11.4. Работа служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации
Характеристика средств массовой информации
Для успешной деятельности организациям и предприятиям, особенно крупным, со значительными объемами деятельности, приходится постоянно развивать свои связи с общественностью и в связи с этим работать со средствами массовой информации (СМИ). Средства массовой информации — это организационно-технические комплексы, оперативно передающие различного рода информацию на широкую аудиторию. В зависимости от средства информация может передаваться текстом в устной или письменной форме, визуальным образом или музыкой.
В настоящее время широкое распространение получили следующие средства массовой информации:
— информационные агентства;
— пресса;
— радио;
телевидение;
— Интернет.
Информационные агентства — это организации, собирающие и, как правило, на платной основе обеспечивающие новостями средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), государственные, общественные и коммерческие учреждения.
Широко, например, известно крупнейшее информационное агентство США Associated Press (АР). Оно имеет более 80 бюро в различных странах мира и более 140 — в США. Это агентство обслуживает более 15 тысяч клиентов (газеты, журналы, теле-, радиокомпании, государственные организации и т.д.) во всем мире. Информацию от АР получают МИД РФ, ИТАР-ТАСС, ряд российских газет, телекомпаний и т.д.
Вторым по величине информационным агентством США и конкурентом АР является не менее известное United Press International (UPI), имеющее 146 отделений в США и более 80 за их пределами.
В Москве еще в начале 90-х годов насчитывалось 16 российских информационных агентств. Среди них наиболее известны РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, «Прайм»-ТАСС, «Интерфакс», информация которых широко используется различными средствами массовой информации.
Существуют и такие информационные агентства, которые занимаются мониторингом средств массовой информации по заказу отдельных организаций и предприятий. Мониторинг — это отслеживание, анализ и оценка сообщений печати, радио, телевидения. Такие агентства могут предоставить подборку материалов газет, журналов по любому вопросу и о любой компании; В США, например, имеется такое агентство — пресс-клипинг бюро Burrel, которое отправляет ежедневно своим клиентам до 50 тыс. клипов-подборок (clip — нарезка, вырезка). Бюро подписано на 1700 ежедневных и 8300 еженедельных газет, 6300 журналов и на другие публикации. Цена услуги бюро составляет 200 долларов в месяц и, кроме того, 1 доллар за каждый клип.
В США имеются компании, которые занимаются круглосуточным мониторингом основных радио- и телестанций.
Во многих городах России уже десятки лет назад существовали небольшие информационные агентства, которые за определенную плату отслеживали в печати для заказчика (физического или юридического лица) определенную им информацию и поставляли ее в полном объеме, комплекте. Такую подборку клипов из газет, телерадиопередач о какой-либо организации или виде деятельности можно организовать во многих городах России.
Каждое предприятие стремится распространить о себе положительную информацию, создать общественное мнение. Вместе с тем для предприятия представляет интерес информация о деятельности других, идентичных им фирм, их конкурентов, а также вся информация в СМИ о них самих.
Мониторинг СМИ может вестись предприятиями не только для оценки общественного мнения собственной деятельности. Он весьма полезен для анализа и использования опыта других предприятий, конкурентов в решении своих проблем, повышения конкурентоспособности и т.д.
Пресса — это массовые периодические печатные издания, к которым относятся газеты и журналы. Только в Москве выходит около 600 периодических изданий. Наиболее массовой является еженедельная газета «Аргументы и факты», тираж которой даже в условиях экономического кризиса составил в конце 1998 г. более 3 млн. экземпляров. В США издается более 1650 только ежедневных газет.
Ведущие газеты мира имеют свои бюро в различных зарубежных странах. Например, в Москве работают бюро таких американских изданий как еженедельный журнал «Time» (тираж 4 млн. экз. объемом 80-100 стр.), газет «Wall Street Jornal» (2 млн. экз.), «New York Times» (1,2 млн. экз.), «Business Week» (1 млн. экз.) и т.д.
Газеты публикуют в основном информацию о текущих актуальных событиях, обзорно-аналитические материалы. Немало площади отводится рекламно-информационным материалам. Например, содержание американских и немецких газет на 50-70% состоит из материалов, присылаемых специалистами по ПР различных организаций. Объем газеты колеблется в широком диапазоне, от 2 до 100 и более страниц.
