1.3 Дидактические условия развития познавательных способностей - формы, средства и методы
Активизация познавательной деятельности при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
В первом случае речь идет о самостоятельной познавательной деятельности учителя и учащихся. А во втором – о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности мы включили интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.
На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения. Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения, влияющих на развитие самостоятельности учащихся, является одной из основных задач учителя.
Если проанализировать познавательные и дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развитие игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях в учреждении дополнительного образования, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Такие игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Руководство игрой требует большого педагогического мастерства [27]; [76]. Отбирая игры, руководитель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью. Соответствует ли дидактическая задача игры программному содержанию. Вначале педагог разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятия либо упражнения. Педагог детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Необходимо тщательно подготовится к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, наметить задачи, а так же на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание.
Обучающие игры нужно тщательно подбирать их к определенному программному содержанию.
Для правильного планирования игр педагогу, прежде всего, самому надо убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Лишь в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с детьми.
Организуя и направляя познавательную деятельность детей, педагог помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир. Это и одно из средств формирования у детей устной речи [28]; [33] .
В процессе дидактических игр природоведческого содержания развивается не лишь речь, мышление и внимание детей, но создаются благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях животных и растений. Дети полнее осознают изменения, которые происходят в природе в эти периоды в жизни животных и мире растений.
Разновидностью интеллектуально-познавательной игры являются дидактические игры. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой.
В российской педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты. Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на уроках, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой либо детским садом: не лишь дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит большие возможности в этом плане.
- Введение
- 1. Теоретические аспекты
- 1.1 Познавательные способности - понятия, закономерности, механизмы
- 1.2 Особенности развития познавательных способностей младших школьников
- 1.3 Дидактические условия развития познавательных способностей - формы, средства и методы
- 2. Анализ причин
- 2.1 Кружковая работа как форма организации внеурочной деятельности в начальной школе - особенности, программа по математике "Умники и умницы"; 2 класс
- 2.3 Возможности математического содержания в развитии познавательных способностей у младших школьников - математический материал, классификация, возможности
- 2.3 Методические приемы развития познавательных способностей у младших школьников на математическом содержании
- Заключение
- Список использованных источников