logo search
pravovaya_rabota

Правовая работа в предпринимательских (коммерческих) организациях

Лекция 4. (30.09.2002 г.)

ТЕМА: Управление правовой работой (ПР) в народном хозяйстве.

Вопросы:

  1. Регулирование управления ПР.

  2. Способы управления.

  3. Органы самоуправления юридических организаций.

После определения конкретных обязанностей ЮС и общего порядка их исполнения, мы получили возможность достаточно четко разграничивать ПР, как самостоятельное, особое явление, и юридическое обеспечение предпринимательской деятельности. В осуществлении ПР призваны участвовать: руководитель фирмы, иные должностные лица, все структурные подразделения фирмы. Что касается юридического обеспечения, то оно осуществляется собственной ЮС фирмы, либо привлекаемыми по договору юридическими, в том числе адвокатскими организациями. Общее руководство ПР осуществляет руководитель фирмы при опоре на соответствующую ЮС фирмы. Вместе с тем, ПР предполагает необходимость мер по внешнему руководству, управлению самой ПР в целях поддержания должного уровня ее осуществления и движения в необходимых государству направлениях. Итак, следует осознавать необходимость не только внутренней организации, т.е. организации управления внутри фирмы, но и общегосударственного руководства ПР, которое является сложной взаимосвязанной деятельностью различных органов и коллективов людей. В странах с высоким уровнем социальной организации ПР строится, прежде всего как саморегулирующаяся деятельность, где управление в основном управление принимает формы внутренней саморегуляции. Однако, для такой сложной и значимой деятельности как ПР возможности саморегулирования недостаточно, и практически всегда существует необходимость в управляющем воздействии на ПР со стороны государства, его соответствующих органов.

Изучение документов прошлых лет позволяет утверждать, что в период существования СССР, точнее, последние 20 лет его существования, государство уделяло внимание организационному совершенствованию и развитию ПР и его ведущего исполнителя – ЮС. Государство на этом этапе впервые начало осуществлять общегосударственную функцию управления ПР.

1) Первым значимым шагом в истории российского права, шагом, обеспечивавшим комплексное решение вопросов управления, было принятия Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 23 декабря 1970 г. № 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве». Итак, в истории развития ПР это был первый документ, предусматривавший организационные меры. В нем предусматривались меры по повышению уровня ПР; министерствам, советам министров республик, исполкомам предлагалось упорядочить работу юридических подразделений; впервые в истории страны формулировались обязанности ЮС, в том числе в связи с ПР; на Министерство юстиции этим актом было возложено методическое руководство ПР в народном хозяйстве. Это был первый акт, за ним последовала череда других.

2) В 1972 было принято известное вам, как я надеюсь, Общее положение о юридическом отделе и юрисконсульте. Оно дало сильный импульс численному росту и качественному улучшению работников ЮС во всех отраслях хозяйства, и не только хозяйственных отраслях.

3) Принятым позднее Общим положением о министерствах СССР на министерства возлагался ряд задач по руководству ПР в своей отрасли.

4) Важным, заслуживающим внимание документом в части ПР, было Постановление ЦК КПСС от 05 апреля 1977 г. «О правовой работе в Иркутской области». В нем отмечалось, что юридическое обслуживание получаю не более 10% предприятий области, что ЮС отстранена от заключения договоров, это все расценивалось как сугубо негативные моменты, отмечалось, что к юристам не предъявляются требования об использовании правовых средств для решения хозяйственных задач. Этим постановлением было предложено партийным и советским постоянно уделять внимание повышению уровня ПР, т.е. ставилась не разовая задача, а задача постоянная, на перспективу; предусматривались соответствующие задания.

Названные и другие акты, закреплявшие меры по руководящему воздействию на ПР, по управлению ею, позволили за два десятилетия заметно нарастить в стране уровень ПР, последовательно улучшать качество юридического обеспечения хозяйственной деятельности, совершенствовать сами формы управления ПР. Предпринимавшиеся меры требуют переосмысления и развития в новых условиях, ведь все названные акты, исключая, пожалуй, Общее положение, утратили силу. А соответствующие проблемы остались, и более того, они резко обострились.

