1.3. Межпредметные связи курса
Современный специалист рекламы в сфере товарного обращения должен обладать широким объемом знаний, умений и навыков в области ряда смежных дисциплин, изучаемых по специальности «рекламоведение».
Комплексный подход к подготовке рекламоведа обеспечивает необходимый уровень знаний для специалиста этой многогранной профессии. В этой профессии используются знания многих научных дисциплин: маркетинга, товароведения, психологии, экономики, математики, а также искусства, литературы и других видов художественного творчества.
В условиях перехода к рынку в нашей стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом, называемая маркетингом. Основные функции маркетинга — изучение спроса, формирование товарного ассортимента, регулирование цен, стимулирование продажи товаров. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной задачей — выявление и превращение покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса с целью получения намеченной прибыли.
Маркетинг изучает организацию процесса сбыта товаров, продвижения новых товаров к потребителю, вырабатывает стратегию рекламы этих изделий. В основе маркетинговых методов стимулирования продажи (сбыта) лежит деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его. Главное средство для реализации этих задач маркетинга — реклама как форма коммуникации. В курсе маркетинга рассматривается форма коммуникации, которая старается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык запросов и нужд потребителя.
В то же время рекламоведение нельзя методологически рассматривать и механически включать в курс маркетинга как составную часть. Рекламоведение, искусство рекламы появилось значительно раньше маркетинга, имеет свой четко очерченный предмет изучения, свои сферы деятельности, свою методологию, а также свои коммуникационные и специфические средства и способы воздействия на человека. Однако рекламоведение как самостоятельная научная дисциплина имеет тесные межпредметные связи с курсом маркетинга, выступая как форма стимулирования и формирования потребностей и нужд различных сегментов рынка.
Рекламоведение тесно связано и с курсами товароведения продовольственных и непродовольственных товаров. Товароведные знания о потребительских качествах товаров помогают оптимизировать рекламный процесс, обеспечивают выбор наиболее точных и полных товароведных характеристик товаров, подчеркивают их потребительские достоинства и преимущества. В предыдущем параграфе учебника отмечалась роль психологического и эмоционального воздействия на человека рекламных обращений. Чтобы психологическое воздействие рекламы на человека было наиболее сильным и побудительным, рекламовед должен хорошо владеть знаниями психологии, науки о закономерностях, развитии и формах психической деятельности человека. Поэтому тесная межпредметная связь курса «Рекламная деятельность» с психологией как учебной дисциплиной позволяет значительно усилить механизм психологического воздействия рекламы.
Знание методов экономического анализа из курса экономики предприятия необходимо при расчетах экономической эффективности рекламы. Эти расчеты основываются на методе анализа динамики товарооборота торгового предприятия, подвергшейся рекламному воздействию, расходов на рекламу, полученной в результате рекламной компании прибыли. В связи с этим рекламовед должен владеть экономическими знаниями для прогнозирования и расчетов эффективности рекламных мероприятий. Создание рекламы представляет собой сложный творческий процесс, в основе которого лежат наблюдения, сравнения, результаты изучения мотивов поведения покупателей. Для создания средств рекламы привлекаются специалисты по разным видам искусства. Изобразительная реклама немыслима без участия художника, реклама по радио, телевидению и в кино — без актера, диктора, режиссера. Рекламу в прессе создают авторы текста, редакторы, художники-графики.
В то же время реклама сама по себе не является искусством, хотя некоторые специалисты считают ее особым видом синтетического искусства. Реклама лишь использует законы кинематографии, графики, живописи, создавая собственные формы, методы и жанры.
Использование в рекламных материалах художественных образов, персонажей, метафор, почерпнутых из литературы, неизмеримо повышает силу рекламного воздействия на человека, делает рекламу живой, интересной и запоминающейся.
Рекламные произведения, выполненные на высоком творческом уровне, могут обладать большой художественной ценностью, эстетической выразительностью. Нередко они перерастают в образы-символы, воздействующие на духовный и эмоциональный мир человека и оказывающие влияние на формирование его убеждений, ценностных ориентации эстетических образов. Наиболее сильным эстетическим воздействием обладает та реклама, в которой удачно подобрана пространственная форма, художественно выполненный текст, фактура поверхности, материала, достигнута гармония цветового оформления. Выразительность и смысловая насыщенность рекламного произведения воздействуют на сознание человека, заставляя его не только ознакомиться с рекламным сообщением, но и принять рекламную идею в качестве руководства к действию.
Реакция, возникающая у человека при восприятии рекламы, формируется благодаря использованию приемов и способов воздействия, присущих большому искусству: метафор, гипербол, аллегорий, ассоциаций. Например, в рекламе, как и в станковой живописи или графике, используются те же самые композиционные приемы, а также способы передачи цвета, объема, пространства. Для нее характерны единство формы и содержания, взаимосвязь сюжета и композиции.
В связи с этим высококвалифицированный рекламовед должен обладать в определенной степени знаниями художника-декоратора, инженера-дизайнера, информационного работника, психолога, знать художественную литературу, живопись. Рекламовед должен найти оптимальные формы рекламного воздействия на человека, определив, следует ли передать информацию о рекламируемых товарах в изобразительной форме или в форме реальных предметов, поскольку выбранная форма определяет степень восприятия и усвоения человеком рекламной информации. Успешное решение этого вопроса также зависит от наглядности изобразительной информации, которая доносит рекламную идею до сознания человека. Так, например, замена в витрине рекламного лозунга графическим рисунком будет означать сокращение объема информации. Однако при этом эффективность воздействия рекламного оформления витрины может даже несколько повыситься, так как появляется возможность сконцентрировать внимание на наиболее существенных сторонах рекламируемого товара.
Творчество рекламоведа, направленное прежде всего на решение задачи целевого характера — реализацию товара или услуги, требует, чтобы в палитру его художественных средств входили прежде всего сами рекламируемые товары, а затем уже технические, художественные и декоративные средства (осветительные и аудиовизуальные элементы, живопись, графика, скульптура). Например, в витрине экспозиция самих товаров содержит экономическую и потребительскую информацию, характеризующую их свойства (цена, модель, качество, прочность, износоустойчивость и т. п.), а художественные элементы рекламной экспозиции вызывают у покупателей эмоционально-эстетическую реакцию. Этому в немалой степени способствует художественный сюжет, который может быть и строго деловым, и юмористическим, и торжественным, и лирическим.
Таким образом, реклама как сложное экономическое и социальное явление общественной жизни людей сочетает в себе обширные знания многих областей науки. Поэтому подготовка рекламоведа высшей квалификации должна включать широкий комплекс этих знаний, приобретаемых, в частности, через систему межпредметных учебных связей.
- Глава 1 предмет, метод и задачи курса «рекламная деятельность»
- 1.1. Понятие, сущность и задачи рекламы
- 1.2. Предмет и методологические основы курса
- 1.3. Межпредметные связи курса
- Глава 2 история возникновения и развития рекламы
- 2.1. Реклама в государствах Древнего мира
- 2.2. Развитие рекламы в Западной Европе и сша
- 2.3. Реклама в России
- Глава 3 социально-психологические основы рекламы
- 3.1. Реклама как метод управления людьми
- 3.2. Процесс воздействия и восприятия рекламы
- 3.3. Психология потребительской мотивации поведения покупателя
- Глава 4 основные средства маркетинговых коммуникаций
- 4.1. Понятие системы маркетинговых коммуникаций и ее роль в комплексе маркетинга
- 4.2. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
- 4.3. Коммерческая пропаганда
- 4.4. Стимулирование сбыта
- 4.5. Личная продажа
- Глава 5 правовое регулирование рекламной деятельности
- 5.1. Роль Федерального закона «о рекламе» в организации и управлении рекламной деятельностью
- 5.2. Основные нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ и услуг
- 5.3. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу
- 5.4. Кодекс рекламной практики
- Глава 6 классификация рекламных средств
- 6.1. Основные признаки классификации рекламных средств
- 6.2. Основные элементы средств рекламы и требования, предъявляемые к ним
- 6.3. Выбор рекламных средств
- Глава 7 рекламные средства и их применение
- 7.1. Реклама в прессе
- 7.2. Печатная реклама
- 7.3. Аудиовизуальная реклама
- 7.4. Радио- и телереклама
- 7.5. Выставки и ярмарки
- 7.6. Рекламные сувениры
- 7.7. Прямая почтовая реклама
- 7.8. Наружная реклама
- 7.9. Мероприятия паблик рилейшнз
- 7.10. Компьютеризированная реклама
- I. Реклама в прессе:
- 8.2. Художественное оформление рекламных объявлений
- 8.3. Выбор средств распространения рекламы
- Преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы
- Глава 9 организация рекламы в магазине
- 9.1. Внешняя реклама магазина
- 1. Стремитесь привлечь и удержать внимание.
- 9.2. Интерьер магазина как средство рекламы
- 9.3. Рекламные мероприятия в магазине
- 9.4. Витрины как средство рекламы
- 9.5. Оформление витрин образцами различных товарных групп
- Глава 10 рекламная деятельность оптовых и производственных предприятий
- 10.1. Рекламная деятельность оптовых предприятий
- 10.2. Рекламная деятельность промышленных предприятий
- 10.3. Сотрудничество в рекламной деятельности промышленных, оптовых и розничных предприятий
- Глава 11 организация паблик рилейшнз на предприятии
- 11.1 Понятие и сущность паблик рилейшнз
- 11.2. История развития паблик рилейшнз
- 11.3. Цели, задачи и функции паблик рилейшнз
- 11.4. Работа служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации
- 11.5. Отношения предприятий с потребителями
- 11.6. Организация мероприятий паблик рилейшнз
- Глава 12 организация и управление рекламной деятельностью на рынке товаров, работ и услуг
- 12.1. Рекламные агентства и их функции
- 12.2. Организация взаимоотношений участников рекламного процесса
- 12.3. Планирование рекламной работы на предприятии
- 12.4. Организация и планирование рекламных кампаний
- Глава 13 товарные знаки
- 13.1. Понятие фирменного стиля, его составные элементы
- 13.2. Понятие товарных знаков и требования, предъявляемые к ним
- 13.3. Порядок регистрации товарных знаков
- 13.4. Коллективный знак
- 13.5. Использование товарного знака
- 13.6. Передача товарного знака и прекращение правовой охраны товарного знака
- Глава 14 эффективность рекламной деятельности
- 14.1. Экономическая эффективность рекламных мероприятий
- 14.2. Психологическая эффективность применения средств рекламы
- Краткий словарь терминов
- Литература