logo search
Конспект лекций Организация и технология торгов

13.7 Особенности построения и размещения сельской торговой сети

Специфика условий сельской жизни, различные размеры и большая разбросанность населенных пунктов, малая плот­ность населения и его демографический состав определяют особенности построения и размещения сельской торговой сети. Ее развитие предполагает создание на территории определенного сельского пункта комплексной системы торгового и бытового обслуживания, которая позволила бы сельскому на­селению приобретать все необходимое на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками и с сельским расселением, развитием агрогородков.

Различают несколько категорий сельских населенных пунктов:

Кроме них на селе имеется значительное количество неста­ционарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.д.), по этому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функцио­нальное) или ступенчатое построение.

В потребкооперации разработана и введена Номенклатура типов розничных торговых организаций для строительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа (табл. 2.4).

Таблица 1.2 Основные типы магазинов потребительской кооперации

Тип магазина

Вариант текста вывески

Примерная

торговая площадь, м2

1

2

3

Универмаг

Универмаг. Детский мир. Моло­дежный

600, 800, 1000, 1200 и более

Супермаркет

Супермаркет. Универсам

250,400, 550 и бо­лее

Мини-маркет

Мини-маркет. Товары повседнев­ного спроса. Магазин

30, 50, 70,100,150

Продтовары

Продтовары. Продукты. Продо­вольственные товары. Гастроном

70, 100, 150, 200

Специализирован­ный магазин по продаже отдельных групп продовольственных товаров

Хлеб. Сельхозпродукты. Мясо и молоко. Овощи и фрукты. Колбасы. Кулинария. Вино и водка. Кондитерские изделия и т.д.

30, 50, 70, 100

1

2

3

Промтовары

Промтовары. Промышленные товары

100,150,250,400

Специализирован­ный магазин по продаже от­дельных групп непродовольст­венных товаров

Хозтовары. Культтовары. Техни­ка. Товары для дома. Строитель­ные материалы. Товары для при­усадебного хозяйства. Фермер. Современное домашнее хозяйст­во. Одежда. Обувь. Трикотаж. Га­лантерея и парфюмерия. Подар­ки. Книги и др.

70, 100, 150, 250, 400 и более

Дом торговли

Дом торговли. Торговый центр

1000,1500 и более

Фирменный мага­зин

Фирменный магазин. Дары при­роды. Кооператор. Неман. Ком­мунарка. Горизонт и др.

100, 150

Удобный (диска-унтный) магазин

Удобный магазин. Комфорт. Ко­миссионный магазин. Пайщик. Товары по сниженным ценам. Ве­теран. Магазин-заготпункт и др.

50, 70, 100

Продолжение таблицы 1.2

Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как "Универмаг", "Универсам", "Детский мир", "Товары повседневного спроса". Немаловажное место занимают современные типы магазинов "Современное домашнее хозяйство", "Техника", "Товары для приусадебного хозяйства", магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.

В потребительской кооперации для каждого администра­тивного района, как и для городской торговли, разрабатывают­ся схемы развития и размещения розничной торговой сети, согласованные с местными органами власти, органами АПК. Раз­работка таких схем основана на определении потребности в тор­говых площадях для населенных пунктов на перспективу. Ме­тодика расчета потребности необходимого прироста торговых площадей, как и для городской торговой сети, основана на нормативах (в настоящее время 260 м2 на 1000 жителей).