынков
- 13. Патентно-правовое обеспечение