6. Методы исследования рынка
Для сбора информации маркетологи пользуются определенными методами.
Первичные исследования – сбор данных – осуществляется по мере их возникновения с помощью следующих методов:
1. Наблюдение – это способ получения информации через воспринимаемые органами чувств обстоятельства без какого-либо воздействия на объект наблюдения.Наблюдение – это процесс, у которого есть определенная цель, который планомерен и систематически обобщает все собранные факты и подвергается контролю на предмет надежности и точности собранных данных.
Наблюдение может проходить в лабораторных, полевых условиях при личном участии наблюдателя или без него.
Полевые условия означают, что процессы проходят в естественной обстановке (в магазинах, на рынках и т. д.), а лабораторные – искусственно создаются ситуации. Отличительной чертой первой формы является естественность поведения наблюдаемого объекта, а второй то, что возможно применение ряда технических средств.
По степени стандартизации выделяют стандартизированное наблюдение и свободное.
Под стандартизацией понимают определение конкретных поведенческих схем поступков. Например, для выявления результативности размещения рекламы в витрине магазина можно выделить несколько таких схем: человек зашел в магазин, не взглянув на рекламу, размещенную в витрине; человек зашел в магазин, увидев рекламу; взглянул на витрину и не зашел в магазин; прошел мимо, не взглянув на рекламу в витрине.
Преимуществами данного метода являются:
а) возможность получения необходимой информации независимо от желания объекта сотрудничать;
б) обеспечение более высокой объективности;
в) возможность наблюдения неосознанного поведения;
г) учет окружающей действительности.
Недостатками данного метода будут высокие расходы, субъективность наблюдающего, эффект наблюдения (т. е. при открытом наблюдении поведение объекта может отличаться от естественного).
2. Опрос – это способ получения информации через выяснение мнений людей. Это самое распространенная форма сбора информации в маркетинге, и приблизительно 90 % маркетологов используют этот метод.
Опрос может быть как в устной, так и письменной форме.
При письменном опросе участникам раздаются опросные листы с просьбой заполнения.
Устные или телефонные опросы обычно называют интервью.
Интервью подразделяют:
а) по кругу опрашиваемых лиц (учащиеся, служащие и т. д.);
б) по количеству одновременно опрашиваемых (бывает групповое или единичное);
в) по количеству входящих в опрос тем (одна или несколько);
г) по уровню стандартизации (бывает свободное или стандартизированное);
д) по частоте (одноразовый или многоразовый).
3. Эксперимент – это такой метод исследования, при котором в контролируемых условиях изменяют один или несколько факторов и отслеживают, как это влияет на зависимую переменную.
Условия проведения – полевые, лабораторные.
Основные признаки – изолированность изменений, активное участие исследователя в процессе сбора данных.
Достоинствами данного метода являются видение причины, следствия и структуры, а также эксперимент носит систематизированный характер.
4. Панель – это метод, который при помощи ЭВМ воссоздает использование различных маркетинговых факторов на бумаге, а не в реальных условиях. Данный метод заключается в том, что создается модель контролируемых и неконтролируемых факторов, с которыми сталкивается фирма. Затем их возможные варианты сочетания закладывают в компьютер с целью определения влияния на общую стратегию маркетинга.
Признаки метода – предмет и тема исследования постоянны; сбор данных осуществляется через определенные промежутки времени; постоянна совокупность объектов исследования (домохозяйки, торговые предприятия, производственные потребители); не требуется участие со стороны потребителей; возможность учета множества взаимосвязанных факторов. Однако, этот метод сложен, труден в применении и сильно зависит от положенных в основу предложений.
Виды панелей:
1) торговая (оптовая, розничная);
2) потребительская (индивидуумы, семьи, производственное потребление);
3) специальные формы (панель экономистов, архитекторов и прочее, а также театры, больницы и т. д.);
4) традиционная и нетрадиционная;
5) краткосрочная и долгосрочная;
6) в зависимости от метода получения информации (опросные листы, интервью и т. д.).
С помощью данного метода можно выявить факторы, оказывающие влияние на исследуемую проблему, и их динамику; можно изучить мнения обследуемых, их намерения и решения; можно выявить различие в поведениях потребителей, относящихся к разным социальным слоям, живущих в разных населенных пунктах; можно изучить мотивы покупок и спрогнозировать их развитие, а также многое другое.
Выбор того или иного вида панельного метода определяется поставленными задачами и объемом выделенных средств.
- Маркетинг. Конспект лекций Максимов а.Н.
- Оглавление
- Лекция 1. Понятие маркетинга
- 1. Предпосылки возникновения маркетинга
- 2. Этапы развития маркетинга
- 3. Понятие и сущность маркетинга
- 4. Принципы маркетинга
- 5. Цели и задачи маркетинга
- 6. Функции маркетинга
- 7. Концепция маркетинга
- 8. Классификация маркетинга
- 9. Субъекты маркетинга
- 10. Виды маркетинга
- 11. Элементы комплекса маркетинга
- 12. Понятие маркетинговой деятельности
- 13. Методы маркетинговой деятельности
- 1. Метод ориентации на продукт, услугу.
- 2. Метод ориентации на потребителя.
- 3. Интегрированный маркетинг.
- 4. Маркетинг открытых систем.
- 15. Структура маркетинговой деятельности
- 16. Внешняя маркетинговая среда
- 17. Внутренняя среда маркетинга
- 18. Процесс и система маркетинга
- 19. Управление маркетингом
- 20. Роль маркетинга в деятельности предприятия
- 21. Служба маркетинга на предприятии
- Лекция 2. Маркетинговое исследование рынка
- 1. Понятие конкуренции
- 2. Виды конкуренции
- 3. Понятие и сущность маркетингового исследования рынка
- 4. Конкурентные стратегии
- 2. Товары-заменители.
- 3. Внутриотраслевая конкуренция.
- 4. Сила воздействия поставщиков.
- 5. Сила воздействия покупателя.
- 5. Основные направления исследований в маркетинге
- 6. Методы исследования рынка
- 7. Метод экспертных оценок
- 8. Метод бенчмаркинга
- 9. Исследования с использованием фокус-группы
- 10. Маркетинговая среда
- 11. План маркетинга
- 12. Маркетинговое представление рынка
- 13. Маркетинговая информация, ее виды
- 14. Позиционирование товара
- Лекция 3. Сегментация рынка
- 1. Понятие и сущность сегментирования
- 2. Этапы сегментирования
- 3. Виды сегментации
- 1. В зависимости от характера сегментации:
- 2. В зависимости от типа потребителей:
- 4. Критерии сегментации рынка
- 5. Стратегия и возможности сегментации рынка
- 6. Понятие сегмента и ниши рынка
- 7. Множественная сегментация
- 8. Выбор целевых сегментов
- 9. Классификация потребителей
- 10. Характеристики покупателей, влияющие на их поведение при покупке
- 11. Личностные и психологические факторы
- 12. Модель покупательского поведения
- 13. Направления изучения потребителей
- Лекция 4. Товар и услуга в маркетинге
- 1. Товар, как средство удовлетворения потребителей
- 2. Понятие товара, классификация товара
- 3. Услуги:
- 3. Потребительские свойства товара
- 4. Товарный ассортимент
- 5. Конкурентоспособность товара
- 6. Маркетинговая стратегия товара
- 7. Жизненный цикл товара
- 8. Разработка нового товара
- 9. Маркетинговая стратегия на каждом этапе жцт (жизненный цикл товара)
- 10. Сущность и значение товарной политики. Формирование товарной политики
- 11. Пути повышения конкурентоспособности товара
- 12. Понятие и сущность товарного знака. Значение товарного знака
- 13. Сущность товародвижения
- 14. Упаковка и маркировка товара
- 15. Каналы товародвижения
- 16. Понятие, сущность и классификация услуг
- 17. Неосязаемость, неотделимость и непостоянство качества услуг
- 18. Роль услуг в системе маркетинга
- 19. Дифференцирование предложения товара
- Лекция 5. Ценовая политика в маркетинге
- 1. Ценообразование: понятие и сущность
- 2. Виды ценообразования
- 3. Значение ценообразования в маркетинге
- 4. Маркетинговое понятие цены
- 5. Методы ценообразования
- 6. Определение цены
- 7. Роль цены на рынке
- 8. Процесс установления цены на новый товар
- 9. Регулирование ценообразования
- 10. Показатели финансового положения фирмы
- 11. Реакция потребителей на изменения цен
- Лекция 6. Сбытовая политика предприятия
- 1. Сбытовая политика предприятия
- 2. Факторы, влияющие на уровень обслуживания покупателей
- 3. Система товародвижения
- 4. Методы каналов сбыта
- 5. Каналы распределения товаров
- 6. Функции каналов распределения
- 7. Формы распределения товаров
- 8. Виды торговых посредников
- 9. Система продвижения товара
- 10. Стратегии продвижения товара
- Лекция 7. Анализ в маркетинге
- 1. Анализ внутренней и внешней среды
- 2. Анализ организации сбытовой деятельности на предприятии
- 3. Анализ факторов, влияющих на повышение качества продукции
- 4. Анализ конкуренции. Идентификация конкурентов. Уровни конкуренции
- 5. Swot-анализ предприятия
- 6. Анализ финансового состояния
- Лекция 8. Маркетинговые коммуникации продвижения товара
- 1. Маркетинговые коммуникации
- 2. Стимулирование сбыта
- 3. Стимулирование сбыта
- 4. Сущность и задачи стимулирования
- 5. Понятие рекламы, ее цели и функции
- 6. Формы рекламы
- 2. Увещевательная реклама.
- 3. Эмоциональная реклама
- 4. Напоминающая реклама
- 7. Планирование бюджета
- 8. Реклама и жизненный цикл товара
- 9. Принципы эффективной рекламы
- 10. Принципы выбора канала распространения рекламы
- 11. Методы личных продаж
- Лекция 9. Управление в маркетинге
- 1. Маркетинговый контроль
- 2. Особенности управления маркетингом
- 3. Виды контроля в маркетинговой деятельности
- 1. Анализ годовых планов включает:
- 4. Маркетинговый аудит
- 5. Планирование маркетинга
- 6. Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности
- 7. Основы концепции управления предприятием в условиях рынка
- Лекция 10. Международный маркетинг
- 1. Понятие международного маркетинга
- 2. Сущность и задачи международного маркетинга
- 3. Концепции международного маркетинга
- 4. Принципы, среда международного маркетинга
- 5. Особенности перехода к международному маркетингу
- 6. Жизненный цикл товара на международных рынках
- 7. Мировые цены. Ценовая политика на международных рынках
- 8. Сервис в международной торговле
- 9. Сегментирование международного рынка
- 10. Конкурентные стратегии в международном маркетинге
- 11. Экспортная товарная политика
- 12. Маркетинговые исследования мировых рынков
- 13. Патентно-правовое обеспечение