Газеты различаются:
• по периодичности выхода — ежедневные (утренние, вечерние); воскресные; еженедельные;
• по масштабам — центральные или общенациональные; региональные; местные (областные, районные, городские); корпоративные (компаний, вузов и т.д.);
• по профилю (массовой ориентации; специализированные; отраслевые).
Как правило, каждая газета имеет свою аудиторию определенной численности, социально-демографического профиля. Специалисты в области ПР, подготавливая рекламно-информационный материал о своей фирме, должны четко себе представлять на какой контингент (социальную группу, численность) читателей они должны ориентироваться и, следовательно, в какую газету следует обращаться со своим материалом.
Радио, как и пресса, в значительной мере пользуется информацией, предоставляемой информационными агентствами. Эта информация редакторами преобразуется в тексты для радиовещания.
Только в Москве зарегистрировано более 30 российских и около 90 иностранных теле- и радиокомпаний.
Радио имеет преимущества перед прессой в том, что оно охватывает широкие массы населения. Его слушают в автомобильных поездках, в свободное время и даже во время рабочего процесса.
Телевидение не только сочетает в себе информацию, доносимую звуком, но и в виде изображения.
К началу 2001 г. в целом в России насчитывалось более 600 телекомпаний.
Около 80 иностранных телерадиокомпаний имеют в Москве свои бюро. Среди них такая известная частная телекомпания как CNN (Cable News Network). Она существует на отчисления от абонентской платы кабельных передач и доходов от рекламы. Компания работает 24 часа в сутки и ведет передачи для более чем 150 стран различных континентов.
Хорошо известна во всем мире государственная телерадиокомпания Великобритании ВВС (British Broadcasting Corporation), имеющая свое представительство в России. Объем ее вещания составляет 785 часов в неделю. Служба иностранного вещания ВВС, созданная в 1938 г., ведет передачи на 46 языках мира.
Интернет является сравнительно новым информационным средством, постепенно превращающимся в средство массовой информации. Через Интернет можно пользоваться письменными текстами, звуком речи, музыкой, движущимися цветными изображениями (анимацией). Число пользователей этой международной информационной системы стремительно растет. Если в .1996 г. по крайней мере раз в неделю к Интернету подключались 61 млн. человек, то в 1998 г. - 147 млн. граждан разных стран. Предполагается, что в 2010 г. число пользователей глобальной компьютерной сети возрастет еще в несколько раз и будет превышать 800 млн. человек
В 1998 г. на долю США приходилось 52 процента всех пользователей Интернетом на планете, или 76,5 млн. человек, в Японии - 9,8 млн., в Великобритании-8,1, Германии -7,1, в Канаде - 6,5, в Китае - более 2 млн. Совокупная сумма европейских государств в мире Интернета составила в 1998 г. более 36 млн. пользователей. Интересно отметить, что в скандинавских странах число пользователей Интернетом на душу населения выше, чем где-либо, даже чем в США. По некоторым данным, в России насчитывается свыше 2 млн. пользователей Интернета
Для поиска информации в сети Интернет служит информационно-поисковая система Word Wide Web (WWW — всемирная паутина), предлагающая информацию в мультимедийной форме от текста до видеоизображения и звуков.
Применение сети Интернет в бизнесе началось с услуг электронной почты, которые использовались для связи с отделениями больших компаний при рассылке документации. Следующим направлением использования Интернет в бизнесе стала реклама, рассылаемая в режиме электронной почты потенциальным покупателям. Примером использования Интернет в рекламных целях является фирма IBM. Весной 1996 г. компания потратила многие десятки тысяч долларов, рекламируя в российской прессе свою WEB-страницу. Торговые предприятия используют Интернет в основном для рекламы товаров и для организации диалоговой торговли. Интернет широко используется в области оптовой торговли. Многие российские компании имеют собственные Web-серверы, например, Российская продовольственная сеть. Услуги электронной почты являются самыми массовыми в рамках Интернет. Объем их в середине 2001 г. составлял до 50 тыс. сообщений в секунду.
Для крупных российских фирм сегодня уже невозможно организовать широкие форумы (пресс-конференции, переговоры и т.д.) без использования глобальной сети Интернет, которая объединяет в своем составе свыше 100 тысяч различных сетей.
