Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
Лекция 9. (04.11.2002 г.)
ТЕМА: Фиксирование и доказывание убытков.
Вопросы:
Доказывание убытков производственных и непроизводственных организаций.
Организация работы по возмещению убытков.
В продолжение прошлой лекции мы рассмотрим то, что может быть представлено в качестве методик или использовано в качестве методик для доказывания убытков от нарушений договоров. Прежде всего требуют рассмотрения экономико-правовые методики.
Наиболее частыми последствиями любого вида нарушений договоров являются сокращение производства и продаж, и уменьшение дохода от продажи товара. Эти последствия возникают когда принятые меры для уменьшения убытков не смогли полностью предотвратить отрицательные последствия нарушения, либо когда такие меры вообще не предпринимались ввиду их невозможности или нецелесообразности. Среди затрат, вызываемых нарушениями, принято различать 2 группы:
условно-постоянные затраты;
условно-переменные затраты.
В чем их отличие?
Величина условно-постоянных затрат устанавливается по калькуляции себестоимости производства или торговых услуг, это калькулируемые затраты. К ним относятся общепроизводственные расходы и общехозяйственные расходы фирмы. Они включают:
зарплату всего управленческого персонала;
амортизацию зданий и сооружений, иных основных средств. Амортизационные отчисления устанавливаются, исходя из нормативного срока службы основных средств, и определяются в процентном отношении к балансовой стоимости соответствующих объектов. При этом сумма амортизации по нормативу ежемесячно относится на стоимость производимой продукции или услуг.
Общая сумма условно-постоянных затрат определяется путем сложения месячных показателей общехозяйственных и общепроизводственных расходов, амортизационных отчислений, плюс расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и транспорта.
В случае нарушения договора у кредитора возникают убытки в виде возрастания условно-постоянных затрат на единицу продукции. Возрастание происходит очень просто: затраты остаются теми же, а количество выпущенных и проданных изделий уменьшилось из-за допущенных нарушений. Соответственно, затраты на единицу продукции увеличились.
Для определения этой части убытков надо сначала вычислить нормативную величину условно-постоянных затрат путем деления общей суммы условно-постоянных затрат на среднемесячное количество выпускаемой продукции. А надо умножить эту нормативную величину затрат на количество товара, которое не было произведено вследствие нарушения. То есть, у каждой фирмы, производственной или торговой, имеются общехозяйственные затраты и расходы по амортизации, расходы по эксплуатации и содержанию оборудования. Вот эти затраты ложатся по правилам экономической и бухгалтерской работы, раскладываются на всю стоимость изготавливаемой продукции. Если какое-то количество продукции не изготовлено, то надо высчитать, какова сумма условно-постоянных затрат, приходящаяся на не изготовленное и непроданное количество товара, потому что это – убытки фирмы.
Для подтверждения убытков в виде возрастания условно-постоянных затрат должны представляться следующие доказательства:
балансовые данные, подтверждающие величину условно-постоянных затрат;
справка о среднемесячном объеме производства на предприятии, на торговых организациях – о размере оборота;
калькуляция себестоимости изготовления единицы продукции;
справка о неполучении соответствующих ресурсов от смежника в результате нарушения;
расчет убытков, части убытков, образуемых увеличением условно-постоянных затрат.
Теперь об условно-переменных затратах. На прошлой лекции я обращал ваше внимание на содержательное различие методик возмещения убытков производственных и непроизводственных, в частности, торговых организаций. Поэтому придется рассматривать их раздельно. Я бы хотел начать с торговых организаций.
Основная масса убытков причиняются этим организациям отгрузками недоброкачественных товаров и срывом поставок товаров. Эти нарушения должны быть подтверждены в суде.
Так, в связи с недоброкачественностью полученных товаров, покупатель должен представить (документы одинаковы для торговых и производственных организаций):
договор, предусматривающий поставку соответствующих товаров и устанавливающий требования к качеству и к цене;
акт экспертизы или комиссионной приемки товаров по качеству;
документы, подтверждающие понесенные расходы и неполученную прибыль вследствие забракования изделия.
