logo search
Лекция 1

Политический pr

Начнем с общей констатации положения дел в политическом PR России, представляемого суждениями экспертов. Сразу же отметим, что они достаточно противоречивы и неоднозначны.

Представляется, что еще раз подтверждается мысль о «неструктурированности поля» PR в целом и политического PR в частности. Возможно, именно с этой ситуацией связано то, что получило название «кризиса политического PR в России». «Политический PR переживает не лучшие времена. Все больше специалистов говорят о том, что эта сфера применения PR-технологий становится закрытой, переходит исключительно в область ведения федеральной власти. На рынке политтехнологий все ожидают изменений, которые в основном будут выражены сокращениями его объема».

активизацию деятельности федеральной власти на рынке политических технологий и ее стремление использовать социальные технологии в своих интересах.

«Политика становится более закрытой сферой, а экономика — более открытой. Все говорит о том, что политическая жизнь уходит из публичного поля. Политические отношения сильно коррумпированы: выборы до выборов, результаты голосования ясны до голосования. Нужны новые технологии для государственной власти, например: управление экспертным рынком, инициирование дискуссий, работа с экспертным сообществом».

Общество пресытилось нашими упражнениями в области традиционно понимаемых политических технологий. Одна из главных сегодняшних тенденций, проводниками которой выступают эти люди, — это огрубление технологий. Вследствие отсутствия механизма подготовки квалифицированных PR-кадров, о котором мы говорили, и мифов о достаточно высоких заработках в отрасли в нее пришло очень много людей, мягко говоря, слабо представляющих, чем занимаются, но зато уверенных, что с помощью нескольких „штучек“ можно решить исход своей и чужих судеб. Причем набор инструментов у них всегда один и тот же — клеветнические листовки, фальшивые газеты и ролики, надписи на заборах, подкуп избирателей и фальсификации»7.

Кризис рассматривается с трех сторон:

«— Кризис заказчика проявляется в том, что большинство политиков не осознают, какую структуру намерены создавать, каковы здесь имиджевые требования. А это значит, что у них нет ключа к успеху.

— Кризис участников в том, что все они сегодня знают, как применять ту или иную технологию. И это создает ощущение, что общий уровень российских консультантов очень высок. Но, к сожалению, очень немногие могут точно сказать, в какой момент кампании следует применять тот или иной инструмент. А это для политтехнологи, как и для врача, признак профнепригодности.

— Кризис инструмента в следующем: давно не появлялось ничего нового. Скоро появится множество изобретений в области воздействия на электорат».

Данный предварительный анализ состояния дел в политическом PR современной России позволяет выделить его основные характеристики, составляющие и тенденции; необходимо сказать, что целый ряд тенденций повторяют (корректируют) тренды развития PR в бизнесе.

Прежде всего отметим более четкую направленность работы именно на политический PR. Несомненно, эта тенденция связана со стремлением к определенному дистанцированию представителей PR в бизнесе и специалистов, практикующих бизнес-PR.

Общие причины четкой ориентации именно на политическую сферу определяются экспертами прежде всего (как и в бизнес-PR) «ужесточением требований клиентов». «Агентства, ранее занимавшиеся политическими PR, все более концентрируются на этом виде деятельности», что связано с необходимостью развития своих подходов, методологий, позволяющих по требованию клиентов предоставлять уникальные, креативные услуги13.

Итак, тенденция к специализации, к четкому структурированию спектра своих услуг, к позиционированию собственной организации через опыт и наработки именно в данной сфере.

Отметим, что при данных процессах практически неизбежно «сближение» той или иной сферы PR-услуг с «базовыми» концептуальными теориями и практиками — в бизнес-PR с организационным консалтингом, в PR политическом — с политическим консультированием. При этом очевидна необходимость интеграции «внутри» консалтинговых услуг в той или иной сфере: в бизнесе она находит выражение во внимании, например, к концепции, теории и практике интегрированных маркетинговых коммуникаций, подобные (хотя и менее ярко выраженные) процессы происходят и в политическом PR. это связано прежде всего с тем, что для клиентов большое значение имеет комплексный подход к решению задач.

Отмечаемые тенденции (специализация только по политическим PR-проектам и интеграция с иными, близкими политическими технологиями) характерны в первую очередь для лидеров на рынке политического консалтинга.

