logo
Б23

Дополнительные вопросы

Чем товарное сельское хозяйство отличается от потребительского?

Ответ

Все виды и типы сельского хозяйства объединяют в две боль­ше группы:

1) товарное сельское хозяйство, которое включает как интенсивное земледелие с плодосменными севооборотами, интенсивное животноводство с заготовкой кормов, садоводство и огородничество, Как и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство;

2) потребительское сельское хозяйство, включающее более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, примитивное собирательство, охоту и рыболовство.

Что такое агропромышленный комплекс?

Ответ

Структурно АПК подразделяется на три основных сферы (групп) отраслей.

Первая, базовая сфера, включает сельское хозяйство, состоящее растениеводства и животноводства.

Вторая сфера — перерабатывающая (пищевая) промышлен­ность.

Третья сфера включает отрасли, производящие средства производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства, пищевой промышленности, произ­водство мелиоративной техники, минеральных удобрений и средств борьбы с вредителями сельскохозяйственной продукции, а также строительство и транспорт по обслуживанию АПК, мелиоративное хозяйство, предприятия заготовки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции.

Главным звеном АПК выступает сельское хозяйство, дающее около ½ продукции АПК, сосредоточивающее 2/3 его основных производственных фондов и рабочей силы. Это особая сфера экономики, поскольку основным средством производства здесь является зем­ля. В отличие от других средств производства она не является продуктом труда человека. При рациональном использовании в сельском хозяйстве земля не только не теряет своих качеств, но и улучшает их, тогда как все другие средства производства постепенно устаревают и морально, и физически, заменяясь другими. Земля в данном случае выступает и как средство труда, и как предмет труда.

Влияние научно-технического прогресса на размещение мирового сельского хозяйства?

Ответ

Влияние НТР на сельское хозяйство проявляется по-разному. В 20—30-е гг. XX в. оно выражалось в тракторизации сельского хо­зяйства. В 1940—1950-е гг. прогресс в сельском хозяйстве был связан с селекцией (выведением новых сортов культурных растений) и хи­мизацией (использованием удобрений и ядохимикатов). В 60-е гг. в сельском хозяйстве активно внедрялись достижения сельскохозяй­ственной науки, что получило название «зеленая революция». С 80-х гг. развиваются биотехнология и компьютеризация сельскогохозяйства. Этот период, который еще не закончился, называется «вто­рая зеленая революция».

«Зеленая революция» представляет собой активное проведение мероприятий по интенсификации сельскохозяйственного производ­ства, существует и другое определение, согласно которому «зеленая революция» — это преобразование сельского хозяйства на основе со­временной агротехники. Она включает три компонента:

  1. выведение новых сортов сельскохозяйственных культур (например, скороспелых или высокоурожайных);

  2. расширение ирригации (орошения) и мелиорации (осушения), поскольку новые сорта могут проявить свои качества при соот­ветствующем количестве влаги в почве;

  3. более широкое применение современной техники, удобрений и ядохимикатов.

Наиболее заметными результатами «зеленой революции» яви­лись два. Во-первых, некоторые развивающиеся страны стали удовлетворять свои потребности в зерне за счет собственного произ­водства, поскольку урожайность возросла в 2—3 раза. Во-вторых, увеличился спрос на машины и удобрения. Вместе с тем «зеленая ре­золюция» имела ряд недостатков. Главный из них — ее ограничен­ный характер. Она получила распространение лишь в некоторых странах — в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии. «Зеленая революция» затронула только земли, принадлежащие крупным хозяевам и иностранным компаниям, и почти ничего не изменила в тра­диционном потребительском секторе. Она еще раз показала, что отставание сельского хозяйства развивающихся стран обусловлено не только природными, но и социально-экономическими причинами.

  1. Стратегические мотивы развития международной маркетинговой деятельности.

Международный маркетинг — комплекс мероприятий за пределами страны в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия и изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Комплекс международного маркетинга состоит из 2-х групп: 1) Внешняя (неконтролируемые, экзогенные элементы).

Окружение;

Институциональные факторы;

Конкуренция;

Правовая система

2) Внутренняя (контролируемые, эндогенные элементы).

Товар;

Цена;

Продвижение товара

Причины выхода компаний на международный рынок

Методы выхода на внешний рынок

Экспорт — рынок путем отправки продукции и продажи её с помощью посредников международного рынка (косвенный экспорт) или с помощью собственного подразделения, филиала и торговых представителей или агентов компании (прямой экспорт)

Совместная предпринимательская деятельность — путем объединения с иностранными компаниями с целью производства или сбыта товаров или услуг.

Лицензирование — компания вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предоставляя ему право на использование технологии производства, торговой марки, патента или чего-либо другого за соответствующее вознаграждение или лицензионную плату.

Подрядное производство — совместное предприятие, в котором компания заключают контракт на выпуск продукции с предприятиями на зарубежном рынке

Управление по контракту — совместное предприятие, в котором местная компания предоставляет зарубежной ноу-хау по менеджменту, зарубежная компания, предоставляет капитал. таким образом, местная компания экспортирует не продукцию, а услуги менеджмента.

Совместное владение — совместное предприятие, в котором компания объединяется с инвесторами на зарубежном рынке с целью создания местного предприятия. Компания является совладельцем этого предприятия и принимает участие в управлении им.

Прямое инвестирование — путем создания сборочных или производственных предприятий за рубежом.

Обычные мотивы интернационализации бизнеса:

- насыщение внутреннего (домашнего) рынка;

- дефицит платежного баланса страны и правительственная поддержка экспортной и транснациональной деятельности;

- необходимость освоения новых рынков.

Основные этапы интернационализации бизнеса и соответствующие типы компаний:

- экспортер;

- международная деятельность;

- мультинациональная деятельность;

- глобальная деятельность.

Соответственно международный маркетинг включает вопросы:

- интернациональных рынков;

- мультинационального маркетинга;

- глобализации;

- решений по входу на рынок;

- маркетинговых исследований;

- решений по продукту;

- тактики входа на рынок. Для селекции экспортных рынков должны быть проведены оценки по следующей процедуре:

А. Географическая сегментация:

- общие рыночные показатели,

- специфические показатели по продукту,

- оценка рыночных потенциалов.

Б. Социально-экономическая сегментация:

- характеристики потребителя (количественные и качественные показатели),

- характеристики снабжения (конкуренция, распределение, среда).

В. Оценка потенциала продаж:

- рынки,

- сегменты.

Г. Оценка прибыльности:

- ранжирование рынков / сегментов,

- финальная селекция рынка.

Д. Стратегическое планирование.