Транспортная логистика
Понятие транспортировки. Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.
По назначению различают внешнею (в лог. каналах снабжения — сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.
Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.
• Задачи транспортной логистики. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспорти рования грузов является сферой транспортной логистики.
Транспортная логистика решает следующие задачи:
• создание транспортных систем;
• совместное планирование транспортных процессов на раз личных видах тр4нспорта (в случае смешанных перевозок);
• обеспечение технологического единства транспортно-склад ского процесса;
• выбор способа транспортировки и транспортного средства;
• определение рациональных маршрутов доставки.
Выбор вида транспорта
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержа ние оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Ос новой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, слуiсит информация о характерных особеiаiостях раз личных видов транспорта.
Существуют следующие виды транспорта:
• железнодорожный;
• морской;
• внутренний водный (речной);
• автомобильный;
• воздушный;
• трубопроводньгй.
Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл. 6.
Вьщеляют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспор та: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки.
Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принима ют во внимание:
• надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки;
• стоимость перевозки.
Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами
Логистические каналы и цепи
Канал распред-ия — это сов-ть орг-ий или отдел-х лиц, к-ые приним на себя или помогают передать др орг-ям и лицам право собств-ти на конкретный товар или услугу на пути от произв-ля к потреб-ю. Использ-ие каналов распредя приносит произв-ям определ-ые выгоды:-экономию фин-х ср-в на распред-ие прод-ии; -возмож-ть влож-я сэконом-ых ср-в в основное пр-во; -продажу прод-ии более эф-ми сп-ми; - высокую эф-ть обеспеч-я широкой доступности товара и доведения его до целевых р-ков; -сокращ-е V работ по распред-ию прод-ии.
Решение о выборе каналов распред-ия необх-мо принимать руководству орг-ии. Выбранные каналы непсредст-но влияют на скорость, время, эф-ть движ-я и сохранность прод-ии при ее доставке от производ-ля к конечному потреб-лю.
Каналы распред-ия товаров можно охар-ть по числу составляющих их уровней. Уровень канала - это посредник, к-ый выполняет работу по приближ-ию товара и права собств-ти на него к конечному потреб-лю. Протяженность канала опред-ся по числу промежут-х уровней м/у производ-ем и потреб-лем.
Горизонт-ые каналы состоят из независимого производ-ля и одного пли неск-их независ-ых посредников. Каждый член канала представ-ет собой отдельное предпр-ие, стремящ-ся обеспечить себе max прибыль. max возмож-ная прибыль отдел-го члена канала может идти в ущерб max извлечению прибыли с-мой в целом, т.к ни один из членов канала не имеет достаточного контроля над деят-тью остальных членов.
Вертикал-ые каналы распред-я – ка- налы, состоящие из производ-ля и 1-го или неск-их посред-ков, действующих как одна единая с-ма Один из членов канала либо явл собствен-ом остальных компаний-участниц, либо предостав-ет им опред-ые привилегии. Таким членом м/б производ-ль, оптовый или розничный посредник. Вертик-ые каналы возникли как ср-во контроля за поведением канала. Они экономичны и
искл-ют дублир-ие ф-ций
Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц (посредники, производители, склады общественного пользования и т.д.).
Это множество осуществляет логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного предприятия до другого и производства, потреблении материальных ресурсов.
По месту формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние:
Внешние - складываются между разными предприятиями и формируются за воротами предприятия.
Внутренние - между участками самого предприятия, как правило циклические и периодически возобновляются.
Внешние цепи могут быть нескольких видов: циклические (при наличии долгосрочных контрактов между предприятиями), краткосрочными и длительными.
Классы сложности логистических цепей
1. Простая логистическая цепь Складывается либо внутри одного предприятия, или между 2 предприятиями, которые находятся в одном городе, либо имеется договор на прямые поставки. Перевозка осуществляется либо самим продавцом, либо покупателем.
2. Средней сложности(перевозчие посредник)
3. Сложной
Производственная логистика
Сравнение толкающей и тянущей систем Характеристика традиционного (толкающего) подхода: изготовление деталей в соответствии с графиком (детали поступают по мере готовности с предыдущей операции на последующую) Тянущая система заключается в том, что последующий участок заказывает и изымает детали, сборочные единицы и т.п. с предыдущего участка на последующий. Тянущая система задумана с целью уменьшения запасов.
Под толкающей с-мой поним с-ма орг-ии пр-ва в к-ой детали и п/ф подаются с предыдущ технологич-кой операции на последующую в соот-ии с заранее сформиров-ми жестким графиком, а также, это такая стратегия сбыта к-ая направлена на опережающее (по отнош-ю к спросу) формир-ия запасов товара в оптовых и розничных торговых орг-иях.
В рамках толкающих с-м разраб-ны микрологистич-ие концепции: MRP, MRP-2, ERP, DRP,DRP-2.
Тянущая с-ма – это с-ма организ-ии пр-ва в к-ой детали и п/ф подаются на последующую технологич-ую операцию с предыдущей по мере необх-ти или эта стратегия сбыта направлена на опережающее по отнош-ю к формир-ию товарных запасов, стимулир-ию спроса на прод-ию в розничном торговом звене. В рамках этого подхода разраб-ны микрологистич-ие концепции: JIT, KANBAN, LP.
JIT- это с/с орг-ии пр-ва основ-ая на синхронизации работы различ-х цехов предпр-ия, связ-ых технологич-ой цепочкой на синхронизации графика поставок и графика пр-ва .KANBAN-сущность в том, что все производст-ые подразд-ия з-да вкл линии конечной сборки, снабжаются матер-ми ресурсами, только в том кол-ве и к тому сроку к-ые необх-мы для выпол-ия заказа подразд-ия потреб-ля.
Преимущества тянущей системы
- Отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов, или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса.
- Замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров.
- Задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу.
- Снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии обработки.
- Выполнение заказов с высоким качеством
- Сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок
- Предмет, цели и задачи логистики
- Логистика в системе рыночной экономики
- Маркетинговая логистика
- Содержание понятия логистика
- Концепция логистики фирмы
- Функциональные области логистики их общая характеристика
- Принципы логистики
- Показатели логистики
- Логистические системы
- Мезологистика
- Микрологистические системы
- Макрологистические системы
- Определение границ рынка
- Характеристика материальных потоков в логистике
- Логистика запасов
- Распределение информационных логистических потоков
- Складская логистика
- Транспортная логистика
- Транспортная характеристика грузов
- Закупочная логистика
- Ценообразование в логистике
- Внутрипроизводственная логистика
- Распределительная логистика
- Информационная логистика
- Финансовая логистика
- Финансовые потоки в логистике
- Классификация финансовых потоков
- Кадровая логистика
- Сервис в логистике
- Обоснование транспортных схем доставки запасов
- Организация складского хозяйства Организация складского хозяйства предприятия
- Оптимизация размера склада
- Выбор способов складирования
- Взаимосвязь логистики и маркетинга
- Взаимосвязь логистики и планирования производства
- Поддержка выбора между использованием собственного или наемного склада.
- Управление информационными потоками в логистике
- Задача поддержка выбора расположения распределительного склада методами решения транспортной задачи и учета полных общих затрат.
- Удельные затраты на перевозки из складов в магазины, ограничения на спрос в магазинах и на объемы хранения на складах.
- Решение.
- Литература