Самое дурное в практике российских властей – это отбрасывание предыдущего организационного опыта и методов работы при сменах режимов. Во всем мире этот опыт ценится, сберегается и развивается как национальное богатство и достояние, как важный ресурс экономики. С началом рыночных реформ наши правители в лучших традициях идиотов Салтыкова-Щедрина начисто отбросили всякое управление ПР и отбросили саму ПР как таковую. Данное слово перестало звучать, оно отсутствует в изданных законодательных актах.

В настоящее время законодательство вообще не предусматривает обязанности государства, его органов по управлению ПР. И в прежний-то период, советский, органы исполнительной власти мало и слабо занимались ПР, поскольку это было для них новое направление, отсутствовал необходимый опыт. А в нынешних условия органы исполнительной власти не занимаются ПР вообще, поскольку такие обязанности им не вменены. Аналогичным образом ведут себя судебные системы и прокуратура, которые в советский период из чувства профессиональной обязанности оказывали управляющее воздействие, используя различные органы для такого воздействия.

Резко изменились обязанности Минюста России, который сейчас освобожден от задачи управления ПР. В соответствии с пунктом 3 Положения о Минюсте от 11 января 1993 года № 1187, в число основных задач министерства входит организация развития системы юридических услуг. Правового сервиса, значит: юридический услужающий с полотенцем на руке, готов оказать любую услугу, подобрать любой закон для банды или для олигарха, который желает «сожрать» другую компанию. Сводить ПР к оказанию юридических услуг – это значит ничего не понимать ни в ПР, ни в праве как таковом. Если сравнить по тому же закону «О бухгалтерском учете», бухгалтер не оказывает никаких счетных и учетных услуг, он организует бухгалтерский учет, организует расчеты, организует учет и контроль движения материальных ценностей и денежных средств в интересах своей фирмы и государства в целом.

Обязанности Минюста сейчас выглядят следующим образом:

1) оно способствует развитию юридических услуг, в том числе предприятиям. Мне лично неизвестно, чтобы министерство это за последний десяток лет хоть что-нибудь сделало в этом отношении для предприятий;

2) сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития адвокатской помощи. Это темная формулировка (что значит «сотрудничает»?);

3) организует повышение правовой квалификации кадров ФОИВ;

В результате такого ограниченного определения функций, Минюст, его органы, утратили прежнюю возможность оказывать руководящее и организующее воздействие на юридические службы и ПР в целом. ЮС организаций, корпоративные юристы лишились координирующего воздействия и помощи со стороны органов юстиции. Это крайне негативно сказалось на состоянии ПР, привело к ее резкому откату назад. Положение сегодняшних корпоративных юристов: без четко сформулированных задач, направляющего воздействия, они действуют кто во что горазд и их действие напоминает хаотичное броуновское движение, без целей, без компаса и без помощи. Но речь то ведь идет о более чем ста тысячах профессионально подготовленных специалистов, это большая армия, потенциал которой государство обязано использовать в своих интересах. На этой основе, через ЮС, через ее консолидацию, направление, должна создаваться кадровая социальная база государственности, законности в стране. А распустить по городам и лесам шайки адвокатов – ума много не надо, организовать их работу – вот попробуйте! Карманы клиентов выворачивать - мудрость не велика, во всем мире этим занимаются. Я считаю нынешнюю ситуацию временной и преходящей.

ПР в целом и деятельность ЮС должны постоянно организовываться и направляться государством с учетом задач, стоящих на данном этапе. Как должно вестись такое управление?

В управлении ПР можно выделить 4 группы способов руководящего, управляющего воздействия. Они выглядят следующим образом.

(1) Законодательное, нормативное регулирование ПР. Право выступает ведущим способом социального управления, это относится и к управлению ПР. Для формирования правового государства, правовой экономики, надо, чтобы ПР, ее общее содержание и назначение были закреплены в ФЗ. Требует законодательного закрепления с учетом современных условий:

Кроме того, в ФКЗ «О Правительстве РФ» и в Положении о Минюсте РФ должны быть предусмотрены их задачи общего руководства ПР, координации деятельности ЮС предпринимательских и иных организаций. Здесь я в качестве аналога обращаюсь к Положению о Министерстве финансов, которое наделено полномочиями издавать обязательные акты по вопросам бухгалтерской, учетной работы, организуя и координируя этим всю бухгалтерскую деятельность в стране. Причем здесь все идут на встречу Министерству финансов, ибо понимают, что без такого управляющего воздействия со стороны федерального исполнительного органа как Минфин, все попросту разворуют и ничего не найдешь, потому что на бумаге никаких следов. А тут метод двойной записи, не с одной стороны, так с другой разыщут. Но ведь ПР не менее значима. Она касается исполнения законов, издаваемых государством, тех законов, о которых все дружно говорят, что они не исполняются. Почему же здесь не воспринимается и не проводится аналогичный подход? Почему на Минюст не возлагается методическое руководство ПР? Ответ один – только по неразумению властей.

(2) Способы организационного воздействия. Оно возможно при наличии прямой служебной или экономической зависимости управляемых организаций от вышестоящего органа. Организационные способы включают в себя:

(3) Административные способы управляющего воздействия. Они отсутствуют в России, хотя получили признание и применение в развитых странах, а нам, которым больше всего-то и нужно, все не время да не срок. В эту группу можно включить:

Использование названных способов безусловно позволяет соответствующим государственным органам либо профессиональным объединениям юристов отбирать для выполнения ответственных видов работ из общей массы – наиболее квалифицированных и отличающихся добросовестностью юристов. В условиях тотального беззакония, низкого морального уровня адвокатского сообщества, необходимо поэтапно осуществлять меры для исправления положения.

(4) Способы методического руководства. Они имеют двоякое применение. Во-первых, методическое руководство осуществляется в отношении организаций, не находящихся в административном подчинении или экономической зависимости от органа, осуществляющего такое руководство. Здесь меры по руководству не носят прямо, непосредственно обязывающего характера. И, во-вторых, обязанность методического руководства правовой работой в организациях возложена на юридические отделы и юрисконсультов организаций всех видов. Однако, эта обязанность предусмотрена Квалификационным справочником Минтруда 1998 года № 37 (в разделе обязанности начальника ЮС). Их надо знать и уметь применять на деле. Различаются следующие способы методического руководства:

От вас всех требуется освоение, апробирование и последовательное совершенствование названных и других способов управляющего воздействия на ПР. Выбор конкретных способов воздействия зависит от характера отношений между управляющей и управляемой структурами, от общего состояния ПР, от уровня подготовленности кадров и других обстоятельств. Вместе с тем, данная работа должна вами проводиться она записана в качестве вашей обязанности, поэтому следует практически осваивать формы, способы ее ведения.

Значительное позитивное воздействие на корпоративных юристов способны оказывать общественные профессиональные объединения юристов: союзы, ассоциации, гильдии и проч. На Западе, как свидетельствует литература, эти формирования действуют достаточно активно, это постоянные работающие формирования. Вот американская ассоциация юристов (ABA CEELI) даже в России открыла свое отделение, издает бюллетень «Коммерческое право». Отделение регулярно организует для юристов лекции и лекционные циклы с выступлением на них ведущих российских специалистов по различным отраслям права. В России существуют различные объединения, их множество, однако они не имеют опыта и навыков организационной работы (опыт можно позаимствовать), они не имеют средств, и не имеют желание постоянно и кропотливо работать и юристами. В результате ни одна не ведет на нормальном уровне работу с юристами, их возглавляют, как правило, люди случайные, без профессиональной подготовки и организаторских способностей, без понимания своей социальной роли перед государством и юридическим сообществом в деле совершенствования ПР. Поэтому ни один российский руководитель не имеет представления о наличии таких структур.

Вопросы к зачету:

  1. Законодательное регулирование ПР.

  2. Способы управления ПР.