Основные этапы:
информационное обеспечение;
инициирование публикаций;
использование нетрадиционных форм (целевые утечки информации, опережение оппонентов в интерпретации событий, спланированные провокации, использование эмоциональной символики и легко запоминающихся лозунгов и образов, организация действий, способных заинтересовать и объединить людей и т.п.).
Стратегии текущей внешней PR-деятельности, как правило, направлены на следующие типы аудиторий:
благожелательные аудитории
искомые аудитории
нежелательные аудитории.
PR-программа некоммерческой организации не ограничивается только "media relations" и коммуникацией с потенциальной аудиторией. Специальные стратегии и методы применяются для установления отношений с властными структурами, бизнес-сектором и спонсорами, партнерами – как организациями в сфере культуры, так и в сфере туризма, образования, социальной помощи, научными организациями и профессиональным сообществом. Как правило, партнеров подразделяют на три группы:
тех, с которыми общие цели;
тех, с которыми общие интересы;
тех, с которыми общие проблемы.
Наиболее сложной формой внешней PR-деятельности является организация и проведение PR-кампаний.
PR-кампания – несколько PR-мероприятий, объединенных одной целью, охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно мероприятие дополняло другое.
По способу воздействия PR-кампании подразделяется на:
рациональные
эмоциональные.
Стратегии рациональной (предметной) PR-кампании ориентируются на то, чтобы информировать, обращаться к разуму потенциальной аудитории, приводить аргументы, чтобы убедить аудиторию; облекают свои доводы в словесную форму, в таких стратегиях часто используются чертежи или графики для того, чтобы усилить и подкрепить впечатление от сказанного.
Стратегии эмоциональной (ассоциативной) PR-кампании вызывают воспоминания и наводят на мысль, они обращаются к чувствам, эмоциям, подсознательному; они воздействует через ассоциацию идей; излюбленное средство, применяемое в таких стратегиях – рисунок, символ, большое значение придается цветовой гамме, часто используется звук.
Иногда в PR-кампаниях используются рациональные и эмоциональные стратегии применительно к разным аудиториям.
По способу выражения PR-кампании делятся на "жесткие" и "мягкие".
"Жесткая" PR-кампания (Hard relations) близка по своему духу к мерам стимулирования интереса и активного привлечения аудиторий. Такая кампания имеет краткосрочные цели - воздействовать на общественность таким образом, чтобы привести ее к мгновенным действиям с помощью кричащих, и рассчитанных на внешний эффект объявлений.
"Мягкая" PR-кампания (Soft relations) имеет целью не только сообщить о музейном проекте или программе, но создать вокруг этого проекта благоприятную атмосферу. Чаще всего, это стратегии эмоционального воздействия, играющие на символике, глубинных мотивах, затрагивающих чувства. Такая PR-кампания рассчитана на средние сроки воздействия на аудиторию. Она постепенно изменяет настрой потенциальной аудитории, вызывая у нее ассоциации, которые влекут за собой сначала заинтересованность в проекте, внутреннюю готовность к участию в нем, а затем и участие, и желание стать постоянным партнером музея, членом "Клуба друзей", если такой уже создан музеем. Часто PR-кампания такого типа применяются с целью формирования постоянной публики.
PR-кампания может значительно модифицировать влияние мотивов социального поведения, усиливая или ослабляя интерес аудитории. Исследования показывают, что функция реакции аудитории на информационное давление нелинейна: отклик интереса проходит через пороги восприятия и насыщения (рис.1)
За порог восприятия, как правило, принимается минимальный уровень информационного давления, достаточный для достижения целей PR-кампании. До уровня порога восприятия информационное воздействие недостаточно, чтобы быть эффективным.
Порог насыщения – это уровень информационного давления, за пределами которого наращивание информационного воздействия бесполезно, т.е. не сказывается на силе отклика или, более того, оказывается вредным, т.к. приводит к снижению интереса и отторжению
Импульсная PR- кампания
Время
Припоминание информационного сообщения без подсказки, % аудитории
40%
50%
60%
10%
20%
30%
Постоянное информационное воздействие
Залповая PR-кампания
Рис. 1. Функция реакции аудитории на информационное воздействие.
