logo
научная работа

2.3 Мировые бренды на отечественном рынке.

В Казахстане построено 150 партнерских сетей, работает больше 1000 франчайзинговых объектов. На рынке появились национальные бренды, также растут импорт и экспансия франчайзинговых компаний из соседних стран. За последние годы в несколько раз увеличилось количество российских франчайзинг предложений для Казахстана. Первые франчайзинговые бизнес идеи в Казахстане появились одновременно с приходом в страну мирового бренда Coca-Cola. Завод был построен по сублицензии турецкого франчайзи в 1994 году. Так началась история франчайзинга в Казахстане. Знаменитый напиток стал присутствовать в республике не в качестве импорта, а как национальный продукт, поскольку в его производстве задействованы местные жители. В том же году открылся казахстанский отель «Рахат Палас» - 5*, который в последствие стал работать под франчайзинговым брендом международной сети «Hayatt Regency».

В 90-ые годы многие бизнес идеи в Казахстане стали продвигаться именно по франчайзингу. Чаще по этой схеме открывались бутики модной одежды. Например, во второй половине 90-х появился первый магазин Adidas. Признаки франчайзинга прослеживались и в деятельности местной компании «Сеймар». В конце 90-х ее торговые точки оформлялись в едином стиле, присутствовали логотип и торговая марка. Арендаторами выступали независимые предприниматели – дилеры или франчайзи.

В 1999 году была запущена гостиница «Анкара», которая сегодня работает по франшизе сети InterContinental. В тот же год в Алма-Ате открылось первое кафе «Баскин Роббинс» по субфраншизе из России. Тогда же свои двери открыл торговый комплекс «Рамстор », который в дальнейшем построил франчайзинговую сеть гипермаркетов.

Бурное развитие франчайзинг в Казахстане продолжил в 2002 г. В этот год:

-вышел закон о франчайзинге;

-основана КАФ – Ассоциация франчайзинга Казахстана;

-запущен проект, цель которого – формировать национальные бренды, создавать франшизы Казахстана. Бесплатно проводились семинары, раздавались учебные пособия. Был организован визит вице-президента Международной Ассоциации франчайзинга, что содействовало установлению деловых контактов между американскими франчайзерами и казахстанскими предпринимателями.

В результате в 2002 году повысился уровень информированности местных бизнесменов, открылся целый ряд франчайзинговых предприятий. Спустя 3 года, в 2005 году, состоялась первая специализированная выставка. Франчайзинг предложения Казахстана стали неотъемлемым атрибутом национального бизнеса в целом. Данной отрасли стали посвящать публикации и выступления в СМИ. Оказало поддержку и правительство, запустив программу финансирования франчайзинга. Меры по господдержке прописаны во многих программах, направленных на развитие предпринимательства. За период 2003-2007 годовой оборот франчайзинга в Казахстане вырос в 3 раза. Увеличивалось число рабочих мест, созданных именно во франчайзинговых компаниях.

Однако в республике нет единой организации, которая регистрировала бы всех франчайзеров. Не все компании заявляют, что в основе их деятельности лежат франшиза Казахстана или другой страны. Поэтому статистика отрасли приблизительная. Франчайзинговые договоры регистрируются в Минюсте, но не все предприниматели следуют этой практике.

На современном этапе бизнес идеи в Казахстане имеют все шансы развиваться по самому успешному в мире формату – франчайзингу. Этому способствуют:

-относительно незаполненность ниши франчайзинга;

-быстрый рост экономики;

-увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП;

-внедрение передовых бизнес-технологий и др.

Казахстан – одна из немногих стран, в которой есть специальный закон в сфере франчайзинга. Например, франчайзинг в Украине и России участники отрасли руководствуются Гражданским кодексом. Однако эксперты считают, что франчайзинг не любит ограничений, поэтому специальный закон может скорее мешать, чем помогать.

Кроме «Закона о комплексной предпринимательской лицензии», франчайзинг в Казахстане регулируется ГК. Также в республике действует закон о товарных знаках. Развитию бизнес-формата способствуют следующие организации:

-Казапатент – Институт Интеллектуальной Собственности;

-CAFLA – Центрально-Азиатское агентство по развитию франчайзинга;

-Даму – Фонд развития малого предпринимательства, который предоставляет льготное кредитование франчайзи;

-НАП – Независимая Ассоциация Предпринимателей, занимается популяризацией франчайзинга в Казахстане, проводит семинары, организует выставки.

