Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
Лекция 3. (23.09.2002 г.) (Конспект)
ТЕМА: Взаимоотношение юридической службы с другими подразделениями фирмы.
Вопросы:
Распределение обязанностей.
Способы взаимодействия.
Организационное воздействие юриста на другие подразделения фирмы.
При организации работы юриста важно выделять основные задачи юридической службы, указанные в п. 2 Общего положения 1972 г. На юридический работников не могут возлагаться обязанности, не относящиеся к уставленному кругу задач (см. Общее положение). Следует знать, что наряду с основными задачами Общее положение определяет функции (должностные обязанности) юристов и конкретизирует порядок выполнения некоторых из них. Должностные обязанности начальника юротдела определены Квалификационным справочником. Пункт 4 этого справочника устанавливает, что при разработке должностных инструкций возможно расширение круга обязанностей работника по сравнению с Квалификационным справочником, ему может быть поручено выполнение иных обязанностей, исполнение которых не требует другой специальности и квалификации. Но такие дополнительные обязанности должны находиться рамках основных задач, определенных Общим положением 1972 г. В отношении должностных обязанностей ЮС ФОИВ пунктом 11 Типового положения (№ 207) установлено, что возложение на ЮС функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.
Анализ должностных обязанностей юристов, как они закреплены в Общем положении и Квалификационном справочнике, наглядно свидетельствует о том, что ЮС непосредственно участвует в правовой работе. Однако, правовая работа не тождественна работе ЮС, не сводится к ней. Не допустимо смешивать правовую работу с деятельностью ЮС, хотя важно знать их взаимосвязи. Значительным достоинством Общего положения является то, что оно в п.7 и п.9 определяет виды работ, обязанности, которые ЮС:
выполняет самостоятельно, собственными силами и несет ответственность за результат;
в выполнении которых ЮС лишь участвует, но одновременно исполнение и ответственность за результаты которых возложены также на других лиц;
выполнение которых организуется юристами, а непосредственное осуществление производится другими лицами.
Это свидетельствует о необходимости участия в правовой работе всех должностных лиц и подразделений фирмы, а не единственно только ЮС. Значение этого разграничения в том, что оно отражает и закрепляет реально сложившееся разделение труда, распределение обязанностей по ведению правовой работы между различными звеньями организации.
Как конкретно выглядит это распределение обязанностей? Что они делают сами, где лишь участвуют, а где – организуют выполнение.
1й блок (группа) работ, которые ЮС обязана осуществлять сама:
ЮС осуществляет правовую экспертизу – проверку соответствия закону проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового зарактера (чтобы не слали всякую дребедень на проверку), и визирует их;
ЮС принимает меры по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением законодательства;
ЮС обеспечивает методическое руководство правовой работой в организации;
ЮС подготавливает заключения по правовым вопросам, возникающим в деятельности организаций;
ЮС обеспечивает подготовку и передачу необходимых материалов в судебные органы;
ЮС представляет интересы организации в суде, арбитражном суде, других органах при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел;
ЮС осуществляет работу по анализу и обобщению судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения договоров;
ЮС разрабатывает предложения по соблюдению договорной дисциплины, устранению выявленных недостатков и улучшению хозяйственной деятельности в целом;
ЮС принимает меры по возмещению ущерба, причиненного организации;
ЮС подготавливает заключения по предложениям о применении к работникам мер дисциплинарной и материальной ответственности (предложения подготавливаются другими отделами);
ЮС осуществляет контроль за соблюдением порядка сертификации продукции, приемки товара по количеству и качеству;
ЮС обеспечивает информирование работников о действующем законодательстве, разъяснение законодательства и порядка его применения;
[частично] оказывает юридическую помощь общественным организациям фирмы, не любой, скорее всего, профсоюзу.
Этот перечень суммирует то, что записано в ОП 1972 и КС 1998.
2й блок (группа) работ, ЮС должна участвовать в выполнении:
ЮС участвует в необходимых случаях в подготовке проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового характера;
ЮС участвует в подготовке и заключении коллективных договоров, тарифных соглашений;
ЮС участвует в мероприятиях по укреплению трудовой дисциплины, регулированию социально-трудовых отношений;
ЮС участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой (расчетной) дисциплины, обеспечению сохранности имущества;
ЮС участвует в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания.
