1.1. Понятие и структура предпрофильной подготовки
Выпускник основной ступени школьного образования, поступая в старшую школу, должен предварительно определиться с выбором в отношении будущего профилирующего направления.
Необходимым условием такого самоопределения учащегося является введение предпрофильной подготовки.
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования, ориентации учащихся в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования [5., с.87].
Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения выпускника основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В задачи предпрофильной подготовки входит:
- актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов;
- обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой;
- создать условия для получения учащимися минимального личного опыта в различных видах деятельности [5., с.95].
Основными принципами предпрофильной подготовки являются:
- Предпрофильная подготовка не должна осуществляться в ущерб качеству основного общего образования.
- Обучение в основной школе, в том числе и предпрофильная подготовка, должно строиться на основе компетентностно-ориентированного подхода
- Предпрофильная подготовка не может являться основанием для специального отбора учащихся в связи с дальнейшей профилизацией.
Цель курсов по выбору, составляющих содержание предпрофильной подготовки, состоит не в углублении предметных знаний, а в знакомстве с основными способами деятельности, характерными для различных сфер человеческой деятельности.
- Непременное условие предпрофильной подготовки – осуществление психолого- педагогического сопровождения учащихся, позволяющее помочь учащемуся определиться в ситуации выбора и организовать рефлексию причин его успешности (неуспешности) в курсах по выбору, его склонностей и возможностей для самореализации в выбранных видах деятельности.
Структура предпрофильной подготовки состоит из трех компонентов:
- профильная ориентация (приобретение первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве;
- оказание психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы);
- информационный компонент (разработка информационной «образовательной карты», определение мероприятий по организации информирования учащихся и родителей о возможностях образовательной сети, разработка информационных носителей) и курсы по выбору [5., с.102].
В результате реализации информационного направления, учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такими ресурсами, а именно:
- сведения о возможностях продолжения образования или трудоустройства;
- знакомство с учреждениями профессионального образования, прежде всего расположенными на данной территории;
- информация о программах профильного обучения, реализуемых различными образовательными учреждениями;
- данные о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории.
В содержание информационного блока также входит:
- информирование учащихся об учреждениях и программах начального, среднего и высшего профессионального образования;
- информирование о структуре рынка труда, состоянии и динамике рынка труда конкретной территории;
- информирование о структуре и содержании профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Содержание информационного блока реализуется через следующие формы:
- самостоятельная работа учащихся по обработке информации;
- презентация и обсуждение результатов самостоятельной работы;
- посещение образовательных учреждений и производств, спланированное и организованное в различных формах (ярмарки, дни открытых дверей и т.п.).
Содержание курсов по выбору должно соответствовать следующим требованиям:
- оно не должно быть связано напрямую с академическим углублением в рамках отдельного предмета;
- оно не должно являться пропедевтикой профильных курсов старшей школы;
- оно должно вводить учащихся в мир современных профессий не путем ориентации на конкретные профессии, а через знакомство с набором социально- профессиональных ролей;
- оно должно являться практико-ориентированным или прикладным.
Содержание курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки определяется тем, насколько оно позволяет учащимся осознать свои предпочтения для будущей деятельности и совершить в дальнейшем ответственный выбор либо варианта продолжения образования ( включая профиль), либо рода занятий.
Один из компонентов предпрофильной подготовки – курсы по выбору, или элективные курсы. Наличие большого числа курсов по выбору, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и методами обучения, есть одно из условий эффективности предпрофильной подготовки [14., с.44].
К сожалению, эта область насыщена множеством противоречий:
• между провозглашаемым обеспечением выбора и реальными условиями, которые не позволяют ученику удовлетворить свой выбор;
• между введением профильного обучения и отсутствием отработанного
содержания;
• между необходимостью использования специальных форм деятельности учеников и отсутствием методик;
• между необходимостью осуществления учениками выбора и недостаточной готовностью их к этому выбору и т. д.
В содержание психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки входит:
- диагностический блок, который включает в себя систему мероприятий по выявлению склонностей, направленности и мотивации учащихся к освоению того или иного вида деятельности;
- блок мониторинга, который включает в себя оценку личного продвижения учащегося в процессе освоения курсов по выбору;
- блок работы с учащимися, включающий организацию групповой и индивидуальной рефлексии по итогам освоения курсов по выбору и выполнения заданий по работе с информацией, индивидуальные консультации и групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д. или устранение проблем, возникающих у учащихся из-за отсутствия подготовки по этим и другим способам деятельности.
По результатам психолого-педагогического сопровождения учащемуся и его родителям должен быть предоставлен качественный, профессиональный анализ его деятельности в рамках предпрофильной подготовки.
Основными организационными формами реализации психолого – педагогического сопровождения являются:
- самостоятельная работа учащегося по анализу и рефлексии, которая находит своё отражение в работе ученика со своим дневником предпрофильной подготовки или портфолио предпрофильной подготовки;
- консультации (индивидуальные и – реже – групповые);
- групповые тренинги.
- Оглавление
- Глава 1. Теоретические проблемы предпрофильной подготовки учащихся.. 6
- 1.2. Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки..10
- Глава 2. Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся …21
- Введение
- Изучить информационную работу как компонент предпрофильной подготовки;
- Глава 1. Теоретические проблемы предпрофильной подготовки учащихся
- 1.1. Понятие и структура предпрофильной подготовки
- 1.2. Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки
- Глава 2. Организация работы по предпрофильной подготовке учащихся
- 2.1. Исследование профессиональной направленности учащихся
- 2.2. Система мероприятий по предпрофильной подготовке учащихся
- Заключение
- Список использованной литературы: