logo
pravovaya_rabota

Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях

Лекция 3. (23.09.2002 г.) (Конспект)

ТЕМА: Взаимоотношение юридической службы с другими подразделениями фирмы.

Вопросы:

  1. Распределение обязанностей.

  2. Способы взаимодействия.

  3. Организационное воздействие юриста на другие подразделения фирмы.

При организации работы юриста важно выделять основные задачи юридической службы, указанные в п. 2 Общего положения 1972 г. На юридический работников не могут возлагаться обязанности, не относящиеся к уставленному кругу задач (см. Общее положение). Следует знать, что наряду с основными задачами Общее положение определяет функции (должностные обязанности) юристов и конкретизирует порядок выполнения некоторых из них. Должностные обязанности начальника юротдела определены Квалификационным справочником. Пункт 4 этого справочника устанавливает, что при разработке должностных инструкций возможно расширение круга обязанностей работника по сравнению с Квалификационным справочником, ему может быть поручено выполнение иных обязанностей, исполнение которых не требует другой специальности и квалификации. Но такие дополнительные обязанности должны находиться рамках основных задач, определенных Общим положением 1972 г. В отношении должностных обязанностей ЮС ФОИВ пунктом 11 Типового положения (№ 207) установлено, что возложение на ЮС функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.

Анализ должностных обязанностей юристов, как они закреплены в Общем положении и Квалификационном справочнике, наглядно свидетельствует о том, что ЮС непосредственно участвует в правовой работе. Однако, правовая работа не тождественна работе ЮС, не сводится к ней. Не допустимо смешивать правовую работу с деятельностью ЮС, хотя важно знать их взаимосвязи. Значительным достоинством Общего положения является то, что оно в п.7 и п.9 определяет виды работ, обязанности, которые ЮС:

  1. выполняет самостоятельно, собственными силами и несет ответственность за результат;

  2. в выполнении которых ЮС лишь участвует, но одновременно исполнение и ответственность за результаты которых возложены также на других лиц;

  3. выполнение которых организуется юристами, а непосредственное осуществление производится другими лицами.

Это свидетельствует о необходимости участия в правовой работе всех должностных лиц и подразделений фирмы, а не единственно только ЮС. Значение этого разграничения в том, что оно отражает и закрепляет реально сложившееся разделение труда, распределение обязанностей по ведению правовой работы между различными звеньями организации.

Как конкретно выглядит это распределение обязанностей? Что они делают сами, где лишь участвуют, а где – организуют выполнение.

1й блок (группа) работ, которые ЮС обязана осуществлять сама:

  1. ЮС осуществляет правовую экспертизу – проверку соответствия закону проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового зарактера (чтобы не слали всякую дребедень на проверку), и визирует их;

  2. ЮС принимает меры по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением законодательства;

  3. ЮС обеспечивает методическое руководство правовой работой в организации;

  4. ЮС подготавливает заключения по правовым вопросам, возникающим в деятельности организаций;

  5. ЮС обеспечивает подготовку и передачу необходимых материалов в судебные органы;

  6. ЮС представляет интересы организации в суде, арбитражном суде, других органах при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел;

  7. ЮС осуществляет работу по анализу и обобщению судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения договоров;

  8. ЮС разрабатывает предложения по соблюдению договорной дисциплины, устранению выявленных недостатков и улучшению хозяйственной деятельности в целом;

  9. ЮС принимает меры по возмещению ущерба, причиненного организации;

  10. ЮС подготавливает заключения по предложениям о применении к работникам мер дисциплинарной и материальной ответственности (предложения подготавливаются другими отделами);

  11. ЮС осуществляет контроль за соблюдением порядка сертификации продукции, приемки товара по количеству и качеству;

  12. ЮС обеспечивает информирование работников о действующем законодательстве, разъяснение законодательства и порядка его применения;

  13. [частично] оказывает юридическую помощь общественным организациям фирмы, не любой, скорее всего, профсоюзу.

Этот перечень суммирует то, что записано в ОП 1972 и КС 1998.