3й блок (группа) работ, ЮС организует выполнение:
ЮС руководит подготовкой материалов о хищениях, недостачах, выпуске недоброкачественной продукции, нарушении экологического законодательства и иных правонарушениях для передачи их следователям и судебным органам, указания дает руководитель;
организует систематизированный учет и хранение законодательных и нормативных актов, поступивших из соответствующих органов, а также издаваемых руководителем фирмы. Часто в организации никто не знает, где искать СЗ РФ, БНА, даже собственные приказы и инструкции. Налаживание такой работы лежит на юристе, хотя непосредственное исполнение осуществляется другими лицами;
организует изучение должностными лицами нормативных актов, относящихся к их деятельности. Занятия обычно проводятся другими лицами, специалистами по данным вопросам, бухгалтерия оплачивает, но организует изучение юрист.
Важнейшие обязанности должны включаться в положения о юротделах и даже в должностные инструкции юрисконсульта, когда правовая работа в организации находится в плачевном состоянии, в этом случае можно спросить за выполнение должностных инструкций. Когда фирма обслуживается внешней юридической организацией, их следует предусматривать в заключенном договоре на обслуживание. Правовая работа едина, двойных подходов к ней нет и не может быть. Если адвокатская контора берется за правовую работу в данной организации, то по полной программе и по требованиям, действующим в организации, а не в адвокатской конторе. ФЗ «Об адвокатуре» 2002 года не ограничивает обязанности адвокатов, их можно расширить.
Понимание существующего распределения обязанностей позволяет квалифицированно строить работу, грамотно составлять планы юротделов и юрисконсультов. Одновременно с отменой общегосударственного планирования, прекратилось и оперативное планирование в организациях. Между тем, план – эффективный институт повышения организационного уровня работы, ее результативности, следовательно, оперативное планирование должно вестись в обязательном порядке, за их наличие и исполнение следует жестко спрашивать с подчиненных. Понимание предполагает учет их в планах работы ЮС, в них должны предусматриваться мероприятия:
проводимые ЮС самостоятельно, собственными силами;
проводимые совместно с другими подразделениями и требующие предварительного согласования с ними;
организуемые ЮС.
Соответственно, в плане ЮС будет написано:
выполнить …
провести совместно …
организовать с другими подразделениями …
По-разному будет выглядеть и круг исполнителей, порядок исполнения и желаемый результат.
Оценивая в целом обязанности ЮС, можно сказать, что сформулированы они во многом расплывчато, недостаточно конкретизированы. В законодательстве не упоминаются новые должностные обязанности юристов, которые возникли на современном этапе в связи с резким изменением методов хозяйствования. Речь идет о содействии внедрению рыночных методов хозяйствования на фирме. Здесь перед ЮС возникает целый комплекс обязанностей, вообще не упоминающийся в законодательстве и правовой литературе. Из обязанностей ЮС оказалось исключено (в Классификационном справочнике 1998 года) применение правовых средств, являющееся главной задачей по Общему положению 1972 года. Исключена обязанность организации работы по заключению и надлежащему исполнению договоров, без чего фирма не может нормально работать. Нечетким остается определение других обязанностей. Это снижает требовательность к юристам, что создает у предприятий иллюзорное впечатление, что они вообще могут обходиться без юриста. А это, в свою очередь, снижает эффективность экономики в целом, т.к. слабоорганизованная экономика не может быть эффективной. Кодексы не предусматривают участие юриста в фирме в соответствующих действиях, даже не упоминают фигуру юриста организации. Это влечет неполное применение возможностей ЮС, ведет к принижению его роли, снижению уровня законности. Пункт 5 статьи 59 АПК РФ 2002 года гласит:
Представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты.
Такое положение (иные лица в штате) – позор для судебной системы и процессуальной науки, как можно не учитывать и не задействовать потенциал ЮС и корпоративных юристов.
В пример надо привести отношение американского суда к юристам фирмы, суд требует все документы по делу, подписанные руководителем фирмы и юристом, причем подпись юриста идет первой! Юрист, а не хозяин фирмы, должен знать закон, он отвечает за правдивость всего сказанного и написанного перед судом. Поэтому все эти лживые адвокаты так не любят доводить дело до суда, потому что в суде нельзя врать, там все под личную ответственность.