Если с двумя первыми документами все достаточно ясно, то подбор документов, подтверждающих расходы и неполученную прибыль, составляет основную трудность. Я рассказал вам как об общем требовании о необходимости доказывания условно-постоянных расходов. Эти условно-постоянные расходы имеются и у торговой организации, только они являются не производственными, а общехозяйственными, связанными с осуществлением торговых операций. Какие же условно-переменные расходы несет торговая организация в случае получения недоброкачественного товара?
Расходы по оплате стоимости забракованного товара. Они подтверждаются платежными документами с отметкой банка и выпиской по банковскому счету покупателя о платеже.
Расходы по экспертизе или комиссионной приемке товара. Подтверждаются они счетом экспертной организации. Расходы по комиссионной приемке забракованного товара подтверждаются записями в акте приемке: о лицах, проводивших приемку (указываются их фамилии, должности); о времени приемке (часы и минуты начала и окончания приемки). Плюс выпиской из бухгалтерской ведомости о выплате сумм членам приемной комиссии за время участия в приемке. Я вас прошу отметить такой немаловажный факт: приемка является нормальной хозяйственной деятельностью любой организации и расходы по приемке получаемых ресурсов относятся на результаты деятельности. Однако, в случае забракования полученной продукции, расходы по приемке уже не могут признаваться необходимыми затратами. Это излишние затраты, они превращаются в убытки, подлежащие возмещению должником.
Расходы по транспортировке товара к покупателю и по возврату брака. Они удостоверяются:
транспортными накладными, в которых указываются отправитель, получатель, расстояние перевозки, вид груза, вес груза, категория груза;
прейскурантами транспортными;
расчетом провозной платы;
платежными документами на оплату перевозки.
Расходы по погрузке и выгрузке, распаковке товара и упаковке брака при возврате. Удостоверяются нарядами на выполнение работ и выписками из бухгалтерской ведомости о выплате сумм исполнителям работ.
Расходы по хранению забракованного товара. Если он долго лежит, полгода, год, - эти расходы начинают влетать в копеечку. Расходы могут определяться как часть арендной платы на складскую площадь, занимаемую забракованным товаром, если занимаемое помещение арендуется. И, кроме того, соответствующая занимаемой доле складских площадей, часть затрат по освещению, обогреву, охране помещения и иных сопутствующих расходов. Эти затраты подтверждаются договором на аренду помещений, договорами на охрану, счетам на оплату электроэнергии и других услуг, и расчетом, сколько из уплаченной суммы приходится на обслуживание забракованного товара.
Я всегда прошу вас учитывать, если речь идет о небольших количествах товара, то расчет убытков начинает стоить себе дороже и заниматься этим делом – пустое занятие. Если же изделия дорогостоящие или в большом количестве, создающие затраты, нужно быть чудаком, чтобы принимать эти затраты на себя. Это убытки и их должен возместить «бракодел».
Если забракованный товар предназначался для дальнейшей реализации, то у организации возникают убытки в виде неполученной прибыли. Расчет ее произвести не сложно, поскольку неполученная прибыль находится в пределах разницы между покупной ценой и ценой последующей продажи. Однако, основные проблемы могут возникать при доказывании.
Здесь надо доказать размер отпускной цены – вот во что упирается дело. То, по какой цене вы купили – это написано в договоре, счете, платежных документах, а вот по какой продали? Оптимальным вариантом является наличие договора или преддоговорных документов с контрагентами, в которых зафиксирована цена последующей продажи. При отсутствии таких документов цена может подтверждаться заключениями конъюнктурных служб Госторгинспекций, рекомендуют обращаться к товарным биржам, там где они есть, цена может подтверждаться собственными договорами на реализацию данной продукции в предшествующие месяцы.
Просьба не забывать, что забракованный товар не засчитывается в исполнение договора купли-продажи и признается непоставленным. Поскольку обязательство в части забракованного товара считается неисполненным, то к продавцу одновременно применяется ответственность за второе нарушение, а именно, за непоставку соответствующего количества товара в виде убытков плюс неустойка, когда она предусмотрена.