Не смотря на благоприятные экономические и политические условия, в Казахстане существует множество проблем, мешающих еще более динамичному развитию франчайзинга. Среди них:

-высокая цена на недвижимость, что делает бизнес идеи в Казахстане мало окупаемыми;

-отсутствие государственных льгот;

-недостаточная защита интеллектуальной собственности;

-непрозрачность казахстанского предпринимательства;

-все еще недостаточная информированность о франчайзинге;

-неразвитость фондового рынка, местное население не рассматривает этот ресурс, как источник инвестирования. Вместе с тем, в стране накопилась огромная денежная масса, которая, в основном, затрачивается на недвижимость.

А ведь достойным объектом инвестирования во всем мире считается предпринимательство и, в частности, франчайзинг. Но в Казахстане еще недостаточное количество людей вовлечено в предпринимательскую активность.

Непосредственное соседство с Китаем также влияет на развитие франчайзинга в РК. С производителями Поднебесной трудно конкурировать в себестоимости товаров. Еще одна проблема – франшиза в Казахстане не может быть куплена в кредит. Многие франчайзинговые предприятия начинают приносить прибыль через 1-4 года. С существующими процентными ставками в кредит разумно открывать только бизнес, основанный на купле/продаже. Несмотря на финансовые проблемы, бизнес идеи в Казахстане все же реализуются по франчайзингу. Люди создают инвестиционные пулы, консолидируются, открывают магазины, кафе, аптеки, объединившись с родственниками. В республике наиболее развит товарный франчайзинг. По франшизе открываются магазины одежды, парфюмерии, медицинские центры, предоставляются риэлтерские услуги. Популярны и ресторанные франшизы в Казахстане. Одна из основных особенностей отрасли – это сублицензионность. Владельцы международных брендов, в большинстве своем, не желают сотрудничать с местными предпринимателями напрямую, поэтому работают через российские или турецкие компании, которые владеют мастер-франшизой (субфраншизой). Казахстанские франчайзи в этом случае становятся субфранчайзи.

Львиная доля франчайзинг предложений для Казахстана поступает из России. Их количество будет расти и дальше. Российские франчайзеры на своем примере убеждают местных бизнесменов в эффективности данного бизнес-формата. То есть за счет франшиз из России казахстанские бизнесмены видят, как это работает.

Еще одна особенность – в Казахстане мало примеров сотрудничества крупных компаний с мелкими. Франчайзинг предусматривает передачу бренда, технологий и т.п. от известного и солидного предприятия мелким и средним фирмам. В Казахстане же крупные компании чаще открывают собственные филиалы, чем франчайзинговые точки.

Пальма первенства, конечно, принадлежит России, на втором месте по популярности франшизы из США. Хотя до 2007 года все было наоборот. Российская франшиза в Казахстане не нуждается в адаптации. Причина в схожести менталитетов, едином языке. С другой стороны, меньшее присутствие на местном рынке франчайзинговых предложений из других стран объясняется: неактивной позицией казахстанских бизнесменов на международном рынке франчайзинга; недостаточной плотностью населения, немногочисленным потребительским рынком – эти обстоятельства не являются привлекательными для иностранных инвесторов.

Свои бизнес идеи в Казахстане реализовали 65 российских франчайзеров. Среди них «Оранжевый слон», «33 пингвина», «Бегемотик», «Эконика», «Красный куб», «Шоколадница» и др. В ближайшее время на рынок Казахстана планируют выйти еще 30 российских брендов. В 2011 году количество объектов, открытых по франшизам из РФ, перевалило за 400 – это салоны красоты, фитнес-клубы, риэлтерские, рекламные, брачные, консалтинговые агентства, рестораны, кафе, магазины одежды, ювелирных украшений, мебели, спорттоваров.

США развивает в Казахстане 36 сетей, в которые входит 250 франчайзинговых точек. Американские франшизы уступили в количестве, но значительно обогнали по обороту. Их доля – самая значительная в общем обороте франчайзинга. Это и не удивительно, ведь в стране присутствует такой мега бренд, как Coca-Cola. В России построено 16 заводов Coca-Cola, но все они являются собственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» - дочерней компании греческой Соса-Cola Hellenic Bottling Company S.A. То есть не работают по франчайзингу. «Баскин Роббинс» тоже вносит весомый вклад в оборот американского франчайзинга, хоть и продвигается российской компанией. Вслед за Россией и США по присутствию брендов в Казахстане идут европейские страны: Великобритания, Германия, Франция, Италия. «Европейский блок» представляет 82 франшизы, по ним открыто 276 точки. В основном, это модные бутики, салоны красоты, магазины парфюмерии. Так же свои бизнес идеи в Казахстане продвигают инвесторы из Турции, Израиля, Японии, Австралии и др.