Использование Интернет приносит коммерческим структурам значительную экономию, так как снижает рекламные затраты — на 60%, полиграфические — на 40%, консультационные — на 50% и транспортные затраты — на 80%:
Информационные материалы паблик рилейшнз
В целях обеспечения стабильного положительного к себе отношения предприятия должны регулярно предоставлять прессе различные информационные материалы. В связи с переходом России в условия рыночной экономики в нашей стране широко распространяются новые средства работы на рынке, понятия, лексика. Появились новые для нас и информационные материалы ПР. К ним относятся следующие:
1. Бэкграундеры (backgrounder) — информационные данные не сенсационного характера, отражающие текущие события каких-либо организаций и предприятий. Это может быть информация о проведении ВУЗом «дней открытых дверей», сообщения о круглосуточной работе магазинов какой-то фирмы, или, например, расширении ассортимента продажи предприятием стройматериалов и т.д.
2. Ньюз-релиз или пресс-релиз (new-release, press-release) — сообщение для печати, содержащее важную новость или полезную информацию для широкой общественности. Это может быть сообщение об открытии крупного магазина, какого-то учреждения, представляющее интерес для широкой публики.
3. Медиа-кит (media-kit) — комплект нескольких видов информационных материалов, распространяемых в широкой аудитории через прессу. Кит (комплект) может представлять собой материалы, выполненные в виде перечня вопросов и ответов.
4. Фитче (feature) — сенсационный, развлекательный материал. Эта статья излагается в увлекательной, юмористической форме с возможным использованием анекдотов, смешных, занимательных ситуаций. Вместе с тем она должна нести для широкой публики полезную деловую информацию.
5. Кейс-история (case history) — случай, сюжет из истории деятельности предприятий, которые должны играть на повышение авторитета предприятия. При этом описанный в кейс-истории опыт должен представлять общественный интерес и использоваться другими предприятиями. Здесь следует показать, какими средствами была решена проблема, какие положительные результаты были получены в результате её решения.
6. Именные статьи (by-liner) по каким-либо проблемам пишутся специалистом. Подписываются и публикуются, как правило, под именем руководителя фирмы. Такие именные, авторские статьи представляют руководителя в качестве эксперта, значительно повышают авторитет руководства фирмы и самого предприятия.
7. Обзорные статьи (round-up article), как правило, посвящены относительно крупным проблемам. В зависимости от масштабности деятельности предприятия, его работники могут представить проблемы и пути их решения на уровне региона, страны, своей отрасли. Такие статьи издательства обычно публикуют с большой охотой.
8. Заявление какого-либо предприятия в прессе обычно связано с необходимостью объяснить его политику в каком-либо вопросе, сложившуюся ситуацию. Заявление может носить оборонительный характер, чтобы избежать каких-либо нежелательных последствий.
9. Интервью — беседа в форме вопросов и ответов, диалог между человеком, владеющим информацией, и журналистом, желающим ее получить.
10. Репортаж; — представление содержания события от имени лица, являющегося непосредственным свидетелем или участником события.
11. Брифинг — короткая, сжатая во времени встреча руководства учреждения с журналистами. Брифинг носит односторонний оповещательный характер с иллюстрацией конкретных фактов. Это та же пресс-конференция, но без комментариев.
Работа служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
Средства массовой информации в России работают на основе законов «О средствах массовой информации», «О связи», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации». Помимо законов деятельность СМИ определяется многочисленными указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными инструкциями. В своей работе со СМИ все предприятия и учреждения должны всегда основываться на этих документах.
Главной задачей для служб ПР является налаживание контактов со СМИ и влияние через них на свою общественность (аудиторию). Для этого служба ПР должна проводить следующую работу:
— сбор и анализ информации, опубликованной СМИ;
— предоставление информации для СМИ;
Важной задачей предприятия является завоевание им симпатий СМИ. Специалисты ПР должны стремиться дирижировать отношениями между своей фирмой и СМИ. Формируя отношения со СМИ, фирма должна определить четкую политику взаимодействия с ними. Эта политика предусматривает соблюдение службой ПР следующих правил:
— быть всегда доступной для контактов со СМИ;
— предоставлять материалы для СМИ, на основе которых журналисты готовят материал для публикаций;
— передавать заблаговременно информацию для СМИ, чтобы дать им возможность изучить и своевременно опубликовать ее;
— сообщения для СМИ должны быть точными, понятными, отвечать принятым нормам;
— сообщения должны быть объективными, без преувеличений и искажений;
— следует немедленно реагировать на ложные слухи, ошибочные факты и опровергать их.