Рис. 2. Функции воздействия PR-кампаний разных типов.
Таким образом, задачи PR-специалистов спланировать кампанию так, чтобы оказаться в зоне эффективности: между порогом восприятия и порогом насыщения, иначе усилия окажутся бесполезными или вредными. Надо помнить, что эффект информационного воздействия нелинейно распределен во времени и учитывать динамические лаги при планировании кампании.
PR-кампании различают в зависимости от выбранного критерия:
по интенсивности:
Равномерная
Нарастающая
Нисходящая
по стратегии воздействия на потребителей (рис.2):
Залповая
Пульсирующая
по назначению:
Имиджевая
Стимулирующая
Стабилизирующая
Каждая из стратегий имеет свои преимущества и недостатки, свои возможности и ограничения. Выбор типа кампании и стратегий воздействия определяется исходя из целей и задач, а также планируемых результатов. Например, по рисунку 2 понятно, что достичь "всплеска" интереса можно только с помощью залповой кампании, однако этот интерес быстро "сходит почти на нет". Пульсирующая PR-кампания никогда не достигает такого "пика интереса", однако гораздо выигрышней в средне- и долгосрочной перспективе. Выбор зависит от целевой ориентации PR-кампании в целом, для каждой ситуации планируется наиболее подходящая стратегия.
По ориентации PR-кампании направлены на:
формирование у аудитории определенного образа музея или галереи;
формирование благожелательного отношения к музею;
формирование у других организаций образа надежного партнера;
формирование у потенциальной аудитории определенного уровня знаний о конкретном предложении (выставке, культурном событии или акции, новых услугах ...);
формирование потребности и заинтересованности в музейном предложении – программах, услугах, событиях и т.д.;
стремление сделать определенную целевую группу постоянной аудиторией и партнером музея (галереи);
стимулирование интереса аудитории к конкретному музейному предложению;
Программа PR-кампании должна дать ответы на ключевые вопросы:
что сообщается (к чему привлекается внимание);
кому предназначается сообщение;
какие цели pr-кампании;
какие результаты планируется достичь;
как предполагается достигать ожидаемые результаты
какими ресурсами располагает музей для проведения PR-кампании.
Последовательность планирования PR-кампании:
определить портрет потенциальной аудитории;
определить цели PR-кампании;
определить основную идею PR-кампании;
выбрать средства распространения и формы размещения информационных сообщений;
определить оптимальные сроки PR-мероприятий друг относительно друга во времени;
составить бюджет PR-кампании и оценить возможные расходы;
согласовать финансовые потребности и возможности, выбрать оптимальный вариант бюджета;
составить развернутый план PR-кампании;
разработать все элементы PR-кампании;
проверить предполагаемую эффективность цели, идеи, элементов PR-кампании;
уточнить или изменить при необходимости элементы PR-кампании;
организовать работу музея (галереи) во время PR-кампании;
контролировать эффективность PR-кампании;
подвести итоги PR-кампании.
План PR-кампании составляется в трех направлениях:
по конкретным мероприятиям;
по целевым группам – сегментам потенциальной аудитории;
во времени.
Планирование PR-кампании включает разработку стратегии сегментации аудитории и стратегии позиционирования.
Организация и проведение PR-кампании в сфере культуры включают два взаимосвязанных этапа:
определение базовых сегментов потенциальной аудитории;
построение программ коммуникации с каждым из сегментов.
Успешность программ коммуникации зависит от точности определения и описания сегментов.
Для сферы культуры важно выделять сегменты со схожими психологическими и поведенческими характеристиками; социально-демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение, уровень образования и даже уровень дохода) имеют второстепенное значение. Поведение людей по отношению к музейному предложению детерминируется прежде всего "характеристиками сознания" и принадлежностью к той или иной культурной группе, которые никогда не совпадают с социально-демографическими группами.
Стратегии сегментации аудиторий и коммуникационные программы в сфере культуры опираются на:
концепцию типа личности;
теорию ценностей;
концепцию стиля жизни.
Особое внимание при разработке PR-кампании уделяется определению целевых групп, так как эффективность воздействия сильно зависит от характеристик аудитории, информационные сообщения оказывают специфическое действие в зависимости от адресата.
Целевую аудиторию PR-кампании составляют люди, которым хотят передать информационное обращение по возможности более точно, чтобы избежать распыления информации, так как это влечет бесполезные издержки и приводит к снижению эффективности.
Целевая аудитория, как правило, формируется из двух типов групп:
непосредственная потенциальная аудитория;
группа лиц, которые оказывают влияние на заинтересованность и решения потенциальной аудитории.
Последние составляют, так называемую, группу "предписантов": тех, кто советует или рекомендует, например, ученые, эксперты, искусствоведы; органы независимой экспертизы; а также организации или люди, которым по тем или иным причинам доверяют или хотят подражать.
Для определения целевой аудитории используют социально-демографические, географические, экономические, культурно-стилевые и психографические критерии. По отношению к каждой из выбранных целевых групп проводят определенную информационную и коммуникационную политику.
Специфика стратегий сегментации аудитории PR-кампании определяется отношением потенциальных групп к информационным обращениям – характеру, стилю, способам размещения и т.д.
Стратегия позиционирования составляет ядро концепции PR-кампании. Стратегия позиционирования строится на использовании разнообразных атрибутов бренда, конкурентных преимуществ, характеристик и специфики конкретного музейного предложения, типов аудиторий и целевых групп.
Выделяют несколько основных подходов к стратегии позиционирования:
подход "культурный символ";
подход "конкурентное преимущество";
подход "соотношение - ценность - интерес";
подход "уникальность (оригинальность) предложения";
использование специфики и особенностей интереса аудитории.
Планирование стратегий PR-кампании включает:
разработку концепции обращений;
определение средств распространения информационных обращений;
медиа-планирование.
В концепции определяются содержание, тип и стиль информационных обращений в соответствии с намеченными целями и планируемыми результатами PR-кампании; планируется интенсивность PR-кампании и степень информационного давления; фиксируется время, необходимое для подготовки информационных обращений разных типов, а также график резервирования мест для информационных обращений в различных средствах массовой коммуникации.
Творческая концепция информационных обращений опирается на модель иерархии воздействия, а также тенденции и закономерности восприятия конкретных целевых групп.
В рамках концепции обращений прогнозируются:
сроки ответной реакции целевых аудиторий;
длительность эффекта, произведенного информационными обращениями разных типов.
Проводниками информационных обращений являются каналы коммуникации и носители информации.
Выбор средств распространения информационных обращений определяется количеством контактов целевой аудитории, которое может обеспечить конкретный носитель и канал информации с учетом стоимости размещения там информационного обращения. Одним из основных каналов коммуникации являются СМИ, последнее время большое внимание уделяется электронной коммуникации, обеспечивающей доступ к виртуальной аудитории.
Медиа-планирование предназначено для определения экономически оптимального состава и графика размещения информационных обращений и материалов в средствах массовой информации.
В результате - медиа-план фиксирует:
типы и состав используемых коммуникационных средств;
каналы и носителей информации, а также характеристики размещения информационных обращений и материалов;
структуру информационных обращений: размер, место, продолжительность и т.д.;
график информационных обращений и интенсивность информационного давления.
Основные показатели для составления медиа-плана:
широта охвата аудитории – Reach, coverage;
частота информационных контактов – Freqency;
стоимость информационного воздействия в расчете на 1% населения или на 1000 чел. – Cost per rating point (CPP), Cost per thousand (CPT).
Для повышения эффективности медиа-планирования разработана детальная система показателей, например:
размер аудитории по целевой группе;
профиль аудитории;
полезная аудитория;
пересекающаяся аудитория;
полезная непересекающаяся аудитория;
степень полезного проникновения;
коэффициент обращения;
темп накопления аудитории;
рейтинг, совокупный оценочный рейтинг;
и другие показатели.
Медиа-планирование осуществляется на основе медиа-исследований, которые, как правило, проводят специализированные агентства. Для медиа-планирования применяются компьютерные программы с обновляемыми базами данных, например, Galileo.
