logo
Кружок по математике

2.3 Возможности математического содержания в развитии познавательных способностей у младших школьников - математический материал, классификация, возможности

Для разработки программы математического кружка мы провели следующую работу:

• проанализировали наличие и содержание программ действующих математических кружков в школах, лицеях и гимназиях;

• проанализировали рабочую программу по математике «Школа России» для 2 класса;

• изучили публикации журнала «Начальная школа» о работе математических кружков;

• отобрали популярные современные телешоу, используемые в настоящем исследовании как формы организации кружковых занятий.

В городе Перми далеко не во всех школах есть математические кружки. В большинстве образовательных организаций внеурочная деятельность, связанная с развитием познавательного интереса, представлена общеинтеллектуальными играми и проектной деятельностью (гимназия № 5, гимназия № 31, школа № 91, школа № 114, школа № 73) [35, 36, 37].

Подробнее рассмотрим некоторые пермские школы и гимназии, работающие на развитие математических способностей младших школьников за счет внеурочной деятельности. В гимназии № 17 действует целое направление «Математика и гармония», в рамках которого работают коллективы «Оригами», «Решение олимпиадных задач по математике», «Научно-исследовательская работа», «Удивительные многогранники», которые ведет кандидат педагогических наук Галина Геннадьевна Шеремет, преподаватель ПГГПУ и ПГУ. Кружки разновозрастные, для обучающихся 2 – 11 классов [39].

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 50 с углубленным изучением английского языка» города Перми платно предлагает увлечь ребенка математикой в рамках нескольких кружков:

• «Развивающая математика» (данные о содержании курса не представлены на сайте организации);

• «Интеллектуальные витаминки». Цель курса: формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий школьников. Курс внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 класса. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объёмом в 132 часа, 1 час в неделю.

Каждое занятие состоит из восьми заданий, каждое из которых направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности: работа с числом, словесная гибкость, вербальное восприятие, пространственное мышление, готовность к перцепции, способность к рассуждению, системный анализ (стратегическое планирование), продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи).

• Университетский класс по двум профилям «Математика - информатика» и «Математика - обществознание» на базе «Научно-исследовательского университета Высшая школа экономики» факультет довузовской подготовки [8].

В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Начальная школа «Мультипарк»» ведется кружок «Занимательная математика» во вторых классах. Целью программы кружка является

формирование и развитие логического мышления, научение обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать, развитие гибкости мышления учащихся. В содержание входят тренировка памяти, задачи геометрического характера, нестандартные задачи логического характера и алгебраического характера, игра А.А. Зака.

Обучающимся 4 классов предлагается кружок «Интеллектуальные витаминки» по программе, используемой и в школе № 50 [7].

Из обзора можно увидеть, что не во всех образовательных организациях уделяется внимание математическому образованию, тем более привлечению младших школьников в увлекательной форме к математической деятельности, погружению в удивительный мир математики. Это подтверждает актуальность разработки программы кружка «Математика в играх».

Разработке программы кружка по предмету предшествовала работа по анализу учебного материала курса математики 4 класса в целях определения содержания занятий кружка.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, сборника рабочих программ по математике и на основе авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягиной и М.А. Бантовой «Математика», руководствуясь Уставом и учебным планом МБОУ «Троельжанская СОШ » на 2016-2017 учебный год. В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Учитель, основываясь на оставляющих желать лучшего результатах контрольных, самостоятельных и текущих работ обучающихся отвел на тему «Числа и действия над ними» большее количество часов, чем заложено программой.

Основной идеей рабочей программы является «открытие младшим школьникам удивительного мира чисел и их соотношений; геометрических фигур, величин и математических закономерностей», ведь в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических.

Согласно рабочей программе в результате обучения математике обучающиеся достигнут следующих целей:

• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

• развитие числовой грамотности учащихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике», то есть арифметике, опосредствованной символами и знаками;

• формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной ёмкости арифметического материала;

• формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;

• развитие умений измерять величины (длину, время) и проводить вычисления, связанные с величинами (длина, время, масса);

• знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);

• математическое развитие учащихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

• освоение эвристических приёмов рассуждений и интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуаций, сопоставлением данных;

• развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности учащихся;

• расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета «Математика», развитие умений применять математические знания в повседневной практике.