По-видимому, в целом конкурентную ситуацию на рынке политического PR в России можно описать следующим образом.

1. Сформировалась вполне очевидная, ограниченная группа лидеров рынка (возможно, удерживающая до 90% его доли).

2. Позиции этих лидеров достаточно устойчивы, имидж сформирован, партнерские связи налажены.

3. Лидеры поддерживают между собой вполне лояльные отношения, что в известной мере связано с желанием «не раскачивать рынок», сохранить существующее статус кво.

4. Определенную опасность стабильности на данном рынке представляют «брэнды имен» специалистов, показавших свою эффективность и способных переходить из одной организации в другую или создавать новые структуры, которые являются, однако, «театрами одного актера».

5. Иные участники рынка, не входящие в группу лидеров, отмечают, во-первых, его монополизацию, во-вторых, жесткую конкуренцию, в-третьих, кризис современного политического PR и необходимость существенных изменений в нем.

Подобное же расхождение мнений, в том числе связанное с позицией на данном рынке, относится к мнениям экспертов по поводу тенденций развития спроса на политический PR.

Представители агентств-лидеров считают, что спрос в сфере политического PR сохраняется и даже растет, причем подобная тенденция, скорее всего, сохранится и в будущем.

По-видимому, весьма важной проблемой, позволяющей провести анализ состояния дел в политическом PR в России в целом, является проблема регионального политического PR.

Общий вывод о тенденциях развития политического PR в регионах напрашивается следующий: несмотря на увеличение с каждым годом PR-агентств, центров консультирования, маркетинговых агентств и рекламных агентств полного цикла, сфера политического PR представлена достаточно слабо. выборами, консультированием партий и депутатов в период между выборами либо занимаются консультанты из Москвы, либо не занимается никто.

Анализируя проблему «центр — регионы», эксперты высказались по поводу существующей (или не существующей) экспансии столичных PR-агентств в регионы, а также о возможностях обратного процесса: экспансии региональных агентств в столицы. определяющая тенденция в PR целом и в политическом PR прежде всего — усиление роли региональных PR-агентств, связанное в том числе с большей адекватностью восприятия местных условий..

Приводимые экспертные оценки, касаются прежде всего выборных технологий; вообще тенденция сведения политического PR к электоральному проявляется вполне очевидно. Однако, по мнению многих специалистов, в настоящее время мы имеем иную направленность развития политических связей с общественностью: с одной стороны, происходит определенное «размежевание» электорального и собственно политического PR, с другой — акцент, скажем осторожно, «в известной мере» переносится именно на собственно политическую составляющую. Наверное, следует сказать, хотя бы в общих чертах, что мы понимаем под электоральными и политическими связями с общественностью.

Электоральные связи с общественностью можно определить как PR-технологии, используемые в предвыборных кампаниях, направленные на формирование общественного мнения в пользу определенного кандидата / партии для обеспечения победы на выборах или достижения других целей.

Политические связи с общественностью или государственные PR обеспечивают публичность функций действующих институтов власти.

Большинство политических агентств, работающих на рынке политического консалтинга, сейчас стоят перед выбором: специализироваться на политических проектах, которые приносят больше удовлетворения, которые более интересны и в большей степени развивают агентства, или проводить выборные кампании, дающие хорошие деньги. Поэтому в ближайшее время, скорее всего, произойдет специализация агентств на политическое и выборное направления.

Таким образом, по-видимому, произойдет еще одно изменение в политическом PR в России: цикличный характер этой деятельности все более будет заменяться на регулярные и долгосрочные программы по созданию репутации политических лидеров. Анализируя процессы, происходящие в бизнес-PR, мы обращали внимание на необходимость коррекции сложившегося общественного мнения по отношению к этому виду деятельности. Естественно, это в еще большей степени имеет отношение к политическому PR. В целом, по мнению экспертов, ситуация может и должна измениться; эти трансформации они в первую очередь связывают с изменением характера самих политических технологий. А. Гнатюк: «Политический PR видоизменяется. Юридические вопросы, избирательное право, новое законодательство ЦИК оказывают свое воздействие. Поэтому политический PR все больше регламентируется, как и во всем мире.