При планировании бюджета PR-кампании определяется:
общее количество финансовых ресурсов, выделяемых на кампанию;
распределение намеченных средства по статьям расходов.
В расходы включаются как непосредственные затраты на проведение PR-мероприятий, так и затраты на исследования и разработки.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА PR-КАМПАНИИ | |
Аналитические расходы, концептуальные разработки | 15 - 20% |
Подготовительные расходы:
| 10 - 15% |
Изготовление и размещение информационных материалов | 50 - 70% |
Накладные расходы | 5 - 15% |
Оценка результатов PR-капании проводится по двум направлениям:
успешность коммуникации;
эффективность информационного воздействия.
Наиболее распространенным критерием успешности коммуникации является запоминание информационного обращения. PR-кампания считается результативной, если информационное обращение запоминает не менее 50% целевой аудитории. Результативная PR-кампания считается эффективной, если более 7% целевой аудитории, запомнившей информационное обращение, позитивно отреагировали на обращение (пришли на выставку, стали участниками культурной акции, поддержали музейное предложение и т.п.)
Для контроля успешности коммуникации используются методы, основанные:
на узнавании – recognition test;
на вспоминании – recall test.
При применении метода "узнавания" различают три уровня:
noted – доля тестируемых, видевших информационное обращение;
seen / associated – доля тестируемых, которые видели информационное обращение, читали часть текста и помнят суть информационного обращения;
read most – доля тестируемых, которые полностью читали информационное обращение и помнят его.
При применении метода "вспоминания" различают два уровня:
с поддержкой – aided recall;
без поддержки – unaided recall.
Для контроля эффективности информационного воздействия кроме анализа динамики показателей используются экспериментальные методы. Основным является метод сравнительного тестирования аудиторий. В качестве тестируемого выбирается сегмент аудитории, охваченный PR-кампанией; в качестве контрольного выбирается сегмент аудитории, не охваченный влиянием PR-кампании. Проводятся измерения поведения представителей выделенных сегментов аудиторий и сравниваются между собой. Для сравнения, как правило, выбираются различные региональные аудитории или аудитории различных каналов коммуникации. По результатам эксперимента эффективность PR-кампании определяется как разница в показателях изменения поведения между тестируемым и контрольным сегментами аудиторий. Период испытаний должен быть достаточно продолжительным, чтобы отразить изменения, обусловленные PR-кампанией, включая, "carry-over" эффекты.
Современные PR-технологии позволяют систематически и комбинированно использовать всю совокупность внутренних и внешних информационных связей некоммерческой организации, реализовать сильные стороны организации и элиминировать слабые. Теоретические концепции и модели создают базу для динамичного развития стратегий и методов как внешних, так и внутренних PR-технологий. Постепенно в России и в некоммерческом секторе PR становится непрерывным, активным, комплексным средством решения долгосрочных задач.
1 См. Блек С. Введение в Паблик Рилейшнз. М., 1998.
2 См. Lasswell H. Analyzing the Content of Mass Communications. N.Y., 1942.
3 См. Katz E., Lazarsfeld P. Personal Influence: the Part Played by People in the Flow of Mass Communications. N.Y., 1965.
4 См. Батра Р., Майерс Д., Аакер Д., Рекламный менеджмент. М.; СПб.; К., 1999.
5 См. Батра Р., Майерс Д., Аакер Д., Рекламный менеджмент. М.; СПб.; К., 1999.
6 См. PR. Международная практика. М., 1997
7 См. PR в сфере бизнеса. М., 1999.
8 См. Towards a Sociology of Cultural Communications. UK, 1997.
9 См. PR. Международная практика. М., 1997
10 Там же.
11 SWOT-анализ - анализ ситуации по четырем параметрам: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Первые два параметра рассматриваются как внутренние факторы (то, что мы можем изменить), последние два - как внешние (то, что мы должны учитывать).
- Pr некоммерческой организации: теоретические основы современных pr-технологий и моделей коммуникации
- Целевая аудитория – ключевое сообщение – канал коммуникации.
- Внимание – интерес – желание – действие
- Исследование - действие – общение - оценка
- Эволюция концепций Public Relations:
- Российская специфика развития pr:
- Основные этапы: