2.1. Система локальных актов средней общеобразовательной школы.
Локальный акт общеобразовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации61.
Рассмотрим подробно признаки (а 2-ой ?), которые отличают локальные акты от любых других документов:
1) во-первых, можно отметить, что любой локальный акт образовательного учреждения - это официальный правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты, такие как:
а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила поведения обучающихся);
б) дату издания;
в) порядковый (регистрационный) номер;
г) подпись уполномоченного должностного лица;
д) в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения.
Документы образовательной организации, у которых отсутствуют какие-либо признаки из числа перечисленных выше (документы без официальных реквизитов, принятые некомпетентным должностным лицом либо с нарушением предусмотренного порядка, противоречащие законодательству, регулирующие отношения, складывающиеся вне образовательной организации), не могут считаться локальными актами и тем самым не могут регулировать поведение участников образовательного процесса.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом.
Издание локальных нормативных актов (правотворчество) образовательной организации представляет собой деятельность органов управления образовательной организации по подготовке и принятию локальных нормативных правовых актов либо решений об отмене или изменении действующего локального акта или локальной правовой нормы.
Следует отметить, что в данном случае образовательной организации, обладающей свойством автономии, предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это компетенция образовательной организации.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, регламентирующие:
1) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности;
2) правила приема обучающихся;
3) режим занятий обучающихся;
4) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
5) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
6) порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
К локальным актам, прежде всего относится Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 105».
В уставе указано:
-
наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения;
-
учредители;
-
организационно-правовая форма;
-
цели образовательного процесса, типы, виды реализуемых программ;
-
основные характеристики образовательного процесса;
-
структура финансовой и хозяйственной деятельности;
-
порядок управления образовательным учреждением;
-
права и обязанности участников образовательного процесса.
Кроме того, современное законодательство выделяет еще ряд требований к уставу образовательного учреждения. В.Ю.Матвеев систематизирует такие дополнительные нормы в три группы62:
К первой группе относятся следующие требования:
-
Закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27);
-
Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30);
-
Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);
-
Определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101);
-
Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).
Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией.
Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:
-
Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34);
-
Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44);
-
Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47);
-
Установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51);
-
Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).
Ко второй группе относятся следующие требования:
-
Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33);
-
Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50);
-
Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51);
-
Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).
И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:
-
Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26);
-
Право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28);
-
Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102).
- Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха педагогических работников Выпускная квалификационная работа
- Содержание
- Глава 1. Регулирование рабочего времени и отпуска по трудовому законодательству………………………………………………………………..9
- Введение
- Глава 1. Регулирование рабочего времени и отпуска по трудовому законодательству
- Правовое регулирование рабочего времени по Трудовому
- Понятие и правовое регулирование времени отдыха.
- Раздел V тк рф призван обеспечить реализацию указанных конституционных гарантий, их конкретизацию и создание условий для надлежащего использования работниками полагающегося им времени отдыха18.
- 1.3.Условия и порядок регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников.
- 2.1. Система локальных актов средней общеобразовательной школы.
- 2.2. Роль локальных актов в регулировании рабочего времени и времени отдыха педагогических работников.
- Раздел IV Правил внутреннего распорядка посвящен режиму рабочего времени и времени отдыха педагогических работников65:
- 2.3. Пути совершенствования трудового законодательства, регламентирующего время труда и отдыха педагогических работников.
- Заключение
- Источники
- Литература
- 56 Полетаев ю. Н. Аттестация работников: Правовое регулирование, организационные вопросы. М., 2010. С. 178.