logo
Анализ PR-деятельности в компании "Юридический Центр"

1.4 Определение понятия «PR-образование»

Навыки, которыми должен обладать специалист по связям с общественностью, может усвоить только человек, имеющий конкретную базу знаний, полученную в результате изучения определенных дисциплин, владение которыми может дать только специализированное профессиональное образование. Кроме того, умения и навыки должны постоянно совершенствоваться, способности - развиваться, а для правильного направления этого совершенствования и существуют образовательные программы по связям с общественностью, которые играют очень важную роль в подготовке специалистов этой сферы.

Автор рассмотрел взгляды Катлипа [1], Блэка [2], Королько [12] и В.Н. Кириллиной [21] на образование в сфере связей с общественностью и пришел к выводу, что на данный момент существует несколько мнений по поводу обучения по специальности «Связи с общественностью», особенно активна дискуссия между так называемыми теоретиками и практиками.

Изначально специальность связей с общественностью развивалась в США, в России же обучение по ней началось лишь в начале 90-х годов в связи с развитием демократического общества и созданием рыночных отношений и бизнеса.

По мнению Ф.И. Шаркова [9], на данный момент PR является наиболее обширной специальностью в области гуманитарных знаний. Возможно именно это и служит причиной того, что, по данным опросов, большинство специалистов по PR пришли в данную сферу, имея образование в другой области. Данный факт свидетельствует в сторону «практиков», так как люди, пришедшие из другой области, не имеют теоретических знаний по PR, но тем не менее, работают на данном поприще. В.Н.Кириллина[21] же, наоборот, считает, что коммуникативное пространство должно быть минимально, так как мало чем может помочь в осуществлении прогнозирования событий, которое считает главной функцией специалиста по связям с общественностью.

Таким образом, можно отметить, что взгляды на образование в области PR у различных авторов отличаются в зависимости от функций, которые они возлагают на специалиста в данной сфере.

Автор считает, что мнение Катлипа, Сентера и Брума [1], которое гласит, что на всю программу обучения по специальности связи с общественностью должна приходиться лишь четверть теоретического материала, остальное же - дело практики. Автору близка данная позиция, так как вовлечение во что-либо есть залог научения, тем более, если речь идет о гуманитарной, социальной сферах деятельности, связанной с контактом.

Однако в мире существуют определенные программы, по которым и осуществляется обучение. Автор произвел сопоставление моделей образования ветерана связей с общественностью С. Блэка [2] и Государственного Стандарта специальности в России [13].

Основная образовательная программа подготовки специалиста в области связей с общественностью, согласно Государственному Стандарту, должна предусматривать итоговую государственную аттестацию и изучение следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - Общие профессиональные дисциплины; цикл ДС - Дисциплины специализации; цикл ДФД - Дополнительные и факультативные дисциплины.[13]

Этот Стандарт вышел в 2000 году, однако в нем можно найти и провести аналогии с моделью PR-образования С. Блэка, опубликованным на 10 лет раньше, в 1990 году. [2] Согласно его модели, получившей название «колесо образования», дисциплины, образующие программу образования специалиста по связям с общественностью, представляются в виде трех кругов, расположенных внутри друг друга. Самый большой круг включает в себя такие дисциплины как политология, экономика, управление, статистика, иностранные языки, естественные науки, т.е. согласно Стандарту эти дисциплины относятся к циклам ЕН, ГСЕ И ДФД. Второй, средний круг, включает в себя этику массовых коммуникаций, графику, редакторское дело, медиа-анализ, исследования. В современном Стандарте это цикл ОПД. И, наконец, третий, самый маленький, но самый важный круг, состоит из теории и практики связей с общественностью. В Стандарте это цикл ДС.

Таким образом, можно сказать, что для будущего специалиста по связям с общественностью после окончания высшего профессионального образования будут открыты практически все двери, так как он будет обладать знаниями практически всех сфер общественной жизни. Специалист в области связей с общественностью в соответствии с общей профессиональной и специальной подготовкой способен осуществлять следующие виды деятельности: информационно-творческая, социально-психологическая, информационно-коммуникационная, информационно-управленческая, рекламно-информационная, информационно-аналитическая, информационно-референтская, культурно-просветительская, организационно-рекламная, информационно-социологическая, научно-исследовательская. [13] Образование в сфере PR позволит человеку выбрать из всего разнообразия современной жизни свою нишу, позволит совершенствоваться в выбранном направлении, не теряя при этом связи с другими областями жизни.