2.3 Методические приемы развития познавательных способностей у младших школьников на математическом содержании
Давно установлено, что некоторые упражнения по «Занимательной математике» могут доставить детям удовольствие, а также служить средством разумного отдыха, как и элементы занимательного материала, связанные с литературой, со спортом. Необходимо лишь умело выбрать формы проведения занятий и приёмы, что используются на данных занятиях. Они должны быть многообразными и рассчитаны на разные категории учащихся: на интересующихся математикой и одаренных учащихся и на детей, не проявивших пока интереса к предмету. Необходимо, чтобы математические задания увлекали младших школьников, ибо возбудить интерес детей к математике – это главная цель, к которой должен стремиться каждый учитель.
Для пробуждения и поддержания интереса к предмету следует проводить занимательные минуты, которые должны быть непохожими на обычные математические задания, в частности, предлагаемые на уроках. Кроме того, смысл и решение заданий должны быть понятны каждому ребенку, а ответы должны получаться быстро; если выполняются вычисления, то они выполняются лишь устно.
Занимательная математика для малышей – это и игры, и задачи в стихах, и загадки, и кроссворды, и ребусы, и головоломки и все то, что способно вызвать у ребенка желание думать, искать пути решения той либо иной проблемы самостоятельно.
В загадках могут встретиться числа и математические отношения («равенство», «больше», «меньше»), либо ответом может служить термин, связанный с математикой.
Как в первом, так и во втором классах в целях развития мышления используют различные несложные логические задачи и упражнения: на нахождение пропущенной фигуры, на продолжение ряда фигур, знаков, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей) и др. В процессе решения таких задач дети учатся рассуждать, доказывать верность и опровергать неправильные решения.
Для развития у детей настойчивости и умения сосредотачиваться можно предложить лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке – выйти из леса, накормить животных и т.д.
Лабиринты представляют переплетение нескольких линий, которое постепенно усложняется. В дальнейшем используют и более сложные бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т.е. разгадать геометрическую сеть ходов [6].
С огромным интересом дети принимаются и за отгадывание простых ребусов, которые имеют определенную связь с математикой: в их изображении встречаются либо математические знаки, либо математический термин, либо есть оба эти признака одновременно.
В жизни приходится делать изо дня в день много неинтересного, но необходимого и полезного.
Потому дети должны с малых лет приучаться к повседневной, пусть неинтересной, но все-таки нужной, будничной работе. Но нельзя согласиться с тем, что при учении детей к выполнению повседневных дел возможно лишь в том случае, если не будет ничего интересного.
Наоборот, именно на интересном возможно воспитать прочную привычку выполнять необходимую работу.
Через интересное и занимательное любое дело приобретает иной смысл, повседневная работа становится радостной и привлекательной – это обогащает жизнь ребёнка, делает её более содержательной.
Игру действительно можно назвать методом детской радости в воспитании положительного отношения к учению. Это связано и с тем, что в игре ребенок чувствует себя более свободно, он не боится получить отметку, за которую его будут, возможно, бранить дома либо в классе.
Особым успехом у детей пользуются игры – путешествия. Работая с шестилетками, приходится много думать, искать, творить. В результате родились игры – путешествия: «В цирке», «Веселые старты», «Путешествие по морю к Робинзону», «В зоопарке», «В магазине», «В стране сказок», «В лесной школе», «Полет в космос» и другие.
Наблюдения в процессе работы с детьми показали, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам.
В своей совокупности развивающие игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способностей к анализу и синтезу (умению выделить как общие, так и частные признаки явлений и предметов, уметь сравнивать их), восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
И как раз этому могут помочь логические задачи, замысловатые головоломки, ребусы и т.д.
Но что считать критерием доступности при выборе игры? Если какая-либо игра либо головоломка предназначена, например, для первоклассников, то значит ли это, что каждый первоклассник обязан с ней справиться? Конечно, нет. Для одного она может показаться слишком сложной, для другого – доступной. Индивидуальные различия между детьми, их способности и уровень развития бывают часто значительно большими, чем различия возрастные.
Потому определить точно, для какого возраста та либо другая развивающая игра подходит, очень трудно, а иногда и не возможно. Подбирать игры надо применительно к каждому ребёнку индивидуально. Однако это относится не ко всем играм, а лишь к тем, которые основаны на сообразительности, наблюдательности, памяти, пространственном воображении.
- Введение
- 1. Теоретические аспекты
- 1.1 Познавательные способности - понятия, закономерности, механизмы
- 1.2 Особенности развития познавательных способностей младших школьников
- 1.3 Дидактические условия развития познавательных способностей - формы, средства и методы
- 2. Анализ причин
- 2.1 Кружковая работа как форма организации внеурочной деятельности в начальной школе - особенности, программа по математике "Умники и умницы"; 2 класс
- 2.3 Возможности математического содержания в развитии познавательных способностей у младших школьников - математический материал, классификация, возможности
- 2.3 Методические приемы развития познавательных способностей у младших школьников на математическом содержании
- Заключение
- Список использованных источников