1.3 Возможности уроков литературного чтения для нравственного воспитания младших школьников
Психологами установлено, что именно младший школьный возраст характеризуется самой высокой восприимчивостью к нравственному воспитанию, именно в этом возрасте они лучше всего усваивают нравственные нормы и правила.
Литература как учебная дисциплина в российской школе является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического воспитания школьников, в побуждении и развитии их национального самосознания, интеллекта и способностей, в формировании духовных потребностей, а потому имеет все основания стать духовно-нравственной ценностью для каждого школьника [33].
Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребенку стать читателем; путем чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребенка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.
По мнению Л.В. Занкова содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами. Главную цель этой работы ученый видел в «ознакомлении детей с окружающим миром средствами искусства».
Основное содержание воспитывающего урока в том, чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах. Результат нравственного воспитания, по мнению Л.В. Занкова, – «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре, …к тому, чем живет Родина, ее люди». Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, содержатся в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на свой язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений [16].
Эту работу на уроках литературного чтения должен организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома [16].
Согласно Л.В. Занкову, самое главное, чтобы работа учителя на уроках литературного чтения была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, - это путь, средство решения этой цели [16].
По мнению Л.В. Занкова учителю необходимо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем. На уроке литературы дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:
– думали над прочитанным;
– сопереживали героям;
– оценивали их поступки;
– осмысливали их проблемы;
– соотносили их жизнь со своей жизнью;
– старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами [16].
Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире [28].
В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам в начальной школе определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение – это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес [19].
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах –помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил, что читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело.
Учитывая особенности современных детей – они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло.
По мнению Г.Ф. Гаврилычевой, главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источник дальнейшего развития. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими ее звеньями, как потребность, мотив, интерес [18].
Работа на уроке литературного чтения должна быть системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание - это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого - организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, – это путь, средство решения этой цели. Уроки литературного чтения дают возможность младшим школьникам задуматься над серьезными нравственными проблемами, сопереживать героям. На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом, что дает возможность воспринять младшими школьниками эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для детей чужим, а подчас и чуждым [12].
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного развития. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов. Как форма познания действительности такое произведение расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений [34].
Искусство, любое, каждый его вид создает особыми средствами художественную картину мира, которую человек воспринимает как особую реальность. Читатель, особенно маленький, представляет себе героев, сочувствует, или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ним.
Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его место в мире.
Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова. Во вступительной беседе учитель рассказывает о том, какого рода произведения можно отнести к этому жанру, дает краткие сведения о И. Крылове как о великом баснописце, истинном патриоте своей Родины, которым высмеивал в своих баснях людские пороки, учил уважать в человеке лучшие его качества. После чтения басни важно выяснить характерные особенности и поступки героев, ведя учащихся от сюжетной основы басни к мотивам поступков героев [22].
Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения, содействуют воспитанию у них высоких нравственных качеств.
Во 2 классе, изучая рассказ Л. Пантелеева «Честное слово», учитель выясняет позицию автора на то, какие черты характера он ценит в людях, рассказывая о мальчике и о военном. Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе ни было. Дети навсегда запомнят фразу: «Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал. Данное произведение позволяет воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине, что немаловажно является при развитии нравственных качеств. Домашним заданием является написание сочинения на тему «Что я ценю в людях». В них должны быть отражены нравственные начала, которыми были проникнуты дети на уроке.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Например, уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван - царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма.
При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, воспринимает «чужое» как «свое», получает представление о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. Задача учителя - организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами - сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
- умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
- умение сопереживать героям и автору;
- умение понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной и письменной речи [36].
В процессе начального обучения до минимума сокращаются информационно-репродуктивные методы. Их используют лишь в тех случаях, когда у учащихся отсутствует база для организации конструктивной мыслительной деятельности, или в силу сложности материала. Беседа особенно плодотворна в том случае, когда в ходе ее не только воспроизводится прочитанное, но и стимулируется размышление учащихся, сопоставление фактов и т.д. В практике обучения младших школьников используется самостоятельная работа учащихся по заданиям учителя, анализ текста художественной литературы.
Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы: решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т.д. Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним [34].
Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют нравственному воспитанию учащихся. Особенностями нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения являются:
–·приобщение детей к нравственным устоям православной культуры;
–·помощь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;
–·способствование их укоренению в детском уме и сердце;
–·выработка позиции непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
–·представление детям твердых ориентиров добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
–·способствование восприятию интереса к отечественной истории;
–·воспитание любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
–·вхождение детей в круг основных православных традиций, показ их тесной связи с народной жизнью, искусством, творчеством;
–·способствование изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к полезному чтению;
–·создание почвы для возникновения между детьми дружеских отношений.
Заканчивая первую главу курсовой работы, можно сделать следующий вывод.
Нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
В ФГОС разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературного чтения, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют задачам образования и воспитания человека, особенно если воспринимать этот школьный предмет как вид искусства, часть культуры:
1. На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом.
2. Как вид искусства литература способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
3. Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.
- 1 Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения
- 1.1 Теоретические основы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
- 1.2 Особенности нравственного воспитания младших школьников
- 1.3 Возможности уроков литературного чтения для нравственного воспитания младших школьников
- 2 Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
- 2.1 Анализ учебных программ по литературному чтению
- 2.2 Программа уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников
- 2.3 Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках чтения