2.1 Кружковая работа как форма организации внеурочной деятельности в начальной школе - особенности, программа по математике "Умники и умницы"; 2 класс
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций - обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения.
Цель программы развивающих занятий по логической математике "Умники и умницы": формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи программы:
-
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
-
овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
-
овладение конкретными математическими знаниями;
-
воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Кроме того, решаются следующие задачи:
-
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
-
развитие речи;
-
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приемы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Продолжительность и общая характеристика составляющих занятия.
-
«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы
-
Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности.
-
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не лишь способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.
-
Веселая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не лишь двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
-
Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребенка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот либо иной алгоритм рассуждения.
-
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
-
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
-
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
-
обоснованно делать выводы, доказывать;
-
обобщать математический материал;
-
находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
-
составлять, моделировать и штриховать предметы;
-
находить закономерность;
-
классифицировать предметы, слова;
-
определять истинность высказываний;
-
делать выводы, простейшие умозаключения.
-
уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
-
делать выводы, простейшие умозаключения;
-
решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
-
Развитие морально - этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
-
Осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке своих действий и волевая саморегуляция.
-
Спокойное отношение к ошибке как к рабочей ситуации, вера в свои силы.
Метапредметные результаты
-
Умение выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднения.
-
Формирование специфических для математики логических операций (сравненение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно - следственных связей, построение рассуждений,) необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
-
Способность к использованию знаково – символических средств математического языка для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач.
-
Овладение навыками смыслового чтения текстов.
-
Умение работать в парах, группах, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свое поведение, способность разрешать конфликты.
Предметные результаты
-
Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по решению текстовых арифметических задач.
-
Использование приобретенных математических знаний для решения учебно-практических задач.
-
Овладение приемами анализа условия задачи и наглядного представления данных и процессов, исполнения и построения алгоритмов.
-
Умение устно и письменно решать текстовые задачи, составлять выражения.
-
Овладение математической речью, знание терминологии используемой при рассуждении в процессе решения задачи.
Программа рассчитана на 6 месяцев с проведением занятий 2 раза в неделю (8 часов в месяц), продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия по программе рассчитаны на работу в группе до 5 человек. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению, творческому потенциалу.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Содержание 2 года обучения.
-
Тренировка психических процессов:
-
развитие концентрации внимания;
-
тренировка внимания;
-
тренировка слуховой памяти;
-
тренировка зрительной памяти;
-
совершенствование воображения;
-
развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
-
Задания геометрического характера.
-
уникурсальные кривые;
-
составление и моделирование предметов;
-
построение фигур из счетных палочек;
-
построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
-
Нестандартные задания алгебраического характера.
-
арифметический шифр;
-
математический фокус ;
-
арифметические лабиринты с воротами;
-
математические ребусы;
-
магические квадраты 3*3;
-
Нестандартные задания логического характера
-
анаграмма;
-
комбинаторные задачи;
-
задачи с альтернативным условием.
-
Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
- Введение
- 1. Теоретические аспекты
- 1.1 Познавательные способности - понятия, закономерности, механизмы
- 1.2 Особенности развития познавательных способностей младших школьников
- 1.3 Дидактические условия развития познавательных способностей - формы, средства и методы
- 2. Анализ причин
- 2.1 Кружковая работа как форма организации внеурочной деятельности в начальной школе - особенности, программа по математике "Умники и умницы"; 2 класс
- 2.3 Возможности математического содержания в развитии познавательных способностей у младших школьников - математический материал, классификация, возможности
- 2.3 Методические приемы развития познавательных способностей у младших школьников на математическом содержании
- Заключение
- Список использованных источников