Теперь о том, как подтверждаются убытки торговой или иной непроизводственной организации от непоставки ей товаров по договору. Здесь могут иметься следующие расходы покупателя, подлежащие возмещению:
1) Расходы, понесенные кредитором при заключении договора с неисправным продавцом, а также с собственными покупателями, для перепродажи которым закупался товар. Таковы затраты:
на составление договорной документации;
на ведение переписки, телефонных разговоров, особенно междугородних и международных;
командировочные расходы для проведения переговоров (счета в гостинице, расходы на перелет и т.д.)
Когда эти расходы существенны, для их обоснования должен быть обеспечен сбор всех подтверждающих документов.
2) Расходы по предварительной или авансовой оплате непоставленного товара. Здесь проблем нет, их понесение подтверждается платежными документами и выписками по банковскому счету о проведении платежа.
3) Нередко уплаченные за товар деньги бывают получены покупателем в виде кредита от банка. Уплаченные банку проценты за кредит также представляют убытки от неполучения товара. Но здесь надо доказывать два обстоятельства с бесспорностью:
целевой характер кредита, то, что кредит предоставлялся не на общехозяйственные нужды, а именно на покупку определенного товара у определенного продавца. Для этого в кредитной заявке и в самом кредитном договоре (там есть позиция «Цель кредита») должно быть указано, что заемные средства получены для оплаты товара данному продавцу;
проценты за кредит рассматриваются как убытки лишь с даты нарушения срока поставки. До этой даты проценты за кредит не есть убыток, а нормальные расходы.
Теперь об упущенной выгоде покупателя от недопоставки товара. Она также находится в пределах разницы между покупной ценой и той ценой, по которой товар подлежал реализации контрагенту. Доказывать упущенную выгоду следует, представив суду договоры с продавцом и собственными покупателями, в которых указана цена товара. Когда договоры с покупателями не были заключены, то вы работаете по той схеме, которой я вам разъяснял: нужно получать разъяснения от конъюнктурных отделов, либо от ведущих фирм о среднем уровне цены на соответствующих товар, либо представить собственные договоры на продажу данного товара в предыдущие месяцы.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 года № 6/8, из цены реализации, а при перепродажи – из наценки, должны быть исключены непонесенные транспортно-заготовительные и производственные расходы. Проблема локализации и исключения непонесенных расходов выступает на первый план при расчете упущенной выгоды. В этом деле целесообразно использовать Методику Минторга СССР 1985 года, в которой достаточно полно учтены виды непонесенных расходов, а также порядок их расчета. Расчет неполученного дохода, согласно этой методике, целесообразно строить в виде сводной таблицы, в которой зафиксировано:
1. Общая сумма неполученного дохода в виде разницы в ценах;
2. Виды непонесенных расходов и их общая сумма.
Вычитание из неполученных доходов суммы непонесенных расходов позволяет определить неполученную прибыль, подлежащую взысканию.
Наиболее часто встречающимися видами непонесенных расходов являются:
расходы на перевозку товара одним или несколькими видами транспорта;
расходы на хранение, подработку, подсортировку товара;
потери товара в виде норм естественной убыли при перевозке и хранении;
расходы по выгрузке и приемке товара.
Требуется в таблице учесть расходы по уплате процентов за пользование банковским кредитом, если товар уплачивался за счет кредита.
Кроме расчетной таблице, по схеме Минторга, необходимо заранее готовить и представлять суду документы, подтверждающие размер соответствующих непонесенных расходов. Это:
прейскуранты транспортных и экспедиционных организаций;
принятые нормативы естественной убыли;
ставки на оказание различных услуг (расходов по упаковке, по хранению и других).
Т.е. готовится таблица, и к этой таблице готовятся документальные подтверждения правильности определения вами ставок в составленном расчете непонесенных расходов.
Гораздо большую сложность представляет доказывание убытков производственных организаций от неполучения ими от смежников необходимых комплектующих частей и материалов. Здесь убытки возникают в результате невозможности изготовления и реализации конечных изделий по вине смежников.
Документальное фиксирование таких убытков должно осуществляться различными подразделениями, каждое из которых подготавливает определенную группу документов.
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Организационные аспекты пр и организация правовой деятельности.
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Раздел 2.
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Вопросы к зачету:
- Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях
- Служба снабжения готовит:
- Производственный отдел готовит: