Направления, задачи и функции внутреннего корпоративного pr
В условиях высококонкурентной и динамичной среды деятельности организации внутренние или внутриорганизационные мероприятия по паблик-рилейшнз не менее важны, чем внешние. Их назначение – обеспечить баланс внешней и внутренней сфер организации средствами коммуникации. Целевой аудиторией внутриорганизационных мероприятий является собственный персонал организации.
Мнения и поведение сотрудников организации в значительной степени определяют успех начинаний и стабильность организации, ее жизнеспособность.
Характеристика эффективных коммуникаций с собственным персоналом включает следующие основные черты:
-
наличие обратной связи – возможность для сотрудников выражать свое мнение и даже возражения менеджменту;
-
видимость и близость высшего руководства – общие спортзалы, столовые, общение напрямую с работниками разного ранга;
-
приоритет внутренних коммуникаций перед внешними – сотрудники должны получать информацию о своей компании в ней самой, а не через СМИ;
-
ясность сообщений широкому кругу;
-
дружественный тон – общение должно быть благоприятным;
-
чувство юмора – умение разрядить обстановку.
Внутриорганизационные коммуникации по направленности можно разделить на три основных вида:
-
нисходящие – от работодателя к сотрудникам;
-
восходящие – от работников к работодателю;
-
горизонтальные – между самими работниками.
Основными задачами внутриорганизационных коммуникаций являются:
-
формирование корпоративной общности – чувство команды у всех сотрудников;
-
поддержка и развитие корпоративной культуры – корпоративных ценностей и норм поведения;
-
информационная поддержка управленческих решений - сотрудники знают проблему изнутри и могут предоставить адекватную информацию.
Средства внутриорганизационных коммуникаций включают:
-
печатные (листки новостей, газеты, журналы, управленческие публикации, ежегодные отчеты, инструкции, книги, брошюры, письма, вкладыши, доски объявлений);
-
вещательные (теле- и радиосети, теле- и радиожурналы);
-
интернет, электронная почта;
-
личное общение (встречи, визиты, собрания, советы, комитеты, клубы);
-
мифы, слухи;
-
невербальные внутриорганизационные коммуникации (интерьер, дизайн, цвет).
В целом, сотрудники организации должны чувствовать, что они в организации приветствуются, понимаются и признаны. Они хотят, чтобы к ним относились как к необходимой и значимой части организации.
Внутри фирмы PR выполняет ряд важнейших для современного менеджмента функций:
-
помощь работникам и специалистам в ознакомлении с целями, возможностями и традициями фирмы;
-
разъяснение общей политики руководства и принципов его работы с персоналом;
-
удовлетворение потребности персонала в информации о событиях в фирме и вокруг ее;
-
обеспечение и стимулирование двусторонней коммуникации между руководством фирмы и работниками;
-
способствование развитию положительной мотивации у каждого работника по отношению к фирме и к высокому качеству работы;
-
формирование организационной культуры и фирменного стиля;
-
воспитание работников как представителей фирмы, носителей ее имиджа и культуры.
Главнейшей задачей внутрифирменной PR-работы является обеспечение двух потоков информации: «сверху» и «снизу».
Вовне и внутри бизнес-PR проецирует имидж успешно работающего предприятия, и этот имидж сотрудники несут дальше, работая наравне с другими информационными носителями.
Багаев А.Н. дает следующее определение PR: «PR – это управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования данной организации.» [2, c.116-117]
Правильно налаженная программа внутренних коммуникаций организации требует регулярного внимания и участия в ней руководства, определенных и достаточных средств, отводимых на ее осуществление, штатных сотрудников для ее реализации и продуманных методов оценки ее эффективности.
Особое значение внутренняя коммуникация приобретает в крупных организациях, в том числе в бизнесе. Видов таких коммуникационных материалов достаточно много, и от организации зависит, какие именно окажутся наиболее востребованными в каждом отдельном случае.