2й блок (группа) работ, ЮС должна участвовать в выполнении:

  1. ЮС участвует в необходимых случаях в подготовке проектов приказов, инструкций, стандартов и других документов правового характера;

  2. ЮС участвует в подготовке и заключении коллективных договоров, тарифных соглашений;

  3. ЮС участвует в мероприятиях по укреплению трудовой дисциплины, регулированию социально-трудовых отношений;

  4. ЮС участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой (расчетной) дисциплины, обеспечению сохранности имущества;

  5. ЮС участвует в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания.

3й блок (группа) работ, ЮС организует выполнение:

  1. ЮС руководит подготовкой материалов о хищениях, недостачах, выпуске недоброкачественной продукции, нарушении экологического законодательства и иных правонарушениях для передачи их следователям и судебным органам, указания дает руководитель;

  2. организует систематизированный учет и хранение законодательных и нормативных актов, поступивших из соответствующих органов, а также издаваемых руководителем фирмы. Часто в организации никто не знает, где искать СЗ РФ, БНА, даже собственные приказы и инструкции. Налаживание такой работы лежит на юристе, хотя непосредственное исполнение осуществляется другими лицами;

  3. организует изучение должностными лицами нормативных актов, относящихся к их деятельности. Занятия обычно проводятся другими лицами, специалистами по данным вопросам, бухгалтерия оплачивает, но организует изучение юрист.

Важнейшие обязанности должны включаться в положения о юротделах и даже в должностные инструкции юрисконсульта, когда правовая работа в организации находится в плачевном состоянии, в этом случае можно спросить за выполнение должностных инструкций. Когда фирма обслуживается внешней юридической организацией, их следует предусматривать в заключенном договоре на обслуживание. Правовая работа едина, двойных подходов к ней нет и не может быть. Если адвокатская контора берется за правовую работу в данной организации, то по полной программе и по требованиям, действующим в организации, а не в адвокатской конторе. ФЗ «Об адвокатуре» 2002 года не ограничивает обязанности адвокатов, их можно расширить.

Понимание существующего распределения обязанностей позволяет квалифицированно строить работу, грамотно составлять планы юротделов и юрисконсультов. Одновременно с отменой общегосударственного планирования, прекратилось и оперативное планирование в организациях. Между тем, план – эффективный институт повышения организационного уровня работы, ее результативности, следовательно, оперативное планирование должно вестись в обязательном порядке, за их наличие и исполнение следует жестко спрашивать с подчиненных. Понимание предполагает учет их в планах работы ЮС, в них должны предусматриваться мероприятия:

  1. проводимые ЮС самостоятельно, собственными силами;

  2. проводимые совместно с другими подразделениями и требующие предварительного согласования с ними;

  3. организуемые ЮС.

Соответственно, в плане ЮС будет написано:

По-разному будет выглядеть и круг исполнителей, порядок исполнения и желаемый результат.

Оценивая в целом обязанности ЮС, можно сказать, что сформулированы они во многом расплывчато, недостаточно конкретизированы. В законодательстве не упоминаются новые должностные обязанности юристов, которые возникли на современном этапе в связи с резким изменением методов хозяйствования. Речь идет о содействии внедрению рыночных методов хозяйствования на фирме. Здесь перед ЮС возникает целый комплекс обязанностей, вообще не упоминающийся в законодательстве и правовой литературе. Из обязанностей ЮС оказалось исключено (в Классификационном справочнике 1998 года) применение правовых средств, являющееся главной задачей по Общему положению 1972 года. Исключена обязанность организации работы по заключению и надлежащему исполнению договоров, без чего фирма не может нормально работать. Нечетким остается определение других обязанностей. Это снижает требовательность к юристам, что создает у предприятий иллюзорное впечатление, что они вообще могут обходиться без юриста. А это, в свою очередь, снижает эффективность экономики в целом, т.к. слабоорганизованная экономика не может быть эффективной. Кодексы не предусматривают участие юриста в фирме в соответствующих действиях, даже не упоминают фигуру юриста организации. Это влечет неполное применение возможностей ЮС, ведет к принижению его роли, снижению уровня законности. Пункт 5 статьи 59 АПК РФ 2002 года гласит:

Представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты.

