1. Маркетинговый контроль
Разрабатывая план маркетинга, невозможно предусмотреть абсолютно все будущие непредвиденные обстоятельства, которые смогут появиться в ходе деятельности кампании. Поэтому контроль над ходом выполнения разработанного плана маркетинговой деятельности является неотъемлемым аспектом работы организации.
Маркетинговый контроль – это комплексное, последовательное, объективное и регулярное исследование маркетинговой среды, ее задач, стратегий или текущей деятельности, имеющее своей целью обнаружение появляющихся проблем и открывающихся возможностей и выдача советов относительно плана действий по улучшению маркетинговой деятельности.
Маркетинговый контроль представляет собой анализ результатов выполнения маркетингового плана и утверждение необходимых мер для его корректировки. Данная функция очень важна, поскольку, если время для исправления ошибок будет упущено, последствия для компании могут быть непредсказуемыми.
Основной целью маркетингового контроля является создание основы для последующих управленческих решений.
В области маркетинга, как и в других областях деятельности компании, должен быть поставлен жесткий контроль. Он позволяет обнаружить положительные и отрицательные стороны в конкурентных потенциалах организации. Очень важно также обращать повышенное внимание на контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта. Немаловажное значение имеют контроль прибыльности и анализ маркетинговых расходов, а также долговременное планирование. Контроль в области реализации товара предполагает строгий учет фактических продаж и тенденций их увеличения относительно запланированных показателей по отдельным видам товаров и их группам, обособленным сбытовым подразделениям и непосредственно продавцам, методам сбыта, а также типам потребителей, ценовой политики, периодам времени.
Руководство обязано должным образом следить за тем, как выполняется план продаж и обеспечена ли доля прибыли, запланированная на текущий год. Компаниям, оказавшимся в незавидном положении, следует выявить причины возникших трудностей, тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию и немедленно принять соответствующие необходимые меры.
Контроль над реализацией включает в себя предоставление оперативных данных о проблемах, возникающих в ходе выполнения поставленных задач, также это относится к продукции, сегментам и рынкам, где появляются трудности со сбытом товара, либо о появившихся и ранее не учтенных благоприятных сбытовых возможностях. При падении объема продаж незамедлительно выносятся возможные варианты решений по избежанию кризисной ситуации. Одновременно подготавливаются мероприятия, нацеленные на устранение на рынке возможного дефицита.
Анализ затрат на проведение маркетинговых действий и контроль над прибыльностью организации затрагивают такую сторону деятельности, как рентабельность отдельных товаров и их ассортиментных групп, сегментов рынка, торговых каналов, затрат на рекламу и т. д. Рентабельность сбытовой деятельности анализируется, как правило, по группам товаров, по сегментам рынка или потребительским группам.
Далее маркетинговый контроль предусматривает анализ полных издержек на производство товара и его сбыт, расходов на рекламу, транспортировку и т. п. Затем затраты анализируются индивидуально по каждому из каналов сбыта, определяются размеры прибыли или убытка, с целью выявления наиболее выгодных вариантов, и при необходимости , корректирование политику организации.
Анализ соотношения между реализацией продукции и затратами на маркетинг позволяет выявить эффективность маркетинговых мероприятий и целесообразность затраченных средств, способствует экономии денежных сумм при достижении маркетинговых целей.
Маркетинговый контроль и стратегический контроль заключаются не только в комплексном, но и в эпизодическом инспектировании маркетинговой деятельности компании.
Заметим, что функция контроля является заключительной в управленческом цикле, но одновременно с этим она дает возможность для возобновления следующего цикла маркетингового планирования. Ведь определение сильных и слабых сторон организации, анализ выполнения маркетингового плана необходимы для выбора точных целей и эффективных стратегий на следующий период планирования. При осуществлении контроля необходимо учитывать некие шаблоны, где, возможно, отражен ожидаемый результат (например, снижение числа жалоб потребителей, возврата продукции, увеличение численности потребителей за определенный промежуток времени).
По результатам контроля в маркетинговый план вносятся некоторые изменения. Например, при снижении объема продаж следует выяснить, чем это вызвано и что следует сделать для исправления ситуации. Если же объем продаж выше, чем ожидалось, возможно, следует увеличить цену товара. Несомненно, это приведет к некоторому понижению объемов продаж, однако, возможно, принесет более высокую прибыль.
- Маркетинг. Конспект лекций Максимов а.Н.
- Оглавление
- Лекция 1. Понятие маркетинга
- 1. Предпосылки возникновения маркетинга
- 2. Этапы развития маркетинга
- 3. Понятие и сущность маркетинга
- 4. Принципы маркетинга
- 5. Цели и задачи маркетинга
- 6. Функции маркетинга
- 7. Концепция маркетинга
- 8. Классификация маркетинга
- 9. Субъекты маркетинга
- 10. Виды маркетинга
- 11. Элементы комплекса маркетинга
- 12. Понятие маркетинговой деятельности
- 13. Методы маркетинговой деятельности
- 1. Метод ориентации на продукт, услугу.
- 2. Метод ориентации на потребителя.
- 3. Интегрированный маркетинг.
- 4. Маркетинг открытых систем.
- 15. Структура маркетинговой деятельности
- 16. Внешняя маркетинговая среда
- 17. Внутренняя среда маркетинга
- 18. Процесс и система маркетинга
- 19. Управление маркетингом
- 20. Роль маркетинга в деятельности предприятия
- 21. Служба маркетинга на предприятии
- Лекция 2. Маркетинговое исследование рынка
- 1. Понятие конкуренции
- 2. Виды конкуренции
- 3. Понятие и сущность маркетингового исследования рынка
- 4. Конкурентные стратегии
- 2. Товары-заменители.
- 3. Внутриотраслевая конкуренция.
- 4. Сила воздействия поставщиков.
- 5. Сила воздействия покупателя.
- 5. Основные направления исследований в маркетинге
- 6. Методы исследования рынка
- 7. Метод экспертных оценок
- 8. Метод бенчмаркинга
- 9. Исследования с использованием фокус-группы
- 10. Маркетинговая среда
- 11. План маркетинга
- 12. Маркетинговое представление рынка
- 13. Маркетинговая информация, ее виды
- 14. Позиционирование товара
- Лекция 3. Сегментация рынка
- 1. Понятие и сущность сегментирования
- 2. Этапы сегментирования
- 3. Виды сегментации
- 1. В зависимости от характера сегментации:
- 2. В зависимости от типа потребителей:
- 4. Критерии сегментации рынка
- 5. Стратегия и возможности сегментации рынка
- 6. Понятие сегмента и ниши рынка
- 7. Множественная сегментация
- 8. Выбор целевых сегментов
- 9. Классификация потребителей
- 10. Характеристики покупателей, влияющие на их поведение при покупке
- 11. Личностные и психологические факторы
- 12. Модель покупательского поведения
- 13. Направления изучения потребителей
- Лекция 4. Товар и услуга в маркетинге
- 1. Товар, как средство удовлетворения потребителей
- 2. Понятие товара, классификация товара
- 3. Услуги:
- 3. Потребительские свойства товара
- 4. Товарный ассортимент
- 5. Конкурентоспособность товара
- 6. Маркетинговая стратегия товара
- 7. Жизненный цикл товара
- 8. Разработка нового товара
- 9. Маркетинговая стратегия на каждом этапе жцт (жизненный цикл товара)
- 10. Сущность и значение товарной политики. Формирование товарной политики
- 11. Пути повышения конкурентоспособности товара
- 12. Понятие и сущность товарного знака. Значение товарного знака
- 13. Сущность товародвижения
- 14. Упаковка и маркировка товара
- 15. Каналы товародвижения
- 16. Понятие, сущность и классификация услуг
- 17. Неосязаемость, неотделимость и непостоянство качества услуг
- 18. Роль услуг в системе маркетинга
- 19. Дифференцирование предложения товара
- Лекция 5. Ценовая политика в маркетинге
- 1. Ценообразование: понятие и сущность
- 2. Виды ценообразования
- 3. Значение ценообразования в маркетинге
- 4. Маркетинговое понятие цены
- 5. Методы ценообразования
- 6. Определение цены
- 7. Роль цены на рынке
- 8. Процесс установления цены на новый товар
- 9. Регулирование ценообразования
- 10. Показатели финансового положения фирмы
- 11. Реакция потребителей на изменения цен
- Лекция 6. Сбытовая политика предприятия
- 1. Сбытовая политика предприятия
- 2. Факторы, влияющие на уровень обслуживания покупателей
- 3. Система товародвижения
- 4. Методы каналов сбыта
- 5. Каналы распределения товаров
- 6. Функции каналов распределения
- 7. Формы распределения товаров
- 8. Виды торговых посредников
- 9. Система продвижения товара
- 10. Стратегии продвижения товара
- Лекция 7. Анализ в маркетинге
- 1. Анализ внутренней и внешней среды
- 2. Анализ организации сбытовой деятельности на предприятии
- 3. Анализ факторов, влияющих на повышение качества продукции
- 4. Анализ конкуренции. Идентификация конкурентов. Уровни конкуренции
- 5. Swot-анализ предприятия
- 6. Анализ финансового состояния
- Лекция 8. Маркетинговые коммуникации продвижения товара
- 1. Маркетинговые коммуникации
- 2. Стимулирование сбыта
- 3. Стимулирование сбыта
- 4. Сущность и задачи стимулирования
- 5. Понятие рекламы, ее цели и функции
- 6. Формы рекламы
- 2. Увещевательная реклама.
- 3. Эмоциональная реклама
- 4. Напоминающая реклама
- 7. Планирование бюджета
- 8. Реклама и жизненный цикл товара
- 9. Принципы эффективной рекламы
- 10. Принципы выбора канала распространения рекламы
- 11. Методы личных продаж
- Лекция 9. Управление в маркетинге
- 1. Маркетинговый контроль
- 2. Особенности управления маркетингом
- 3. Виды контроля в маркетинговой деятельности
- 1. Анализ годовых планов включает:
- 4. Маркетинговый аудит
- 5. Планирование маркетинга
- 6. Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности
- 7. Основы концепции управления предприятием в условиях рынка
- Лекция 10. Международный маркетинг
- 1. Понятие международного маркетинга
- 2. Сущность и задачи международного маркетинга
- 3. Концепции международного маркетинга
- 4. Принципы, среда международного маркетинга
- 5. Особенности перехода к международному маркетингу
- 6. Жизненный цикл товара на международных рынках
- 7. Мировые цены. Ценовая политика на международных рынках
- 8. Сервис в международной торговле
- 9. Сегментирование международного рынка
- 10. Конкурентные стратегии в международном маркетинге
- 11. Экспортная товарная политика
- 12. Маркетинговые исследования мировых рынков
- 13. Патентно-правовое обеспечение