1.2. Принципы и организационные аспекты формирования команды проекта
Команда проекта является управленческой. Рассмотрим основные факторы, которые определяют принципы формирования команды проекта:
а) специфика проекта. Команда проекта организуется для его реализации, поэтому такая характеристика, как специфика проекта, одна из главных в образовании команды. Именно специфика проекта определяет формальную структуру команды, которая утверждается руководством; ролевой состав; перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды; сроки, этапы, виды работ по проекту. Очевидно, что состав команды для реализации строительного проекта должен включать проектировщиков, строителей, снабженцев и т.д., а в состав команды научного проекта должны входить научные работники, эксперты, специалисты по областям соответствующих знаний и т.п.;
б) деление организационно-культурной среды команды на внешнюю и внутреннюю. Внешняя включает окружение проекта во всех аспектах. Внутренняя среда, или организационная культура самой команды, включает такие характеристики, как принятые и разделенные всеми участниками нормы; способы распределения власти; сплоченность и связанность членов команды; характерные способы организации и протекания командного взаимодействия (координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей); организация ролевого распределения;
в) особенности личного стиля взаимодействия руководителя или лидерас другими членами команды. Эти характеристики основываются на понятии «тип лидера», которое толкуется как характерные особенности, которые определяют всю систему взаимоотношений лидера с подчиненными.
Современная концепция лидерства подчеркивает такую его ценность, как повышение у подчиненных способности к саморуководству. Наиболее адекватным лидером является тот, кто может руководить другими в таком направлении, чтобы они руководили сами собой. Человека, способного к такого рода лидерству, авторы называют сверх-лидером.
Управление командой проекта связано с необходимостью создания рациональной структуры, обеспечения высокой степени профессионализма сотрудников, сложностью достижения оптимального соотношения внешнего контроля и независимости команды. Менеджер проекта должен быть гибким и уверенным в себе и в своих сотрудниках. Влияние в команде основано не на статусе или положении, а на профессионализме и компетентности.
При реализации проекта специфика управления командой заключается в том, что она не является, как правило, традиционной самостоятельной организацией. Рассмотрим организационные аспекты в контексте принципов формирования команды проекта. Соответствующая организационная форма должна быть индивидуально подобрана под конкретный проект. При формировании команды могут возникнуть два варианта:
а) проект реализуется в рамках предприятия(организации), например, в случае реструктуризации, расширения или диверсификации его деятельности и пр. При этом имеются три возможности:
1) работа над проектом как дополнительная задачав рамках повседневной деятельности. Это означает включение УП в обычный ритм работы. Руководство организации определяет ответственного руководителя проекта, который одновременно в рамках организационной схемы выполняет и свои обычные обязанности, при этом дополнительно руководит проектной командой и имеет профессиональный доступ к значимым сотрудникам вне зависимости от границ отделов, планирует ресурсы и координирует всю деятельность по проекту,
2) классическая организация проекта(отдельная оргструктура в рамках оргструктуры предприятия). В такой модели, которая выбирается при комплексных и объемных задачах, особенно сильно подчеркнуто значение работы над проектом в организационной структуре предприятия. Работа в команде проекта имеет однозначный приоритет перед иерархическими и дисциплинарными отношениями подчинения классической структуры подразделений предприятия. Проект находится под патронажем непосредственно руководства предприятия, и руководитель проекта, а отчасти и отдельные члены команды, полностью или частично освобождаются от своей обычной деятельности,
3) смешанные формы, когда назначается освобожденный от иных видов деятельности опытный менеджер проекта и привлекаются специализированные сотрудники, которые, однако, одновременно занимаются своей обычной деятельностью. При этом вся ответственность лежит на менеджере проекта, который полностью может сконцентрироваться на его реализации и имеет больше свободы при назначении сотрудников проекта.
На практике и прежде всего на средних предприятиях преобладают смешанные формы;
б) проект реализуется вне рамок одной организации (предприятия),т. е. команда формируется преимущественно из представителей различных организаций.
Далеко не всегда проекты реализуются в рамках отдельного предприятия. Это относится, например, к новым строительным проектам, крупным проектам развития территорий и пр. В таких случаях под конкретный проект создаются специфические структурные образования, как правило являющиеся адаптивными организационными структурами.
- Тема 54 - Управление командой проекта. Содержание
- 1 Теоретические аспекты управления командой проекта
- 1.1. Формирование и основные характеристики команды проекта
- 1.2. Принципы и организационные аспекты формирования команды проекта
- 1.3 Формирование и управление эффективной командой проекта
- 2. Анализ управления командой проекта на примере ооо «Саммит Моторс (Хабаровск)»
- 2.1 Краткая характеристика организации ооо «Саммит Моторс (Хабаровск)»
- 2.2 Анализ системы управления проектами ооо «Саммит Моторс (Хабаровск)»
- 2.3 Проблемы формирования команды проекта в ооо «Саммит Моторс (Хабаровск)»
- 3 Рекомендации по совершенствованию эффективного управления командой проекта ооо «Саммит Моторс (Хабаровск)»
- 3.1 Формирование управленческой команды ооо «Саммит Моторс (Хабаровск)»
- 3.2 Формирование проектной команды для открытия филиала ооо «Саммит Моторс (Хабаровск)» в г. Комсомольск-на-Амуре
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение 1