Такое положение (иные лица в штате) – позор для судебной системы и процессуальной науки, как можно не учитывать и не задействовать потенциал ЮС и корпоративных юристов.

В пример надо привести отношение американского суда к юристам фирмы, суд требует все документы по делу, подписанные руководителем фирмы и юристом, причем подпись юриста идет первой! Юрист, а не хозяин фирмы, должен знать закон, он отвечает за правдивость всего сказанного и написанного перед судом. Поэтому все эти лживые адвокаты так не любят доводить дело до суда, потому что в суде нельзя врать, там все под личную ответственность.

Для выполнения предусмотренных обязанностей необходимо налаживание устойчивого и постоянного взаимодействия ЮС с другими подразделениями и должностными лицами организации. Это специфика работы юриста, неведомая вам. Многолетней практикой выработаны следующие способы такого взаимодействия:

1) установление в положениях о ЮС и должностных инструкциях их обязанностей регулярно знакомиться в других подразделениях с состоянием хозяйственной деятельности фирмы: балансом, статотчетностью, финансовыми показателями по счетам, дебиторской задолженностью, убытками и т.д. Для этого юрист должен регулярно посещать соответствующие подразделения и интересоваться соответствующими вопросами. Должна создаваться практика постоянных деловых отношений с руководителями и должностными лицами подразделений. Для такой работы должно отводиться время в рабочее время. Нельзя только сидеть за рабочим столом! Горе такому юристу!

2) установление обязанностей других подразделений передавать сведения о возникающих затруднениях и допущенных нарушениях для принятия правовых мер. Сложилась практика передачи дел в суд на пределах сроков исковой давности. Это показатель плохого взаимодействия ЮС и других подразделений;

3) участие юриста в совещаниях, созываемых руководителем организации по вопросам, имеющим отношение к ПР – п. 11 Общего положения как одно из прав юриста;

4) включение юриста в состав комиссий по хозяйственно-финансовым вопросам. Установление обязанности визирования юристами документов, имеющих правовое значение;

5) регулярное ознакомление и проверка в других подразделениях фирмы и подчиненных организациях.

Они должны закрепляться в положениях об отделах не только юристов, но и других работников. Они могут устанавливаться приказами.

Нужно определить минимальную частоту:

При неурегулированности этих вопросов начинаются конфликты и всякое интриганство. Способы следует варьировать и применять в сочетании с учетом условий, совершенствовать приемы взаимодействия.

Особая проблема – организация ЮС исполнения другими звеньями обязанностей по ПР. Ранее не были они разработаны. Усилиями одной ЮС улучшения ПР не добиться, это показала советская практика. Основная сложность в том, что ЮС не наделена властно-распорядительными возможностями, и такое положение нельзя признать правильным.

ЮС обладает правом предъявлять обязательные требования к подразделениям и работникам по выполнению обязанностей, установленных законом и относящиеся к их деятельности. В случае неисполнения такого требования ЮС вправе обратиться к руководителю для реагирования. Для Главного бухгалтера соответствующее правомочие предусмотрено в ФЗ «О бухгалтерском учете», а ЮС у нас – в загоне. Существуют ли иные решения этой проблемы?

Ведение ЮС организационной работы требует использования возможностей и полномочий руководителя фирмы. Для этого практикуется:

  1. подготовка ЮС приказов и распоряжений, предусматривающих обязанности других подразделений, связанных с ПР;

  2. включение по его инициативе положений правового характера в положения о других подразделениях и должностные инструкции;

  3. включение в планы работы других подразделений проведение совместных мероприятий правового характера;

Для проведения в жизнь подобной инициативы лучше использовать ситуации, когда в деятельности фирмы обнаружены недостатки или фирмой понесены значительные убытки. В этих случаях руководитель фирмы охотнее идет на издание подобных документов. Почему?

Например, введение должности проректора по правовым вопросам (Суханов Е.А.) при ректоре МГУ после проверки Счетной палатой РФ.

Такие ситуации возникают нередко и регулярно в каждой фирме, поэтому шаг за шагом юрист может усилить свое влияние.