Для выполнения предусмотренных обязанностей необходимо налаживание устойчивого и постоянного взаимодействия ЮС с другими подразделениями и должностными лицами организации. Это специфика работы юриста, неведомая вам. Многолетней практикой выработаны следующие способы такого взаимодействия:
1) установление в положениях о ЮС и должностных инструкциях их обязанностей регулярно знакомиться в других подразделениях с состоянием хозяйственной деятельности фирмы: балансом, статотчетностью, финансовыми показателями по счетам, дебиторской задолженностью, убытками и т.д. Для этого юрист должен регулярно посещать соответствующие подразделения и интересоваться соответствующими вопросами. Должна создаваться практика постоянных деловых отношений с руководителями и должностными лицами подразделений. Для такой работы должно отводиться время в рабочее время. Нельзя только сидеть за рабочим столом! Горе такому юристу!
2) установление обязанностей других подразделений передавать сведения о возникающих затруднениях и допущенных нарушениях для принятия правовых мер. Сложилась практика передачи дел в суд на пределах сроков исковой давности. Это показатель плохого взаимодействия ЮС и других подразделений;
3) участие юриста в совещаниях, созываемых руководителем организации по вопросам, имеющим отношение к ПР – п. 11 Общего положения как одно из прав юриста;
4) включение юриста в состав комиссий по хозяйственно-финансовым вопросам. Установление обязанности визирования юристами документов, имеющих правовое значение;
5) регулярное ознакомление и проверка в других подразделениях фирмы и подчиненных организациях.
Они должны закрепляться в положениях об отделах не только юристов, но и других работников. Они могут устанавливаться приказами.
Нужно определить минимальную частоту:
сколько раз в квартал проводить совещания;
предельные сроки выполнения соответствующих действий: передачи документа юристу, рассмотрения, дачи заключения;
основные документы, требующие визы юриста, не все подряд, но не упуская действительно важных документов;
нормативные сроки для изучения и визирования документов, исходя из их сложности и объема (приблизительно 1 день на 3 страницы);
При неурегулированности этих вопросов начинаются конфликты и всякое интриганство. Способы следует варьировать и применять в сочетании с учетом условий, совершенствовать приемы взаимодействия.
Особая проблема – организация ЮС исполнения другими звеньями обязанностей по ПР. Ранее не были они разработаны. Усилиями одной ЮС улучшения ПР не добиться, это показала советская практика. Основная сложность в том, что ЮС не наделена властно-распорядительными возможностями, и такое положение нельзя признать правильным.
ЮС обладает правом предъявлять обязательные требования к подразделениям и работникам по выполнению обязанностей, установленных законом и относящиеся к их деятельности. В случае неисполнения такого требования ЮС вправе обратиться к руководителю для реагирования. Для Главного бухгалтера соответствующее правомочие предусмотрено в ФЗ «О бухгалтерском учете», а ЮС у нас – в загоне. Существуют ли иные решения этой проблемы?
Ведение ЮС организационной работы требует использования возможностей и полномочий руководителя фирмы. Для этого практикуется:
подготовка ЮС приказов и распоряжений, предусматривающих обязанности других подразделений, связанных с ПР;
включение по его инициативе положений правового характера в положения о других подразделениях и должностные инструкции;
включение в планы работы других подразделений проведение совместных мероприятий правового характера;
Для проведения в жизнь подобной инициативы лучше использовать ситуации, когда в деятельности фирмы обнаружены недостатки или фирмой понесены значительные убытки. В этих случаях руководитель фирмы охотнее идет на издание подобных документов. Почему?
ему надо отчитаться перед собранием акционеров о его конкретных шагах по выходу из неприятной ситуации;
он проявляет «свои» способности в действиях на перспективу, т.е. не только минимизация ущерба, но и профилактика подобных неприятностей;
Например, введение должности проректора по правовым вопросам (Суханов Е.А.) при ректоре МГУ после проверки Счетной палатой РФ.
Такие ситуации возникают нередко и регулярно в каждой фирме, поэтому шаг за шагом юрист может усилить свое влияние.
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Организационные аспекты пр и организация правовой деятельности.
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Раздел 2.
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Вопросы к зачету:
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Служба снабжения готовит:
- Производственный отдел готовит: