2.2 Методика физического воспитания детей школьного возраста
Формы занятий физическими упражнениями со школьниками. В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы построения занятий физическими упражнениями. Они могут проводится в школе, в системе внешкольных учреждений и в семье.
Формы занятий физическими упражнениями в школе:
1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:
а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;
б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.[7, c.49]
Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 3 раза в неделю по 40 – 45 мин каждый.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей (форм) занятий.
Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7 – 9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6 – 7 мин (в младших классах – не более 5 – 6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2 – 3 недели, т.е. 2 – 3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде – в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе [27, c.13].
Физкультминутки и физкулътпаузы на уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3 – 5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4 – 6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1 – 2 мин.
В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда).
Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию [20, c.34].
Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья; закаливание организма учащихся; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Физкультурные занятия в группах продленного дня проводятся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть – подготовительная (10 – 15 мин). Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть – основная (от 30 до 60 мин, в зависимости от общего времени занятия). Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физические упражнения). Третья часть – заключительная (5 – 7 мин). В основном направлена на организованное окончание занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале его и постепенное снижение к концу. Организация физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня.
3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:
1) спортивные секции по видам спорта;
2) секции общей физической подготовки;
3) секции ритмической и атлетической гимнастики;
4) школьные соревнования;
5) туристские походы и слеты;
6) праздники физической культуры;
7) дни здоровья, плавания и т.д.[8, c.56]
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.
Формы проведения занятий физическими упражнениями в системе внешкольных учреждений:
В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.
1. Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР).
2. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.
3. Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (прогулки, водные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в общелагерных спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.
4. Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.
5. Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).
6. Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных базах) [10, c.30].
Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях.
Формы проведения занятий физическими упражнениями в семье:
К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:
1) утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);
2) физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30 – 35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40 – 45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста;
3) индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях:
– силовая (атлетическая) гимнастика;
– оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);
– стретчинг, калланетика и др.;
4) активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.;
5) участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я – спортивная семья) и викторинах;
6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями.
В работе по физическому воспитанию детей школьного возраста необходимо учитывать анатомо-физические особенности развития организма в различные возрастные периоды развития [14, c/56].
Методические особенности работы по физическому воспитанию учащихся 1 – 4 классов (6 – 9 лет).
Необходимо избегать:
- больших нагрузок на позвоночник;
- одностороннего напряжения мышц;
- сильных сотрясений тела;
- перенапряжение мышечной системы и суставно-связочного аппарата, ограничить использование упражнений с натуживанием и большим сопротивлением;
- чрезмерных нагрузок в беге и других движениях циклического характера;
Уделять особое внимание:
- упражнениям на формирование и укрепление осанки, профилактике плоскостопия;
- укреплять мышцы спины и брюшного пресса;
- согласовывать упражнение с дыханием;
- обучение навыку правильного дыхания;
- переключению с одного вида деятельности на другой;
Использование целостного и игрового методов обучения;
- распоряжениям и указаниям (в меньшей мере командам);
- разнообразию двигательной деятельности;
- чередование практических интенсивных физических нагрузок с достаточными для отдыха нагрузками;
- строгой дозировке нагрузок для девочек [16, c.45].
Методические особенности работы по физическому воспитанию учащихся 5 – 9 классов (10 – 15 лет):
Необходимо избегать:
- чрезмерных физических нагрузок;
- слишком резких движений;
- необходимых наказаний или, наоборот, слишком частых похвал.
Широко использовать:
- чередование интенсивных физических нагрузок с дыхательными упражнениями;
- упражнения для воспитания навыка углубленного дыхания;
- чередование бега с ходьбой;
- систему подводящих и подготавливающих упражнений;
индивидуальных подходов в подборе физических нагрузок;
- командные подвижные и спортивные игры;
- страховку;
- различные физические упражнения и дозировку для мальчиков и девочек.
Методические особенности для работы по физическому воспитанию учащихся 10 – 12 классов (16 – 18 лет) [18, c.47].
Следует избегать:
- на занятиях физической культурой с девочками избегать упражнений вызывающих повышение внутрибрюшного давления (упражнение с напруживанием, подниманием тяжестей, с задержкой дыхания, прыжков в глубину);
- повышение интенсивности физических нагрузок выше 80 – 85%;
Применять:
- занятия с характером спортивных тренировок;
- упражнения для развития общей скоростной выносливости, повышения работоспособности;
- различные виды аэробики, которые выполняются под музыку;
- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля;
- дозирование нагрузок в зависимости от пола.
- Содержание
- Глава 1 Теоретические основы физического воспитания детей школьного возраста…………………………………………………………………………….5
- Глава 2 Методические основы физического воспитания детей школьного возраста…………………………………………………………………………...14
- Введение
- Глава 1 Теоретические основы физического воспитания детей школьного возраста
- 1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей школьного возраста
- 1.2 Значение физического воспитания для детей школьного возраста
- Глава 2 Методические основы физического воспитания детей школьного возраста
- 2.1 Задачи и средства физического воспитания детей школьного возраста
- 2.2 Методика физического воспитания детей школьного возраста
- Заключение
- Список литературы