Служба ПР должна координировать работу со СМИ со своим руководством и всегда придавать своей информации нужный оттенок.
- Глава 1 предмет, метод и задачи курса «рекламная деятельность»
- 1.1. Понятие, сущность и задачи рекламы
- 1.2. Предмет и методологические основы курса
- 1.3. Межпредметные связи курса
- Глава 2 история возникновения и развития рекламы
- 2.1. Реклама в государствах Древнего мира
- 2.2. Развитие рекламы в Западной Европе и сша
- 2.3. Реклама в России
- Глава 3 социально-психологические основы рекламы
- 3.1. Реклама как метод управления людьми
- 3.2. Процесс воздействия и восприятия рекламы
- 3.3. Психология потребительской мотивации поведения покупателя
- Глава 4 основные средства маркетинговых коммуникаций
- 4.1. Понятие системы маркетинговых коммуникаций и ее роль в комплексе маркетинга
- 4.2. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
- 4.3. Коммерческая пропаганда
- 4.4. Стимулирование сбыта
- 4.5. Личная продажа
- Глава 5 правовое регулирование рекламной деятельности
- 5.1. Роль Федерального закона «о рекламе» в организации и управлении рекламной деятельностью
- 5.2. Основные нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ и услуг
- 5.3. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу
- 5.4. Кодекс рекламной практики
- Глава 6 классификация рекламных средств
- 6.1. Основные признаки классификации рекламных средств
- 6.2. Основные элементы средств рекламы и требования, предъявляемые к ним
- 6.3. Выбор рекламных средств
- Глава 7 рекламные средства и их применение
- 7.1. Реклама в прессе
- 7.2. Печатная реклама
- 7.3. Аудиовизуальная реклама
- 7.4. Радио- и телереклама
- 7.5. Выставки и ярмарки
- 7.6. Рекламные сувениры
- 7.7. Прямая почтовая реклама
- 7.8. Наружная реклама
- 7.9. Мероприятия паблик рилейшнз
- 7.10. Компьютеризированная реклама
- I. Реклама в прессе:
- 8.2. Художественное оформление рекламных объявлений
- 8.3. Выбор средств распространения рекламы
- Преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы
- Глава 9 организация рекламы в магазине
- 9.1. Внешняя реклама магазина
- 1. Стремитесь привлечь и удержать внимание.
- 9.2. Интерьер магазина как средство рекламы
- 9.3. Рекламные мероприятия в магазине
- 9.4. Витрины как средство рекламы
- 9.5. Оформление витрин образцами различных товарных групп
- Глава 10 рекламная деятельность оптовых и производственных предприятий
- 10.1. Рекламная деятельность оптовых предприятий
- 10.2. Рекламная деятельность промышленных предприятий
- 10.3. Сотрудничество в рекламной деятельности промышленных, оптовых и розничных предприятий
- Глава 11 организация паблик рилейшнз на предприятии
- 11.1 Понятие и сущность паблик рилейшнз
- 11.2. История развития паблик рилейшнз
- 11.3. Цели, задачи и функции паблик рилейшнз
- 11.4. Работа служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации
- 11.5. Отношения предприятий с потребителями
- 11.6. Организация мероприятий паблик рилейшнз
- Глава 12 организация и управление рекламной деятельностью на рынке товаров, работ и услуг
- 12.1. Рекламные агентства и их функции
- 12.2. Организация взаимоотношений участников рекламного процесса
- 12.3. Планирование рекламной работы на предприятии
- 12.4. Организация и планирование рекламных кампаний
- Глава 13 товарные знаки
- 13.1. Понятие фирменного стиля, его составные элементы
- 13.2. Понятие товарных знаков и требования, предъявляемые к ним
- 13.3. Порядок регистрации товарных знаков
- 13.4. Коллективный знак
- 13.5. Использование товарного знака
- 13.6. Передача товарного знака и прекращение правовой охраны товарного знака
- Глава 14 эффективность рекламной деятельности
- 14.1. Экономическая эффективность рекламных мероприятий
- 14.2. Психологическая эффективность применения средств рекламы
- Краткий словарь терминов
- Литература